Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 13 октября 2021 г. N 3.25-5/1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Основные параметры федерального бюджета.
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз).
Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции в результате активизации процесса массовой вакцинации;
активный восстановительный рост мирового ВВП (6,0% и 4,6% в 2021 - 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя - по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах - к уровню, который наблюдался до пандемии (3,3% и 3,2% в 2023 - 2024 годах соответственно);
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Сценарные условия сформированы с учетом безусловной реализации мер Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий по достижению национальных целей развития.
В таблице 1 представлены основные макроэкономические показатели на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, положенные в основу формирования федерального бюджета
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, положенные в основу формирования федерального бюджета
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4 х 100 |
7 |
8 |
9=8/7 х 100 |
10 |
11=10/8 х 100 |
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
41,4 |
66,0 |
46,6 |
62,2 |
133,5 |
47,5 |
58,4 |
122,9 |
55,7 |
95,4 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
126,8 |
208,3 |
159,8 |
208,4 |
130,4 |
160,6 |
192,3 |
119,7 |
180,6 |
93,9 |
ВВП, млрд рублей |
106967 |
124438 |
124223 |
133328 |
107,3 |
132822 |
141881 |
106,8 |
151513 |
106,8 |
Рост ВВП, % |
-3,0 |
4,2 |
3,4 |
3,0 |
88,2 |
3,0 |
3,0 |
100,0 |
3,0 |
100,0 |
Инвестиции, млрд рублей |
20118 |
22159 |
23048 |
24407 |
105,9 |
25350 |
26909 |
106,1 |
29667 |
110,2 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд рублей |
28194 |
32097 |
30462 |
33758 |
110,8 |
32646 |
35834 |
109,8 |
38752 |
108,1 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
4,9 |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
100,0 |
Курс доллара, рублей за доллар США |
71,9 |
73,6 |
73,1 |
72,1 |
98,6 |
73,8 |
72,7 |
98,5 |
73,6 |
101,2 |
Объем экспорта нефти, млн тонн |
239,2 |
230,8 |
256,6 |
273,8 |
106,7 |
266,2 |
275,2 |
103,4 |
269,0 |
97,7 |
Объем экспорта природного газа, млрд куб. м. |
202,5 |
232,6 |
238,4 |
230,5 |
96,7 |
240,5 |
237,5 |
98,8 |
238,5 |
100,4 |
Объем экспорта нефтепродуктов,млн тонн |
141,8 |
149,5 |
140,5 |
152,7 |
108,7 |
140,0 |
152,6 |
109,0 |
146,5 |
96,0 |
Объем добычи нефти, млн тонн |
513,1 |
516,8 |
552,4 |
559,9 |
101,4 |
560,0 |
562,8 |
100,5 |
557,6 |
99,1 |
Объем добычи газа, млрд куб. м. |
694,5 |
758,8 |
770,1 |
748,9 |
97,2 |
795,6 |
773,0 |
97,2 |
799,6 |
103,4 |
Договоренности в рамках сделки ОПЕК+, достигнутые в июле 2021 года, привели к значимому пересмотру прогнозной траектории добычи нефти в России: оценка в 2021 году повышена до 516,8 млн тонн, в 2022 году - до 559,9 млн тонн. В 2023 - 2024 годах уровень добычи нефти будет составлять в среднем около 560 млн тонн. По мере наращивания добычи нефти крупнейшими странами - производителями (как в рамках группы ОПЕК+, так и вне ее), а также окончания восстановительной фазы роста мировой экономики ожидается постепенное снижение цен на нефть с 66 долларов США за баррель в среднем за 2021 год до уровней порядка 55 долларов США за баррель к концу прогнозного периода (55,7 долларов США за баррель в среднем за 2024 год).
Вместе с тем, существенным риском для реализации прогноза является активизация низкоуглеродной повестки крупнейшими странами: в этом случае на средне-долгосрочном горизонте высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне.
