Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1256989-7 "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления запрета лицам с непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления работать в такси и заниматься пассажирскими перевозками)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1256989-7 предлагает дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) новой статьей 328.1, устанавливающей ограничения на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение ряда тяжких и особо тяжких преступлений.
Как отмечается в пояснительной записке, соответствующий "...перечень преступлений подготовлен на основании предложений правоохранительных органов с учетом степени общественной опасности, возможности сопоставления преступлений, предусмотренных УК РФ, с уголовными кодексами иностранных государств - членов ЕАЭС, а также с учетом статистической информации о количестве осужденных лиц и рецидивах преступлений, полученной от Минюста России".
В перечень этих преступлений входят убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества, которые Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) отнесены к тяжким и особо тяжким преступлениям, а также аналогичные им преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС.
Учитывая различия в уголовном законодательстве иностранных государств - членов ЕАЭС, законопроектом предлагается устанавливать соответствие преступлений, предусмотренных УК РФ и законодательством других государств - членов ЕАЭС, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
При этом лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение вышеуказанных преступлений, при поступлении на обозначенную работу будут обязаны предъявлять работодателю оригинал или заверенную копию документа о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданного и заверенного в установленном порядке.
Наряду со случаями, указанными в статье 76 ТК РФ, работодатель будет обязан отстранять от работы (не допускать к работе) таких работников при получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергается уголовному преследованию за преступления, предусмотренные частями первой и второй проектируемой статьи 328.1 ТК РФ. При этом работодатель должен будет отстранить от работы (не допускать к работе) указанного работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Кроме того, в соответствии с поправкой в статью 81 ТК РФ, работодатель сможет расторгнуть трудовой договор по своей инициативе с обозначенными работниками в случае неисполнения ими устанавливаемых законопроектом требований.
Срок вступления в силу предлагаемых изменений - с 1 сентября 2022 года. Однако законопроектом предусмотрен ряд отдельных переходных положений, согласно которым указанные в проектируемой статье 328.1 ТК РФ работники будут обязаны до 1 марта 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые установлены МВД России.
Действие предусмотренного законопроектом правового регулирования распространяется на граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств - членов ЕАЭС, осуществляющих трудовую деятельность на территории России.
В пояснительной записке обосновывается нераспространение действия предлагаемого правового регулирования на граждан иностранных государств, не входящих в ЕАЭС. Так, статьями 13.3 и 18 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" урегулирован "...вопрос установления запрета на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок, урегулирован посредством установления запрета на получение разрешения на работу и патента иностранными гражданами, имеющими судимость за совершение преступлений на территории Российской Федерации либо за ее пределами". Однако согласно статье 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, участником которого является Российская Федерация, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства - члена ЕАЭС вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств - членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств - членов ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
К законопроекту N 1256989-7 имеется ряд замечаний:
Проектируемой статьей 328.1 ТК РФ предлагается установить для лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение определенных законопроектом преступлений, запрет на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, а именно - легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта. Следует учесть, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к видам внеуличного транспорта относятся метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесная канатная дорога транспортная, фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). При этом в пояснительной записке к законопроекту не содержится обоснования выделения только некоторых видов транспортных средств при обеспечении безопасности перевозок пассажиров.
Часть четвертая проектируемой статьи 328.1 ТК РФ представляется неясной в части определения категории лиц, в отношении которых предлагается закрепить обязанность предъявлять работодателю документ (копию документа), выданного компетентным органом иностранного государства - члена ЕАЭС, поскольку по смыслу разрабатываемого правового регулирования такая обязанность может быть установлена не в отношении "лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость...", а в отношении граждан указанных государств, поступающих на соответствующую работу.
При доработке законопроекта ко второму чтению необходимо учесть, что порядок отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 29 УПК РФ установлено, что только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 "Временное отстранение от должности" УПК РФ.
В соответствии со статьей 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
При этом временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость (ч. 4 ст. 114 УПК РФ). Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 УПК РФ (ч. 6 ст. 114 УПК РФ).
Частью 1 статьи 2 законопроекта предлагается установить обязанность работников, трудовая деятельность которых непосредственно связана с управлением транспортными средствами при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, до 1 марта 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Однако в законопроекте отсутствуют положения об установлении обязанности работников, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС и осуществляющих указанную трудовую деятельность на территории Российской Федерации, предоставить работодателю документ (копию документа), о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданного компетентным органом иностранного государства - члена ЕАЭС, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В части 2 статьи 2 законопроекта предлагается установить обязанность работодателя наряду со случаями, указанными в статье 76 ТК РФ, отстранить от работы (не допускать к работе) работника, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением транспортным средством при осуществлении перевозок пассажиров легковым такси, автобусом, трамваем, троллейбусом и подвижным составом внеуличного транспорта, в случае неисполнения таким работником требования, предусмотренного частью 1 данной статьи. Возможная продолжительность периода отстранения от работы в этом случае не определена. При этом частью 3 статьи 2 предполагается наделить работодателя правом наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренными статьей 81 ТК РФ, расторгнуть трудовой договор с работником в связи с неисполнением им указанного требования.
Это разрабатываемое регулирование не согласуется с пунктом 13 части первой статьи 83 ТК РФ, закрепляющим в числе обстоятельств, не зависящих от воли сторон, по которым трудовой договор подлежит прекращению, возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает, что в дополнительной проработке нуждается перечень составов преступлений, наличие судимости за которые создает запрет на осуществление деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, и предлагает включить в него преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и посягающие на жизнь и здоровье человека (ст.ст. 264, 264.1, 295, 317, 318 УК РФ), а также такое насильственное преступление как истязание (ст. 117 УК РФ).
Все высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта N 1256989-7 ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 25 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что по представленному проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется, однако высказывает ряд замечаний. В частности, отмечается, что "...в части 3 статьи 2 проекта федерального закона необходимо говорить не о праве ("может быть расторгнут"), а об обязанности работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, который не исполнил соответствующего требования (не представил справку)...".
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 1256989-7 и сообщает о его поддержке Комитетом Совета Федерации по экономической политике, Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитетом Совета Федерации по международным делам, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает законопроект N 1256989-7.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не представила своего мнения по законопроекту N 1256989-7.
Необходимо отметить, что одновременно с законопроектом N 1256989-7 Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект N 1256975-7 "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", предусматривающий корреспондирующие изменения. В связи с этим представляется целесообразным одновременное рассмотрение Государственной Думой проектов федеральных законов N 1256989-7 и N 1256975-7.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1256989-7 "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.