Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - также законопроект) в части финансирования сфер образования и науки.
В частности, следующие разделы и подразделы расходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разделы бюджетной классификации:
07 Образование (за исключением подраздела 07 07);
01 01 Фундаментальные исследования;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "01 01" следует читать "01 10"
01 12 Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
04 11 Прикладные научные исследования в области национальной экономики, а также государственной программы Российской Федерации 47 "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и 2 "Развитие образования").
Рассматривая проект указанного закона, Комитет исходил из того, что:
состояние и развитие сфер образования и науки оказывает влияние на все составляющие социальной сферы и национальной экономики, обеспечивая все сферы деятельности высококвалифицированными кадрами;
формирует новые знания и технологический задел для развития высокотехнологичной инновационной экономики;
повышает качество жизни и социальную защищенность граждан на рынке труда;
развивает культурный потенциал общества;
обеспечивает технологическое преимущество и перспективы развития экономики и социальной сферы;
является неотъемлемой составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации.
Комитет также считает сферу образования, несмотря на ее внешнюю устойчивость и гибкость, уязвимой для комплекса негативных обстоятельств, сложившихся в период коронавирусной инфекции. Отсроченный характер проявления результатов деятельности в сферах образования и науки не делает вопросы их приоритетного финансирования менее важными, чем предотвращение негативных процессов в сфере экономики.
Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса, в частности установлен перечень основных характеристик федерального бюджета, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета).
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз). Среди основных предпосылок базового прогноза:
снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции в результате активизации процесса массовой вакцинации;
активный восстановительный рост мирового ВВП (6,0% и 4,6% в 2021 - 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя - по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах - к уровню, который наблюдался до пандемии (3,3% и 3,2% в 2023 - 2024 годах соответственно);
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4 х 100 |
7 |
8 |
9=8/7 х 100 |
10 |
11=10/8 х 100 |
Доходы, всего |
18 719,1 |
23 782,3 |
20 637,5 |
25 021,9 |
121,2 |
22 262,7 |
25 540,2 |
114,7 |
25 831,8 |
101,1 |
%% к ВВП |
17,5 |
19,1 |
16,6 |
18,8 |
|
16,8 |
18,0 |
|
17,0 |
|
Расходы, всего |
22 821,6 |
24 058 |
21 885,0 |
23 694,2 |
108,3 |
23 671,3 |
25 241,1 |
106,6 |
26 354,4 |
104,4 |
%% к ВВП |
21,3 |
19,3 |
17,6 |
17,8 |
|
17,8 |
17,8 |
|
17,4 |
|
в том числе условно утвержденные |
|
|
547,1 |
|
|
1 183,6 |
631,0 |
53,3 |
1 317,7 |
208,8 |
%% к общему объему расходов |
|
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 102,5 |
-275,7 |
-1 247,5 |
1 327,7 |
- |
-1 408,6 |
299,1 |
- |
-522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
|
1,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-9 337,7 |
-8 741,9 |
-8 131,8 |
-8 214,9 |
101,0 |
-8 898,4 |
-8 895,5 |
100,0 |
-9 087,2 |
101,4 |
%% к ВВП |
8,7 |
7,0 |
6,5 |
6,2 |
|
6,7 |
6,3 |
|
6,0 |
|
------------------------------
* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема ненефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом ненефтегазовых доходов учтенных при формировании Закона N 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 года
------------------------------
Структура доходов федерального бюджета на период 2021 - 2024 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Доходы федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Показатель |
2021 год (оценка) |
|||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
23 782,3 |
25 021,9 |
25 540,2 |
25 831,8 |
в %% к ВВП |
19,1 |
18,8 |
18,0 |
17,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
8 466,3 |
9 542,6 |
9 194,6 |
8 564,6 |
в %% к ВВП |
6,8 |
7,2 |
6,5 |
5,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
Базовые нефтегазовые доходы |
5 893,2 |
6 145,0 |
6 483,8 |
6 467,9 |
в %% к ВВП |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,3 |
Дополнительные нефтегазовые доходы |
2 573,0 |
3 397,7 |
2 710,8 |
2 096,7 |
в %% к ВВП |
2,1 |
2,5 |
1,9 |
1,4 |
Ненефтегазовые доходы |
15 316,1 |
15 479,3 |
16 345,6 |
17 267,2 |
в %% к ВВП |
12,3 |
11,6 |
11,5 |
11,4 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
35,6 |
38,1 |
36,0 |
33,2 |
Ненефтегазовые доходы |
64,4 |
61,9 |
64,0 |
66,8 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
+27,0 |
+5,2 |
+2,1 |
+1,1 |
Прогнозируемые на 2022 год доходы федерального бюджета превысят уточненную оценку поступлений доходов на 2021 год на 1 239 594,3 млн рублей, превышение прогноза доходов на 2023 год над прогнозом на 2022 год составит 518 279,2 млн рублей, а превышение прогноза на 2024 год над прогнозом на 2023 год - 291 566,9 млн рублей (таблица 3).
Динамика доходов федерального бюджета в 2022 - 2024 годах
Таблица 3
млрд рублей
Показатель |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Прогноз |
Отклонение (год к году) |
Прогноз |
Отклонение (год к году) |
Прогноз |
Отклонение (год к году) |
||
1 |
2 |
3 |
4=3-2 |
5 |
6=5-3 |
7 |
8=7-5 |
Доходы, всего |
23 782,3 |
25 021,9 |
1 239,6 |
25 540,2 |
518,3 |
25 831,8 |
291,6 |
в %% к ВВП |
19,1 |
18,8 |
-0,3 |
18,0 |
-0,8 |
17,0 |
-1,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
8 466,3 |
9 542,6 |
1 076,4 |
9 194,6 |
-348,0 |
8 564,6 |
-630,0 |
в %% к ВВП |
6,8 |
7,2 |
0,4 |
6,5 |
-0,7 |
5,7 |
-0,8 |
из них базовые нефтегазовые доходы |
5 893,2 |
6 145,0 |
251,7 |
6 483,8 |
338,8 |
6 467,9 |
-15,9 |
Ненефтегазовые доходы |
15 316,1 |
15 479,3 |
163,2 |
16 345,6 |
866,3 |
17 267,2 |
921,6 |
в %% к ВВП |
12,3 |
11,6 |
-0,7 |
11,5 |
-0,1 |
11,4 |
-0,1 |
Связанные с внутренним производством |
7 729,2 |
7 946,9 |
217,6 |
8 545,5 |
598,7 |
9 171,8 |
626,2 |
НДС внутренний 1 |
5 326,7 |
5 270,6 |
-56,1 |
5 793,0 |
522,4 |
6 311,4 |
518,4 |
Акцизы |
982,0 |
1 041,9 |
59,8 |
1 052,4 |
10,5 |
1 066,7 |
14,3 |
Налог на прибыль |
1 339,1 |
1 447,4 |
108,3 |
1 505,1 |
57,6 |
1 589,9 |
84,8 |
НДФЛ |
81,4 |
186,9 |
105,6 |
195,1 |
8,2 |
203,8 |
8,7 |
Связанные с импортом |
4 565,7 |
4 642,7 |
77,0 |
4 887,8 |
245,1 |
5 141,7 |
253,9 |
НДС ввозной 2 |
3 611,2 |
3 673,2 |
62,1 |
3 868,4 |
195,2 |
4 071,2 |
202,7 |
Акцизы |
128,0 |
140,3 |
12,3 |
146,3 |
6,0 |
152,4 |
6,1 |
Ввозные пошлины |
826,5 |
829,2 |
2,7 |
873,1 |
43,9 |
918,2 |
45,1 |
Прочее |
3 021,1 |
2 889,7 |
-131,4 |
2 912,3 |
22,6 |
2 953,7 |
41,4 |
Общие подходы к формированию объема и структуры расходов федерального бюджета
Формирование бюджетных ассигнований на 2022 и 2023 годы осуществляется на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом N 385-ФЗ, бюджетные ассигнования 2024 года приняты равными утвержденным Законом N 385-ФЗ на 2023 год (далее - законодательно установленный объем бюджетных ассигнований).
Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах по разделам классификации расходов бюджетов представлены в таблице 4.
Таблица 4.
млн рублей
Наименования разделов |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
ВСЕГО |
23 431 933,7 |
21 884 992,1 |
23 694 227,5 |
108,3 |
23 671 297,9 |
25 241 076,0 |
106,6 |
26 354 401,3 |
104,4 |
Условно утвержденные |
|
547 124,8 |
|
|
1 183 564,9 |
631 026,9 |
|
1 317 720,1 |
|
%% к общему объему расходов |
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
23 431 933,7 |
21 337 867,3 |
23 694 227,5 |
111,0 |
22 487 733,0 |
24 610 049,1 |
109,4 |
25 036 681,3 |
101,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
1 903 016,0 |
1 458 103,6 |
1 885 527,8 |
129,3 |
1 611 815,7 |
1 767 869,5 |
109,7 |
1 735 200,6 |
98,2 |
%% к ВВП |
1,5 |
1,2 |
1,4 |
|
1,2 |
1,2 |
|
1,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
8,1 |
6,8 |
8,0 |
|
7,2 |
7,2 |
|
6,9 |
|
Национальная оборона |
3 381 400,1 |
3 227 242,5 |
3 510 419,6 |
108,8 |
3 258 459,1 |
3 557 223,3 |
109,2 |
3 811 777,5 |
107,2 |
%% к ВВП |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
|
2,5 |
2,5 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
14,4 |
15,1 |
14,8 |
|
14,5 |
14,5 |
|
15,2 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 384 416,2 |
2 406 014,6 |
2 799 995,6 |
116,4 |
2 543 621,4 |
2 902 670,4 |
114,1 |
3 008 141,6 |
103,6 |
%% к ВВП |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
|
1,9 |
2,0 |
|
2,0 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
10,2 |
11,3 |
11,8 |
|
11,3 |
11,8 |
|
12,0 |
|
Национальная экономика |
3 613 767,8 |
2 973 925,7 |
3 461 888,1 |
116,4 |
3 093 861,9 |
3 573 135,2 |
115,5 |
3 528 545,7 |
98,8 |
%% к ВВП |
2,9 |
2,4 |
2,6 |
|
2,3 |
2,5 |
|
2,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
15,4 |
13,9 |
14,6 |
|
13,8 |
14,5 |
|
14,1 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
455 134,4 |
308 977,0 |
463 041,4 |
149,9 |
426 610,9 |
545 280,6 |
127,8 |
398 544,1 |
73,1 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
|
0,3 |
0,4 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,9 |
1,4 |
2,0 |
|
1,9 |
2,2 |
|
1,6 |
|
Охрана окружающей среды |
379 944,2 |
358 018,9 |
479 584,2 |
134,0 |
382 685,2 |
448 120,8 |
117,1 |
420 003,7 |
93,7 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,6 |
1,7 |
2,0 |
|
1,7 |
1,8 |
|
1,7 |
|
Образование |
1 147 428,3 |
1 068 479,5 |
1 237 008,4 |
115,8 |
1 108 282,1 |
1 270 875,0 |
114,7 |
1 313 990,1 |
103,4 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|
0,8 |
0,9 |
|
0,9 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,9 |
5,0 |
5,2 |
|
4,9 |
5,2 |
|
5,2 |
|
Культура, кинематография |
154 991,0 |
126 269,3 |
154 976,2 |
122,7 |
122 785,6 |
153 925,1 |
125,4 |
155 563,5 |
101,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
|
0,5 |
0,6 |
|
0,6 |
|
Здравоохранение |
1 362 311,3 |
1 139 197,6 |
1 245 485,4 |
109,3 |
1 108 680,0 |
1 211 511,3 |
109,3 |
1 234 799,6 |
101,9 |
%% к ВВП |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
|
0,8 |
0,9 |
|
0,8 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
5,8 |
5,3 |
5,3 |
|
4,9 |
4,9 |
|
4,9 |
|
Социальная политика |
6 208 824,0 |
5 762 461,4 |
5 837 812,4 |
101,3 |
6 073 818,3 |
6 275 812,3 |
103,3 |
6 342 367,2 |
101,1 |
%% к ВВП |
5,0 |
4,6 |
4,4 |
|
4,6 |
4,4 |
|
4,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
26,5 |
27,0 |
24,6 |
|
27,0 |
25,5 |
|
25,3 |
|
Физическая культура и спорт |
81 386,7 |
64 484,9 |
74 863,3 |
116,1 |
54 158,7 |
54 267,1 |
100,2 |
51 956,6 |
95,7 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,04 |
0,04 |
|
0,03 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
|
Средства массовой информации |
110 115,4 |
102 393,1 |
115 314,9 |
112,6 |
102 794,8 |
107 704,9 |
104,8 |
107 885,0 |
100,2 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
0,4 |
|
0,4 |
|
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
1 156 852,7 |
1 365 145,6 |
1 403 356,7 |
102,8 |
1 610 956,4 |
1 702 291,1 |
105,7 |
1 861 759,6 |
109,4 |
%% к ВВП |
0,9 |
1,1 |
1,1 |
|
1,2 |
1,2 |
|
1,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,9 |
6,4 |
5,9 |
|
7,2 |
6,9 |
|
7,4 |
|
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
1 092 345,7 |
977 153,6 |
1 024 953,3 |
104,9 |
989 202,8 |
1 039 362,6 |
105,1 |
1 066 146,3 |
102,6 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
|
0,7 |
0,7 |
|
0,7 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,7 |
4,6 |
4,3 |
|
4,4 |
4,2 |
|
4,3 |
|
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Раздел "Образование"
Бюджетные ассигнования по разделу "Образование" в 2022 году составят 1 237 008,4 млн рублей, в 2023 году - 1 270 875,0 млн рублей и в 2024 году - 1 313 990,1 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Образование" составит в 2022 - 2024 годах - 0,9 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Образование" в 2022 - 2024 годах по сравнению с 2021 годом (4,9%) увеличится и составит 5,2% ежегодно.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 168 528,9 млн рублей, в 2023 году на 162 592,9 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 43 115,1 млн рублей.