По итогам 2021 года ожидается, что курс доллара США к рублю составит около 73,6 рубля за доллар США, в среднесрочной перспективе (2022-2024 годы) курсовая динамика сложится на уровне 72-74 рублей за доллар США. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, c одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой - будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации.
По предварительным оценкам, в первом полугодии 2021 года темпы роста ВВП сложились на уровне около 4,8% г/г (-0,7% в I квартале и +10,5% во II квартале 2021 года соответственно). В целом по итогам 2021 года темп роста ВВП оценивается на уровне 4,2%.
В 2022 году экономическая динамика будет формироваться под влиянием разнонаправленных факторов. Поддержку экономическому росту окажет увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, сдерживающим фактором станет произошедшее ужесточение денежно-кредитной политики.
Экономический рост в среднесрочной перспективе будет основан на расширении внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного.
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд. рублей
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4 х 100 |
7 |
8 |
9=8/7 х 100 |
10 |
11=10/8 х 100 |
Доходы, всего |
18 719,1 |
23 782,3 |
20 637,5 |
25 021,9 |
121,2 |
22 262,7 |
25 540,2 |
114,7 |
25 831,8 |
101,1 |
%% к ВВП |
17,5 |
19,1 |
16,6 |
18,8 |
|
16,8 |
18,0 |
|
17,0 |
|
Расходы, всего |
22 821,6 |
24 058 |
21 885,0 |
23 694,2 |
108,3 |
23 671,3 |
25 241,1 |
106,6 |
26 354,4 |
104,4 |
%% к ВВП |
21,3 |
19,3 |
17,6 |
17,8 |
|
17,8 |
17,8 |
|
17,4 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 102,5 |
-275,7 |
-1 247,5 |
1 327,7 |
- |
-1 408,6 |
299,1 |
- |
-522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
|
1,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-9 337,7 |
-8 741,9 |
-8 131,8 |
-8 214,9 |
101,0 |
-8 898,4 |
-8 895,5 |
100,0 |
-9 087,2 |
101,4 |
%% к ВВП |
8,7 |
7,0 |
6,5 |
6,2 |
|
6,7 |
6,3 |
|
6,0 |
|
------------------------------
* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема ненефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом ненефтегазовых доходов учтенных при формировании Закона N 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 года
------------------------------
В 2022 - 2024 годах на фоне продолжения восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении. Прогнозируемые на 2022 год доходы федерального бюджета превысят уточненную оценку поступлений доходов на 2021 год на 1 239 594,3 млн рублей, превышение прогноза доходов на 2023 год над прогнозом на 2022 год составит 518 279,2 млн рублей, а превышение прогноза на 2024 год над прогнозом на 2023 год - 291 566,9 млн рублей.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации в 2022 году планируются в размере 25 021,9 млрд рублей, расходы - 23 694,2 млрд рублей, таким образом, профицит бюджета в 2022 году будет на уровне 1 327,7 млрд рублей.
Доходы бюджета в 2023 году прогнозируются на уровне 25 540,2 млрд рублей, в 2024 году - 25 831,8 млрд рублей. Расходы в эти годы составят 25 241,1 млрд рублей и 26 354,4 млрд рублей, соответственно.
Таким образом, в 2023 году бюджет также прогнозируется с профицитом - 299,1 млрд рублей, а в 2024 году ожидается дефицит в размере 522,7 млрд рублей.
Доходы федерального бюджета.
При расчете прогнозируемого объема доходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов учитывались прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период, представленный Министерством экономического развития Российской Федерации, а также изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, оказывающие влияние на доходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах.
Структура доходов федерального бюджета на период 2021 - 2024 годов представлена в таблице 3.
