Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1188832-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы М.В. Емельяновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он внесен в связи с возникшими на практике трудностями в реализации требований части 7 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которая обязывает акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которых на день вступления в силу данного Федерального закона содержат указание на то, что они являются публичными, но акции которых публично не размещаются и не обращаются, в срок до 1 января 2021 года обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества. Законопроект предусматривает, что акционерные общества, не выполнившие указанные требования, вправе отказаться от публичного статуса путем внесения в устав соответствующих изменений в "упрощенном" порядке, согласно которому при отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров, или при отсутствии большинства голосов акционеров, необходимого для принятия решения о внесении в устав изменений (три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании), акционерное общество обязано провести повторное общее собрание акционеров, на котором решение о внесении в устав изменений принимается простым большинством акционеров, принимающих участие в повторном общем собрании акционеров. При этом решение о внесении в устав изменений принимается одновременно с решением об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (предлагаемая часть 7.1 статьи 27).
Неясно правовое значение предлагаемых положений части 7.1 статьи 27, в частности, их соотношение с положениями части 7 данной статьи, поскольку проект, с одной стороны, не отменяет предусмотренную частью 7 обязанность, но с другой, - не продлевает срок ее исполнения, который в настоящее время уже истек. При этом говорится о "праве" отказаться от публичного статуса в порядке, установленном предлагаемой частью 7.1. Таким образом, не ясно, сохраняется ли обязанность акционерных обществ, указанных в части 7 статьи 27, отказаться от публичного статуса или она заменяется правом отказа в упрощенном порядке, предусмотренном проектом.
Если проект предполагает, что обязанность отказа от публичного статуса для акционерных обществ, указанных в части 7 статьи 27, сохраняется, то положения проекта не соотносятся с положением пункта 1 статьи 66.3 ГК РФ, согласно которому "правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным", и которое наряду с иными нормами не предусматривает каких-либо ограничений по времени, в течение которого в уставе и фирменном наименовании акционерного общества, не имеющего публичного обращения акций, может содержаться указание на то, что оно является публичным. В свою очередь, пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что публичное общество "вправе" (т.е. не обязано) проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Кроме того, законопроект не определяет новый срок, в течение которого акционерные общества должны отказаться от публичного статуса в предлагаемом проектом порядке, а также не предусматривает правовых последствий в случае неисполнения акционерными обществами данной обязанности.
Учитывая положения проекта, относящиеся к деятельности Банка России, необходимо соблюдение требований статьи 7 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.