Наряду с общими подходами к формированию Законопроекта на изменение расходов по разделу "Образование" (в 2022 - 2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло:
Изменение бюджетных ассигнований по разделу "Образование" приведено в настоящем заключении в части государственной программы Российской Федерации 47 "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и Государственной программы 2 "Развитие образования"
Программная структура расходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р, государственные программы сгруппированы по 8 основным направлениям (таблица 5.).
Таблица 5
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Расходы на реализацию государственных программ, всего |
18 839 255,9 |
16 836 778,6 |
18 592 978,4 |
110,4 |
17 725 261,4 |
19 063 259,2 |
107,5 |
19 400 728,0 |
101,7 |
в том числе по направлениям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей (5 программ) |
3 869 967,4 |
3 223 915,7 |
3 418 607,1 |
106,0 |
3 325 401,5 |
3 563 982,1 |
107,1 |
3 747 445,7 |
105,1 |
II. Возможности для самореализации и развития талантов (4 программы), без закрытой части |
575 879,1 |
458 257,4 |
671 464,9 |
146,5 |
478 098,8 |
679 025,1 |
142,0 |
694 215,6 |
102,2 |
III. Комфортная и безопасная среда для жизни (7 программ), без закрытой части |
3 061 938,3 |
2 837 782,5 |
3 144 584,6 |
110,8 |
3 019 162,2 |
3 264 736,9 |
108,1 |
3 222 518,3 |
98,7 |
IV. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (8 программ) |
2 739 983,1 |
2 246 166,3 |
2 659 361,9 |
118,3 |
2 515 562,0 |
2 728 373,1 |
108,4 |
2 909 305,1 |
106,6 |
V. Развитие науки, промышленности и технологий (8 программ), без закрытой части |
1 884 988,7 |
1 799 195,1 |
2 025 432,3 |
112,5 |
1 844 438,0 |
2 087 923,4 |
113,2 |
2 134 036,4 |
102,2 |
VI. Цифровая трансформация (2 программы) |
288 944,7 |
325 141,6 |
381 056,8 |
117,2 |
305 161,1 |
360 768,1 |
118,2 |
354 071,7 |
98,1 |
VII. Сбалансированное региональное развитие (6 программ) |
1 209 563,2 |
1 123 911,9 |
1 198 122,6 |
106,6 |
1 209 957,6 |
1 265 810,5 |
104,6 |
1 227 972,5 |
97,0 |
VIII. Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества (9 программ), без закрытой части |
2 013 041,4 |
1 918 160,1 |
2 065 298,9 |
107,7 |
2 144 088,1 |
2 292 367,7 |
106,9 |
2 280 389,8 |
99,5 |
Завершенная государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" |
95 235,8 |
89 154,6 |
0,0 |
0,0 |
92 415,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Расходы на реализацию государственных программ (закрытая часть) |
3 099 714,1 |
2 815 093,5 |
3 029 049,3 |
107,6 |
2 790 976,6 |
2 820 272,3 |
101,0 |
2 830 772,8 |
100,4 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Государственная программа "Развитие образования"
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие образования" представлены в таблице 6.
Таблица 6
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
424 944,5 |
338 407,8 |
469 721,3 |
138,8 |
359 731,5 |
472 394,9 |
131,3 |
486 371,8 |
102,9 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
215 452,1 |
138 280,4 |
184 692,6 |
133,5 |
165 676,2 |
196 322,1 |
118,4 |
207 448,0 |
105,6 |
"Цифровая культура" |
3 000,0 |
3 000,0 |
15 000,0 |
500,0 |
3 000,0 |
13 000,0 |
433,3 |
13 008,0 |
100,1 |
1 539,5 |
2 500,0 |
2 500,0 |
100,0 |
3 936,3 |
3 936,3 |
100,0 |
4 000,0 |
101,6 |
|
"Искусственный интеллект" |
286,3 |
469,1 |
469,1 |
100,0 |
437,8 |
437,8 |
100,0 |
425,2 |
97,1 |
"Современная школа" |
106 460,3 |
83 576,2 |
98 907,0 |
118,3 |
116 367,9 |
120 219,6 |
103,3 |
134 714,6 |
112,1 |
"Успех каждого ребенка" |
11 323,3 |
10 743,3 |
10 879,5 |
101,3 |
9 473,6 |
9 631,5 |
101,7 |
9 839,6 |
102,2 |
"Цифровая образовательная среда" |
16 810,9 |
12 135,6 |
12 421,8 |
102,4 |
11 915,8 |
12 194,8 |
102,3 |
15 238,7 |
125,0 |
"Учитель будущего" |
12,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
7 900,0 |
7 421,1 |
7 930,8 |
106,9 |
6 811,7 |
10 166,3 |
149,2 |
7 209,6 |
70,9 |
"Социальная активность" |
14 056,2 |
8 174,4 |
19 609,2 |
239,8 |
6 200,0 |
14 603,8 |
235,5 |
13 739,6 |
94,0 |
"Социальные лифты для каждого" |
8 915,0 |
2 292,8 |
10 373,9 |
452,4 |
2 070,0 |
3 929,4 |
189,8 |
4 100,7 |
104,4 |
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" |
3 816,0 |
3 700,4 |
4 903,8 |
132,5 |
3 694,4 |
4 900,4 |
132,6 |
4 909,8 |
100,1 |
41 332,4 |
4 267,5 |
1 697,5 |
39,8 |
1 768,7 |
3 302,1 |
186,7 |
262,1 |
7,9 |
|
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
3 024,0 |
7 799,6 |
80 118,5 |
1 027,2 |
270,0 |
68 339,3 |
25 310,9 |
67 452,2 |
98,7 |
"Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
3 024,0 |
7 799,6 |
80 118,5 |
1 027,2 |
270,0 |
68 339,3 |
25 310,9 |
67 452,2 |
98,7 |
"Россия - привлекательная для учебы и работы страна" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Профессионалитет" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Ведомственные проекты |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Управление ведомственной и отраслевой цифровой трансформацией в сфере просвещения" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Комплексы процессных мероприятий |
192 115,6 |
191 976,0 |
204 910,1 |
106,7 |
193 421,3 |
207 733,5 |
107,3 |
211 471,6 |
101,7 |
"Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования" |
145 041,1 |
148 471,1 |
152 096,4 |
102,4 |
148 617,3 |
153 820,4 |
103,5 |
155 990,0 |
101,4 |
"Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" |
29 257,0 |
26 920,8 |
39 081,2 |
145,2 |
27 824,6 |
40 072,1 |
144,0 |
41 204,9 |
102,8 |
"Дополнительное образование детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности" |
7 994,4 |
8 025,9 |
8 600,2 |
107,1 |
8 273,2 |
8 586,9 |
103,8 |
8 934,3 |
104,0 |
"Обеспечение отдыха и оздоровления детей" |
144,2 |
41,6 |
41,6 |
100,0 |
41,7 |
41,7 |
100,0 |
42,3 |
101,5 |
"Поддержка молодежных инициатив" |
4 887,9 |
4 593,4 |
1 416,6 |
30,8 |
4 734,1 |
1 570,8 |
33,1 |
1 592,2 |
101,3 |
"Качество образования" |
1 667,6 |
1 425,7 |
1 428,6 |
100,2 |
1 425,6 |
1 389,3 |
97,5 |
1 411,0 |
101,6 |
"Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации" |
1 562,3 |
1 441,0 |
1 391,0 |
96,5 |
1 429,5 |
1 379,5 |
96,5 |
1 403,3 |
101,7 |
"Обеспечение деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" |
1 561,2 |
1 056,6 |
854,5 |
80,9 |
1 075,2 |
872,8 |
81,2 |
893,4 |
102,4 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
336,5 |
351,8 |
0,0 |
0,0 |
364,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
14 016,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие образования", в 2022 году составят 469 7211,3 млн рублей, в 2023 году - 472 394,9 млн рублей и в 2024 году - 486 371,8 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 131 313,5 млн рублей, в 2023 году на 112 663,4 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 13 976,9 млн рублей.