Таблица 3
Доходы федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Показатель |
2021 год (оценка) |
|||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
23 782,3 |
25 021,9 |
25 540,2 |
25 831,8 |
в %% к ВВП |
19,1 |
18,8 |
18,0 |
17,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
8 466,3 |
9 542,6 |
9 194,6 |
8 564,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
НДПИ |
6 711,4 |
7 761,4 |
7 801,6 |
7 502,8 |
Вывозные таможенные пошлины |
1 839,5 |
1 664,7 |
1 284," |
862,5 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку в том числе: |
-1 022,7 |
-940,0 |
-883,9 |
-897,9 |
Демпфирующая компонента (Кдемп) |
-469,5 |
-252,4 |
-76,2 |
42,9 |
Инвестиционный вычет (Кинв) |
-42,0 |
-59,7 |
-69,9 |
-81,4 |
НДД |
937,9 |
1 056,6 |
992,7 |
1 097,3 |
Базовые нефтегазовые доходы |
5 893,2 |
6 145,0 |
6 483,8 |
6 467,9 |
Дополнительные нефтегазовые доходы |
2 573,0 |
3 397,7 |
2 710,8 |
2 096,7 |
Ненефтегазовые доходы |
15 316,1 |
15 479,3 |
16 345,6 |
17 267,2 |
в %% к ВВП |
12,3 |
11,6 |
11,5 |
11,4 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
35,6 |
38,1 |
36,0 |
33,2 |
Ненефтегазовые доходы |
64,4 |
61,9 |
64,0 |
66,8 |
На фоне роста ВВП и снижения нефтегазовых доходов по отношению к ВВП доходы сократятся с 19,1% ВВП в 2021 году до 18,8% ВВП в 2022 году, а затем снизятся до 18,0% ВВП в 2023 году и 17,0% ВВП в 2024 году.
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9 542,6 млрд рублей (7,2% к ВВП) при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6 145,0 млрд рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы - 3 397,7 млрд рублей.
В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов согласно прогнозу составит 9 194,6 млрд рублей (6,5% к ВВП) и 8 564,6 млрд рублей (5,7% к ВВП), из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6 483,8 млрд рублей и 6 467,9 млрд рублей, дополнительные нефтегазовые доходы - 2 710,8 млрд рублей и 2 096,7 млрд рублей.
Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть - 44,2, 45,0 и 45,9 долларов США за баррель в 2022 - 2024 годах соответственно.
Снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 6,8% ВВП в 2021 году до 5,7% ВВП к 2024 году связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения, что приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 35,6% в 2021 году до 33,2% в 2024 году.
Основные факторы, повлиявшие на прогнозируемую динамику доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Факторный анализ изменения доходов федерального бюджета в 2022 - 2024 годах (год к году)
млн рублей
Фактор |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прогноз |
25 021 905,1 |
25 540 184,3 |
25 831 751,2 |
Отклонение от предыдущего года |
1 239 594,3 |
518 279,2 |
291 566,9 |
Нефтегазовые доходы |
1 076 372,1 |
-348 049,5 |
-630 020,1 |
Влияние законодательства: |
179 347,5 |
141 506,1 |
-138 938,7 |
Эффект "завершения налогового маневра" |
147 151,8 |
197 511,3 |
129 302,7 |
Изменение условных цен и отмена дальневосточной надбавки в демпфирующей компоненте обратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, а также корректировка надбавки (коэффициента Кабдт) в ставке НДПИ на нефть, в том числе для участков недр, облагаемых НДД |
7 511,0 |
-56 005,2 |
-60 443,8 |
Изменение поступлений НДПИ на нефть в результате начала применения с 2024 года вычета при добыче нефти на участках недр, облагаемых НДД, со степенью выработанности запасов больше или равной 0,8 |
