Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
(утв. решением Комитета от 27 октября 2021 г. N 5.1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части уточнения понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель"), внесенный Самарской Губернской Думой, замечания и предложения по законопроекту субъектов права законодательной инициативы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, официальный отзыв Правительства Российской Федерации, и отмечает.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" разработан на основе предложений правоприменителей и направлен на уточнение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" с целью совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере сельского хозяйства.
При этом не учитывается, что сельскохозяйственные товаропроизводители определяются не только в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства", но и в других законодательных актах Российской Федерации, например, в статье 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". При этом, законопроект не вносит корреспондирующие изменения в указанный Федеральный закон.
Кроме того, статьей 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлены основные виды деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, к которым относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Следует также отметить, что меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, направлены непосредственно на развитие производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на условиях достижения показателей результативности использования субсидий. При этом ряд мер государственной поддержки предоставляется в виде компенсации понесенных крестьянским (фермерским) хозяйством затрат при их документальном подтверждении.
Осуществление государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из механизмов вовлечения граждан, в первую очередь сельского населения, в официальную предпринимательскую деятельность, однако применение предлагаемых законопроектом положений отрицательно повлияет на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, приведет к снижению их количества и, несмотря на принимаемые государством меры, к сокращению числа граждан, имеющих возможность начать агробизнес с помощью такой поддержки при отсутствии собственного начального капитала.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация соответствующего закона потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета в связи с уточнением круга субъектов - получателей мер государственной поддержки. При этом финансово-экономическое обоснование не содержит расчетов дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации предлагаемых решений, а также источников их финансового обеспечения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам не поддерживает проект федерального закона N 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.