Государственная программа "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" представлены в таблице 7.
Таблица 7.
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
815 613,9 |
838 523,5 |
1 050 910,3 |
125,3 |
881 751,5 |
1 099 142,5 |
124,7 |
1 132 721,5 |
103,1 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
106 876,4 |
118 624,3 |
135 725,5 |
114,4 |
140 200,1 |
163 724,6 |
116,8 |
155 544,5 |
95,0 |
0,0 |
0,0 |
13,4 |
- |
0,0 |
13,5 |
- |
15,5 |
115,1 |
|
0,0 |
0,0 |
600,0 |
- |
0,0 |
600,0 |
- |
600,0 |
100,0 |
|
6 833,0 |
3 524,0 |
3 524,0 |
100,0 |
3 555,6 |
3 555,6 |
100,0 |
7 707,7 |
216,8 |
|
92,5 |
116,5 |
116,5 |
100,0 |
72,5 |
72,5 |
100,0 |
72,5 |
100,0 |
|
0,0 |
0,0 |
1 560,0 |
- |
0,0 |
1 560,0 |
- |
1 561,3 |
100,1 |
|
0,0 |
0,0 |
1 572,7 |
- |
0,0 |
802,1 |
- |
302,1 |
37,7 |
|
"Искусственный интеллект" |
356,7 |
100,5 |
1 165,7 |
1 160,1 |
95,2 |
958,0 |
1 006,3 |
917,8 |
95,8 |
"Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
0,0 |
0,0 |
67,4 |
- |
0,0 |
70,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
539,9 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
|
0,0 |
0,0 |
32,3 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
|
"Сохранение озера Байкал" |
0,0 |
0,0 |
25,5 |
- |
0,0 |
25,6 |
- |
25,9 |
101,3 |
0,0 |
0,0 |
156,2 |
- |
0,0 |
137,5 |
- |
142,2 |
103,4 |
|
"Старшее поколение" |
0,0 |
0,0 |
145,4 |
- |
0,0 |
157,1 |
- |
162,4 |
103,4 |
"Спорт - норма жизни" |
0,0 |
0,0 |
19,7 |
- |
0,0 |
20,3 |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
15,7 |
- |
0,0 |
15,7 |
- |
15,7 |
100,0 |
|
"Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" |
36 171,8 |
36 807,8 |
42 607,8 |
115,8 |
35 278,6 |
39 478,6 |
111,9 |
36 083,9 |
91,4 |
"Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" |
19 288,7 |
21 677,4 |
21 577,4 |
99,5 |
23 987,9 |
23 375,9 |
97,4 |
23 757,6 |
101,6 |
"Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" |
37 513,5 |
51 161,7 |
52 237,0 |
102,1 |
70 045,4 |
83 003,6 |
118,5 |
76 480,8 |
92,1 |
"Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" |
6 620,0 |
5 236,4 |
4 218,1 |
80,6 |
7 164,8 |
4 200,1 |
58,6 |
2 413,4 |
57,5 |
"Промышленный экспорт" |
0,0 |
0,0 |
5 531,0 |
- |
0,0 |
5 678,5 |
- |
5 285,5 |
93,1 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
35 574,4 |
24 821,9 |
90 742,7 |
365,6 |
13 269,2 |
79 493,1 |
599,1 |
71 724,8 |
90,2 |
"Создание крупных объектов инфраструктуры науки и высшего образования" |
25 717,4 |
17 786,0 |
29 506,3 |
165,9 |
6 119,4 |
16 352,6 |
267,2 |
4 438,6 |
27,1 |
"Поддержка наукоградов" |
344,1 |
344,1 |
344,1 |
100,0 |
344,1 |
344,1 |
100,0 |
344,1 |
100,0 |
"Научное обеспечение развития инфраструктуры здравоохранения" |
0,0 |
0,0 |
1 152,1 |
- |
0,0 |
1 540,0 |
- |
1 978,1 |
128,4 |
"Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" |
0,0 |
0,0 |
397,0 |
- |
0,0 |
659,1 |
- |
305,6 |
46,4 |
"Государственная поддержка российских научных организаций авиационной промышленности"? |
0,0 |
0,0 |
656,1 |
- |
0,0 |
1 922,4 |
- |
1 922,4 |
100,0 |
"Научное обеспечение государственной поддержки российских организаций самолетостроения" |
0,0 |
0,0 |
2 400,0 |
- |
0,0 |
3 500,0 |
- |
3 500,0 |
100,0 |
"Научное обеспечение развития производства лекарственных средств" |
0,0 |
0,0 |
2 830,0 |
- |
0,0 |
3 279,9 |
- |
4 579,5 |
139,6 |
"Научное обеспечение развития производства медицинских изделий" |
0,0 |
0,0 |
539,3 |
- |
0,0 |
523,5 |
- |
1 108,5 |
211,7 |
"Научное обеспечение развития технологий и инфраструктуры производства электронной и радиоэлектронной продукции" |
0,0 |
0,0 |
2 668,7 |
- |
0,0 |
2 498,5 |
- |
1 234,2 |
49,4 |
"Научное обеспечение разработки и внедрения электронной и радиоэлектронной продукции" |
0,0 |
0,0 |
16 951,4 |
- |
0,0 |
17 450,6 |
- |
16 381,9 |
93,9 |
"Научное обеспечение развития физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений" |
0,0 |
0,0 |
28,8 |
- |
0,0 |
28,8 |
- |
28,8 |
100,0 |
"Национальная технологическая инициатива" |
8 012,9 |
6 251,7 |
16 853,6 |
269,6 |
6 305,7 |
17 128,5 |
271,6 |
17 128,5 |
100,0 |
"Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом" |
0,0 |
0,0 |
9 462,4 |
- |
0,0 |
6 358,9 |
- |
6 237,3 |
98,1 |
"Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом" |
0,0 |
0,0 |
1 040,4 |
- |
0,0 |
889,2 |
- |
794,0 |
89,3 |
"Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" |
1 500,0 |
440,0 |
2 626,5 |
596,9 |
500,0 |
3 747,9 |
749,6 |
9 182,7 |
245,0 |
"Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем" |
0,0 |
0,0 |
3 286,1 |
- |
0,0 |
3 269,1 |
- |
2 560,5 |
78,3 |
Ведомственные проекты |
33 185,6 |
27 071,1 |
78 437,1 |
289,7 |
24 874,6 |
63 260,3 |
254,3 |
71 964,1 |
113,8 |
"Реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла" |
1 176,7 |
1 631,1 |
1 631,1 |
100,0 |
2 562,3 |
2 562,3 |
100,0 |
2 576,8 |
100,6 |
"Развитие институтов грантовой поддержки исследователей, научных и творческих коллективов" |
20 047,8 |
20 084,1 |
15 922,6 |
79,3 |
19 586,1 |
9 799,1 |
50,0 |
22 079,8 |
225,3 |
"Инфраструктурное развитие науки и высшего образования" |
7 498,8 |
4 029,9 |
18 850,8 |
467,8 |
1 394,8 |
12 211,9 |
875,5 |
8 602,7 |
70,4 |
"Информационное обеспечение науки и высшего образования" |
17,2 |
17,2 |
0,0 |
0,0 |
17,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
"Поступай правильно" |
20,0 |
20,1 |
20,1 |
100,0 |
20,6 |
20,6 |
100,0 |
21,1 |
102,5 |
"Популяризация науки и технологий" |
158,3 |
158,3 |
158,3 |
100,0 |
158,3 |
158,3 |
100,0 |
158,3 |
100,0 |
"Научное обеспечение развития инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации и научно-исследовательские работы в сфере социальной поддержки граждан" |
0,0 |
0,0 |
28,1 |
- |
0,0 |
28,1 |
- |
28,1 |
100,0 |
"Научное обеспечение реализации мероприятий по разработке и актуализации профессиональных стандартов" |
0,0 |
0,0 |
68,0 |
- |
0,0 |
68,4 |
- |
68,4 |
100,0 |
"Научно-исследовательские работы в области управления охраной труда" |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
100,0 |
2,1 |
2,1 |
100,0 |
2,1 |
100,0 |
"Поддержка научно-технической и инновационной деятельности в области обеспечения единства измерений" |
0,0 |
0,0 |
400,0 |
- |
0,0 |
400,0 |
- |
400,0 |
100,0 |
"Управление ведомственной и отраслевой цифровой трансформацией в сфере науки и высшего образования" |
2 452,8 |
1 047,9 |
850,4 |
81,2 |
1 052,6 |
830,3 |
78,9 |
834,7 |
100,5 |
"Научные исследования в области спортивной медицины" |
0,0 |
0,0 |
113,4 |
- |
0,0 |
113,4 |
- |
113,4 |
100,0 |
"Научные исследования для разработки мероприятий медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий" |
0,0 |
0,0 |
172,8 |
- |
0,0 |
172,8 |
- |
172,8 |
100,0 |
"Научное обеспечение развития информационного государства" |
0,0 |
0,0 |
23,2 |
- |
0,0 |
23,2 |
- |
23,2 |
100,0 |
"Научное обеспечение создания техники для освоения шельфовых месторождений" |
0,0 |
0,0 |
2 926,1 |
- |
0,0 |
2 926,1 |
- |
2 926,1 |
100,0 |
"Научные исследования в области мелиорации земель" |
0,0 |
0,0 |
36,0 |
- |
0,0 |
36,0 |
- |
36,0 |
100,0 |
"Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности" |
0,0 |
0,0 |
608,2 |
- |
0,0 |
614,2 |
- |
626,9 |
102,1 |
"Проведение прикладных научных исследований по широкому спектру направлений" |
59,1 |
59,6 |
36 447,5 |
61 156,3 |
60,4 |
33 115,8 |
54 847,4 |
33 115,8 |
100,0 |
"Научное обеспечение сотрудничества с Республикой Абхазия в целях ее социально-экономического и научно-технического развития" |
0,0 |
0,0 |
157,6 |
- |
0,0 |
157,6 |
- |
157,6 |
100,0 |
"Развитие информационно-телекоммуникационных технологий Российской таможенной академии" |
1 753,0 |
20,8 |
20,8 |
100,0 |
20,3 |
20,3 |
100,0 |
20,3 |
100,1 |
Комплексы процессных мероприятий |
633 944,7 |
668 006,2 |
745 406,3 |
111,5 |
703 407,6 |
792 082,1 |
112,6 |
832 905,8 |
105,2 |
"Проведение фундаментальных научных исследований" |
137 832,3 |
153 090,3 |
162 591,4 |
106,2 |
159 899,0 |
177 898,1 |
111,2 |
178 376,5 |
100,2 |
"Проведение прикладных научных исследований по широкому спектру направлений" |
15 443,8 |
16 382,1 |
27 336,3 |
166,9 |
16 806,1 |
28 315,4 |
168,5 |
29 126,9 |
102,9 |
"Научная деятельность в сфере высшего образования" |
0,0 |
0,0 |
36,7 |
- |
0,0 |
38,6 |
- |
39,6 |
102,5 |
"Реализация образовательных программ высшего образования" |
379 481,8 |
392 152,0 |
393 538,8 |
100,4 |
414 580,3 |
418 634,0 |
101,0 |
452 703,0 |
108,1 |
"Социальная поддержка и развитие кадрового потенциала в сфере науки и высшего образования" |
80 511,4 |
85 181,4 |
85 313,2 |
100,2 |
90 265,4 |
90 288,4 |
100,0 |
93 732,8 |
103,8 |
"Государственная поддержка организаций науки и высшего образования" |
200,0 |
372,8 |
7 806,2 |
2 094,0 |
375,5 |
7 543,6 |
2 009,2 |
7 987,9 |
105,9 |
"Международное сотрудничество в сфере науки" |
17 795,7 |
18 393,2 |
33 079,2 |
179,8 |
18 989,1 |
32 827,5 |
172,9 |
33 101,5 |
100,8 |
"Обеспечение деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" |
2 403,7 |
2 156,4 |
2 431,1 |
112,7 |
2 206,2 |
2 490,2 |
112,9 |
2 544,5 |
102,2 |
"Научное обеспечение государственного управления" |
276,1 |
278,0 |
4 090,1 |
1 471,2 |
286,0 |
4 063,4 |
1 420,7 |
4 194,3 |
103,2 |
"Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в интересах медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий" |
0,0 |
0,0 |
3 933,7 |
- |
0,0 |
4 092,2 |
- |
4 258,2 |
104,1 |
"Правовая охрана интеллектуальной собственности" |
0,0 |
0,0 |
3 318,6 |
- |
0,0 |
3 459,1 |
- |
3 609,6 |
104,3 |
"Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" |
0,0 |
0,0 |
17 516,6 |
- |
0,0 |
17 824,1 |
- |
18 416,8 |
103,3 |
"Научное обеспечение организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" |
0,0 |
0,0 |
4 053,3 |
- |
0,0 |
4 241,4 |
- |
4 443,1 |
104,8 |
"Методическое сопровождение Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства" |
0,0 |
0,0 |
360,9 |
- |
0,0 |
366,0 |
- |
371,2 |
101,4 |
Федеральные целевые программы |
0,0 |
0,0 |
598,8 |
- |
0,0 |
582,3 |
- |
582,3 |
100,0 |
Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" |
0,0 |
0,0 |
26,5 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
0,0 |
0,0 |
572,3 |
- |
0,0 |
582,3 |
- |
582,3 |
100,0 |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
6 032,9 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", в 2022 году составят 1 050 910,3 млн рублей, в 2023 году - 1 099 142,5 млн рублей и в 2024 году - 1 132 721,5 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 212 386,8 млн рублей, в 2023 году на 217 391,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 33 579,0 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" представлено в приложении к настоящему заключению.
Информация о расходах федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения (аналитическая группировка) представлена в Приложении N 10 к пояснительной записке.
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов
Информация о бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее - национальные проекты), предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2019 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в 2022 - 2024 годах представлена в Приложении N 8 к настоящей пояснительной записке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа Президента РФ следует читать как "7 мая 2018 года"
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2022 году в объеме 2 836 242,2 млн рублей, в 2023 году - 2 966 069,8 млн рублей, в 2024 году - 3 061 986,6 млн рублей.
Национальный проект "Наука и университеты"
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Наука и университеты" запланированы в 2022 году в объеме 121 016,1 млн рублей, в 2023 году - 150 433,5 млн рублей, в 2024 году - 139 111,1 млн рублей.
Таблица 8
млн рублей
Наименование федерального проекта |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Паспорт проекта |
к Паспорту проекта на 2024 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10 |
11=10/9 х 100 |
Всего |
99 978,1 |
115 259,1 |
121 016,1 |
105,0 |
136 852,0 |
150 433,5 |
109,9 |
128 098,7 |
139 111,1 |
108,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" |
19 288,7 |
21 677,4 |
21 577,4 |
99,5 |
23 987,9 |
23 375,9 |
97,4 |
24 303,6 |
23 757,6 |
97,8 |
Федеральный проект "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" |
37 897,5 |
51 537,5 |
52 612,8 |
102,1 |
70 420,7 |
83 378,9 |
118,4 |
62 763,0 |
76 856,1 |
122,5 |
Федеральный проект "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" |
6 620,0 |
5 236,4 |
4 218,1 |
80,6 |
7 164,8 |
4 200,1 |
58,6 |
4 948,2 |
2 413,4 |
48,8 |
Федеральный проект "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" |
36 171,8 |
36 807,8 |
42 607,8 |
115,8 |
35 278,6 |
39 478,6 |
111,9 |
36 083,9 |
36 083,9 |
100,0 |
------------------------------
* - показатели СБР по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 5 757,0 млн рублей, в 2023 году - на 13 581,5 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, увеличены на 11 012,3 млн рублей.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе федеральных проектов (и их результатов) национального проекта "Наука и университеты" представлены в таблице 9.
Таблица 9
млн рублей
Структурный элемент национального (федерального) проекта |
(2022 Законопроект - 2022 Закон N 385-ФЗ) |
(2023 Законопроект - 2023 Закон N 385-ФЗ) |
(2024 Законопроект - 2024 Паспорт проекта) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
5 757,0 |
13 581,5 |
11 012,3 |
в том числе: |
|
|
|
Федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" |
-100,0 |
-612,0 |
-546,0 |
Обеспечение реализации мероприятий Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий |
-129,5 |
-129,5 |
-284,5 |
Обеспечение реализации мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры |
-216,0 |
-216,0 |
-216,0 |
Создание сетевых биоресурсных центров, обеспечивающих формирование, хранение и предоставление образцов в соответствии с мировыми стандартами работы биоресурсных центров, услуги которых востребованы организациями, в том числе реального сектора экономики |
245,5 |
293,5 |
500,5 |
Государственная поддержка создания и развития региональных научно-образовательных центров по приоритетам научно-технологического развития |
0,0 |
-560,0 |
-560,0 |
Иные результаты |
0,0 |
0,0 |
14,0 |
Федеральный проект "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" |
1 075,3 |
12 958,2 |
14 093,1 |
Создание приборной базы реакторного комплекса "ПИК" |
0,0 |
0,0 |
-119,2 |
Развитие инфраструктуры образовательных организаций высшего образования и научных организаций |
1 575,3 |
14 846,2 |
15 361,3 |
Разработка технического проекта и создание макета информационно-аналитической системы "Национальная база генетической информации" на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
0,0 |
0,0 |
119,2 |
Создание информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий |
100,0 |
52,0 |
0,0 |
Обеспечение повышения уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования |
-600,0 |
-1 940,0 |
-1 279,1 |
Иные результаты |
0,0 |
0,0 |
10,9 |
Федеральный проект "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" |
-1 018,3 |
-2 964,7 |
-2 534,8 |
Реализация программ внутрироссийской академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и опережающего развития приоритетных территорий |
-910,2 |
-1 836,6 |
-2 250,0 |
Грантовая поддержка аспирантов на реализацию научных и научно-технологических проектов |
-1 615,0 |
-2 635,0 |
0,0 |
Создание новых лабораторий, в том числе под руководством молодых перспективных исследователей |
1 791,7 |
1 791,7 |
0,0 |
Создание условий для подготовки кадров в области защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности |
-187,5 |
-187,5 |
-187,5 |
Обеспечение подготовки управленческих команд научных и образовательных организаций |
-97,3 |
-97,3 |
-97,3 |
Федеральный проект "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" |
5 800,0 |
4 200,0 |
0,0 |
Поддержка образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию |
5 800,0 |
4 200,0 |
0,0 |
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию с удовлетворением отмечает:
рост финансового обеспечения национальных проектов и государственных программ в сфере образования и науки;
увеличение ежегодной квоты приёма на обучение иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, проживающих за рубежом, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета. В рассматриваемом законопроекте увеличено финансовое обеспечение расходов, связанных с увеличением квоты Правительства Российской Федерации на обучение иностранных граждан в 2023 году на 1 436,4 млн рублей, в 2024 году на 2 575,5 млн рублей;
увеличение контрольных цифр приема для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета и их преимущественное направление в региональные вузы.
Законодательно установленный объем бюджетных ассигнований уточнен на темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в 2022 году на 6,9%, в 2023 году на 6,5%, в 2024 году на 6,6% с 1 января проиндексированы на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений образования и науки, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы Президента Российской Федерации 2012 года), в целях сохранения соотношения средней заработной платы в соответствии с Указами.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований, в том числе с учетом консолидации расходов на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, по сравнению с объемами, утвержденными на 2021 год Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 212 386,9 млн рублей, в 2023 году - на 217 391,0 млн рублей, в 2024 году - на 250 970,0 млн рублей.
Увеличение бюджетных ассигнований в связи с консолидацией расходов на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в рамках ГПНТР в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 28 мая 2021 года N ММ-П8-6777 составило в 2022 году на 165 892,3 млн рублей, в 2023 году на 160 537,6 млн рублей, в 2024 году на 160 506,6 млн рублей.
Комитет положительно оценивает увеличение финансирования системы высшего образования, однако отмечает недофинансирование в сравнении с рядом развивающихся стран.
По данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "Взгляд на образование" 3 (Education at a glance) общие расходы на образовательные организации высшего образования в Российской Федерации одни из самых низких в мире и составляют 1,0% от ВВП (близкие в Колумбии, Греции, Ирландии, Словакии), в то время как в среднем по странам ОЭСР - 1,4%, а среди стран лидеров США - 2,5, Канада - 2.4, Чили - 2.4, Великобритания - 2,0.
Законопроектом предусмотрена индексация с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в 2022 году на 4,0%, в 2023 году на 4,0% и в 2024 году на 4,0%. Вместе с тем рассматриваемый законопроект определяет прогноз инфляции на 2021 год в 5,8%. Комитет Государственной Думы по образованию отмечает важность индексации размеров стипендиального фонда в объемах фактической инфляции и ее реализацию с начала финансового года.
Президент Российской Федерации в течение 2021 года давал поручения в части образования, которые требуют дополнительного финансового обеспечения, в том числе и по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Отражение финансового обеспечения указанных поручений приведено в таблице.
Таблица 10
Поручения Президента Российской Федерации, требующие, по мнению Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, отражения в проекте федерального закона о бюджете
Текст поручения |
Срок исполнения |
Обеспечение финансированием |
Поручения Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года Пр-753 | ||
п. 1 и) направление до 2023 года дополнительно не менее 10 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета на капитальный и текущий ремонт зданий федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, основным направлением деятельности которых является подготовка педагогических кадров, а также на оснащение таких организаций оборудованием. |
15 декабря 2021 г. |
На мероприятия по проведению капитального ремонта в учреждениях высшего образования, подведомственных Минпросвещению России в 2022 году выделено 5 050,0 млн рублей; |
п. 1 л) поддержку в рамках реализации программы стратегического академического лидерства ("Приоритет-2030") программ развития образовательных организаций высшего образования независимо от их ведомственной и отраслевой принадлежности, предусмотрев предоставление начиная с 2021 года не менее чем 100 таким образовательным организациям грантов в размере от 100 млн. рублей, в том числе на создание студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов и обновление учебно-лабораторной базы; |
1 сентября 2021 года |
Реализовано. |
Поручения от 28 января 2021 года N Пр-127 по вопросам среднего профессионального образования | ||
1 а. Правительству Российской Федерации: проработать вопрос о введении ежемесячного денежного вознаграждения, финансируемого из средств федерального бюджета, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих одновременно с педагогической работой кураторство (классное руководство) обучающихся. |
Срок - 15 марта 2021 г.; |
бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 8 421,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 8 353,9 млн рублей, в 2024 году в объеме 8 255,9 млн рублей. |
Поручения по итогам встречи со студентами образовательных организаций высшего образования по случаю Дня российского студенчества 25 января 2021 года от 17 марта 2021 года N Пр-419 | ||
Пр-419, п. 1 г) обеспечить в 2021 - 2030 годах реализацию мероприятий по строительству, капитальному ремонту и реконструкции общежитий федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в первую очередь общежитий федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъектах Российской Федерации, экономика и социальная сфера которых испытывают наибольшую потребность в кадрах с высшим образованием. |
|
Законопроект предусматривает строительство общежитий только для магистров СПбГУ и Кубанского государственного университета. |
Пр-419, п. 1 з) обеспечить в 2022 - 2030 годах создание сети современных кампусов образовательных организаций высшего образования, расположенных в отдельных субъектах Российской Федерации, территории которых отнесены к приоритетным и приграничным геостратегическим территориям Российской Федерации, и до 1 декабря 2022 г. приступить к реализации не менее трех проектов по созданию таких кампусов, предусматривающих в том числе капитальный ремонт и реконструкцию существующих объектов образовательных организаций высшего образования; |
|
В настоящий момент предусмотрено на создание современных кампусов, межвузовских студенческих городков (включая кампус НГУ и вознаграждение ВЭБ.РФ): В 2022 году - 5 234 510,3 тыс рублей; В 2023 году - 22 433 926,1 тыс рублей; В 2024 году - 24 084 743,3 тыс рублей. (по информации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации) |
Комитет обращает внимание на необходимость восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений, однако рассматриваемый законопроект предусматривает строительство общежитий только для магистров СПбГУ и Кубанского государственного университета. Выходом могла бы стать инициированная Президентом программа по созданию кампусов мирового уровня (межвузовские студенческие городки).
Комитет считает невозможным поддержать предложения по уменьшению бюджетных ассигнований (в 2022 году на 100,0 млн рублей, в 2023 году на 612,0 млн рублей) по федеральному проекту "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям". Уменьшение предусматривается, в том числе:
на обеспечение реализации мероприятий Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий в 2022 и 2023 годах на 129,5 млн рублей ежегодно;
на обеспечение реализации мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в 2022 и 2023 годах на 216 млн рублей ежегодно;
на государственную поддержку создания и развития региональных научно-образовательных центров по приоритетам научно-технологического развития в 2023 году на 560 млн рублей.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на одновременное увеличение бюджетных ассигнований на федеральный проект "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" в 2022 году на 5 800 млн. рублей, в 2023 году - на 4 200 млн. рублей.
Кроме того, вызывает обеспокоенность уменьшение бюджетных ассигнований на обеспечение уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования (в 2022 году на 600,0 млн рублей, в 2023 году на 1 940,0 млн рублей, в 2024 году на 1 279,1 млн рублей).
Вместе с тем, по информации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в рамках исполнения общенационального плана профинансирована программа "доцифровизации" вузов в объеме 1,5 млрд. рублей за 2020 и 2021 год. Расходы на развитие цифровой инфраструктуры и подготовки кадров для IT в настоящее время учтены в программе "Приоритет 2030" в объеме 3,7 млрд. рублей в 2021 году и более чем 1,5 млрд. рублей ежегодно в 2022 году и плановом периоде. Учитывая уже произведённые расходы на устранение цифровых дефицитов и финансирование развития вузов в данном направлении, сохранение отдельного результата в рамках национального проекта представляется нецелесообразным.
Объем внутренних затрат на исследования и разработки 4 в России в 2020 г. составил 1174.5 млрд руб., что на 2.6% больше, чем в предыдущем году, и на 17.5% по сравнению с 2011 г. Небольшой рост за истекший год не повлиял на позицию нашей страны среди ведущих государств по величине затрат на науку в расчете по паритету покупательной способности национальных валют: Россия по-прежнему занимает 9-е место (45.4 млрд долл. США). Ее опережают США (657.5 млрд долл.), Китай (525.7), Япония (173.3), Германия (147.5), Республика Корея (102.5), Франция (72.8), Индия (58.7) и Великобритания (56.9 млрд долл. США).
Доля внутренних затрат на ИР в ВВП достигла 1.1%. Россия с учетом данных за 2020 г. находится на 35-м месте по величине данного показателя (за 2019 г. - на 37-м).
Средства государства - основной и стабильный источник финансирования науки, на него приходятся 67.8% внутренних затрат на исследования и разработки, из них 52.6% - средства федерального бюджета, 13.3% - средства организаций государственного сектора науки, включая собственные. Доля бизнеса составила 29.2% (в 2019 г. - 30.2%).
Согласно заключению Комитета Государственной Думы по образованию и науке на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" анализ объемов и структуры финансирования государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" свидетельствует о том, что ее основные расходы идут на выполнение подпрограммы "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" - обеспечение текущих расходов на реализацию образовательных программ в системе высшего образования, деятельность организаций высшего образования и т.п. Их удельный вес в 2021 - 2023 годах составляет 66,5% от объема программы. Таким образом, основные расходы этой государственной программы в целом не связаны с финансированием научной и научно-технической деятельности. Комитет обращает внимание на то, что часть затрат на научно-техническую деятельность включена в расходы на высшее образование (например, 0708 - прикладные исследования), что затрудняет определение их целевого характера.
Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 года N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее двух процентов валового внутреннего продукта.
Комитет считает, что:
1. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования и сферы науки, предусматриваемый законопроектом, не в полной мере обеспечивает приоритетность развития Российской Федерации в указанных сферах.
2. При планировании объемов и структуры расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки необходимо обеспечить соблюдение пропорций между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками для обеспечения технологического единства научной и научно-технической деятельности.
3. Необходимо совершенствовать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками федеральных целевых программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
4. Представляется важным организовать работу по своевременному обеспечению финансирования имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд (далее - РНФ).
Справочно. В 2021 г. имущественный взнос в РНФ составил 13 788,4 млн. рублей (заключено соответствующее соглашение с Минобрнауки России). Также было одобрено перераспределение финансового обеспечения РНФ в 2021 - 2023 гг. путем увеличения имущественного взноса в 2021 г. на 13 583,3 млн. рублей с последующим уменьшением в 2022 г. на 7 591,6 млн. рублей и в 2023 г. на 5 991,7 млн. рублей.
Минобрнауки России в 2021 г. было заключено с РНФ дополнительное соглашение, в рамках которого предусматривалось только уменьшение финансирования РНФ на вышеуказанные суммы в 2022 и 2023 гг. При этом, увеличение финансового обеспечения РНФ в 2021 г. до настоящего времени не осуществлено.
Также в 2021 г. РНФ заключил с Минобрнауки России дополнительное соглашение, в котором предусматривается передача средств РНФ от Российского фонда фундаментальных исследований в объемах: 1 383,2 млн. рублей, 6 635,9 млн. рублей и 12 280,6 млн. рублей в 2021 - 2023 гг. соответственно. Данное финансирование в 2021 г. по указанному дополнительному соглашению в настоящее время РНФ не получено.
Следует отметить, что проектом федерального закона Минобрнауки России для обеспечения имущественного взноса Российской Федерации в РНФ предусмотрены бюджетные ассигнования в объемах: 2022 г. - 25 762,0 млн. рублей, 2023 г. - 34 683,0 млн. рублей, 2024 г. - 28 024,0 млн. рублей (письмо Минфина России от 30 сентября 2021 г. N 12-04-07/79148).
Вместе с тем отмечается, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N ДЧ-П8-4555 в целях реализации мероприятий национального проекта "Наука и университеты" в 2021 - 2023 гг., осуществлено сбалансированное перераспределение бюджетных ассигнований путем уменьшения объемов имущественного взноса Российской Федерации в РНФ и увеличения отдельных направлений данного национального проекта на 2022 год в объеме 7 591,0 млн. рублей, 2023 г. - 5 991,0 млн. рублей.
По данным Минфина России, в рамках проекта федерального закона предполагалось увеличение указанного имущественного взноса на 2021 год в объеме 13 583,0 млн. рублей с соответствующим уменьшением отдельных мероприятий национального проекта "Наука и университеты".
По информации Минобрнауки России, в настоящее время вопрос перераспределения соответствующих средств прорабатывается: изменения в сводную бюджетную роспись будут внесены Минфином России после подписания протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 29 сентября 2021 г. (письмо от 6 октября 2021 г. /N МН-16/2171-АО).
5. Необходимо рассмотреть вопрос увеличения нормативов финансирования реализации программ высшего образования, существующие в настоящее время нормативы не покрывают реальных расходов образовательных организаций на реализацию указанных программ (рост норматива необходим с учетом индексации, в том числе на уровень инфляции, а также в рамках расходов на социальную сферу, коммунальные расходы и т.д.).
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов Комитет предлагает рассмотреть возможности:
1. увеличения затрат на финансирование научных исследований и разработок при одновременном совершенствовании государственной системы управления научно-технологическим развитием, разработке эффективных мер по привлечению внебюджетных средств в научно-техническую сферу для вхождения Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
2. формирования сбалансированного финансового обеспечения выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок, соблюдения необходимых пропорций между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками для обеспечения технологического единства научной и научно-технической деятельности;
3. выделения дополнительных бюджетных ассигнований на:
1) поддержку в рамках реализации программы стратегического академического лидерства программ развития образовательных организаций высшего образования независимо от их ведомственной и отраслевой принадлежности;
2) реализацию программы по созданию кампусов мирового уровня (межвузовские студенческие городки), реализацию программы по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и оснащение общежитий;
3) предоставление грантов Правительства Российской Федерации, выделяемых для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220, федеральный проект "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" национального проекта "Наука и университеты");
4. определение возможных объемов финансирования мероприятий по предоставлению грантов на обучение по основным программам профессионального обучения на бесплатной основе участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления трудовой деятельности в составе таких отрядов.
На основании изложенного, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и рекомендует принять его Государственной Думой в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Кабышев |
------------------------------
1 НДС внутренний - НДС на товары, (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
2 НДС ввозной - НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
3 "Взгляд на образование" (Education at a glance) Управление по вопросам образования и формирования профессиональных навыков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сентябрь 2021 года. В исследовании изложены ключевые позиции о результатах деятельности образовательных организаций; влияния обучения на формирование дальнейшего профессионального самоопределения молодежи, доступа к образованию, финансовых ресурсах, инвестируемых в образование, педагогических кадрах, учебной среде и многие другие в странах ОЭСР и 15 крупнейших странах мира, включая Россию.
4 Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ, Наука, технологии и инновации - экспресс информация в рамках проекта "Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации", расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата сентябрь 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.