0,0 |
0,0 |
-207 797,7 |
Зачисление НДПИ, уплачиваемого при добыче нефти на континентальном шельфе Российской Федерации, с 2022 года на КБК нефтегазовых доходов федерального бюджета |
24 684,8 |
0,0 |
0,0 |
Влияние макроэкономической ситуации: |
897 024,6 |
-489 555,6 |
-491 081,5 |
Изменение цен на энергоносители и обменного курса |
-105 600,9 |
-600 172,8 |
-336 348,9 |
Изменение объемов добычи, переработки и экспорта |
1 002 625,5 |
110 617,2 |
-154 732,6 |
Ненефтегазовые доходы |
163 222,2 |
866 328,7 |
921 587,0 |
Влияние законодательства и разовых факторов |
-448 279,6 |
-42 657,8 |
23 862,3 |
Налоговые и таможенные платежи |
133 007,2 |
7 351,8 |
37 360,0 |
Прочие доходы |
-581 286,8 |
-50 009,7 |
-13 497,6 |
Влияние динамики макроэкономических показателей: |
611 501,8 |
908 986,5 |
897 724,7 |
Налоговые и таможенные платежи |
165 646,9 |
804 872,0 |
853 168,9 |
Прочие доходы |
445 854,9 |
104 114,5 |
44 555,8 |
Динамика поступлений налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в виде углеводородного сырья на углеводородное сырье в федеральный бюджет в 2022 - 2024 годах представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика поступлений налога на НДПИ в 2022 - 2024 годах
|
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
млн руб. |
% к ВВП |
млн руб. |
% к ВВП |
млн руб. |
% к ВВП |
млн руб. |
% к ВВП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
6 711 455,5 |
5,4 |
7 761 369,9 |
5,8 |
7 801 630,2 |
5,5 |
7 502 760,5 |
5,0 |
Нефть |
5 915 109,8 |
4,8 |
6 897 718,7 |
5,2 |
6 875 234,6 |
4,8 |
6 562 787,3 |
4,3 |
Газ горючий природный |
562 450,3 |
0,5 |
631 522,4 |
0,5 |
619 979,0 |
0,4 |
617 035,2 |
0,4 |
Газовый конденсат |
233 895,4 |
0,2 |
232 128,7 |
0,2 |
306 416,6 |
0,2 |
322 937,9 |
0,2 |
Поступление доходов от взимания НДПИ по углеводородному сырью рассчитано на основе следующих показателей:
Таблица 5.1
Показатели, используемые для расчета НДПИ по углеводородному сырью в 2022 - 2024 годах
Показатель |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Нефть |
|
|
|
Объем добычи нефти (млн тонн) |
524,85 |
519,84 |
514,75 |
Объем добычи нефти, облагаемый НДПИ (в т.ч. в рамках режима НДД) (млн тонн) |
512,34 |
507,80 |
502,71 |
Газ горючий природный |
|
|
|
Объем добычи газа горючего природного (млрд ку б.м.) |
653,93 |
679,00 |
705,60 |
Объем добычи газа горючего природного, облагаемый НДПИ (млрд ку б.м.) |
568,27 |
578,34 |
579,24 |
Газовый конденсат |
|
|
|
Объем добычи газового конденсата (млн тонн) |
35,08 |
42,98 |
42,84 |
Объем добычи газового конденсата, облагаемый НДПИ (млн тонн) |
31,48 |
39,08 |
37,58 |
По сравнению с оценкой поступлений за 2021 год в 2022 году прогнозируется рост НДПИ по углеводородному сырью на 1 049 914,3 млн рублей (на 15,6%), в 2023 году по сравнению с 2022 годом - на 40 260,3 млн рублей (на 0,5%), в 2024 году по сравнению с 2023 годом прогнозируется снижение доходов на 298 869,7 млн рублей (на 3,8%). Указанная динамика поступлений доходов обусловлена изменением основных параметров прогноза социально-экономического развития и налогового законодательства, в том числе поэтапным повышением НДПИ на нефть в рамках "завершения налогового маневра", изменением структуры объемов добычи нефти, облагаемых НДПИ (с учетом фактических поступлений за 2021 год, а также с учетом ожидаемого дополнительного перехода в 2024 году ряда месторождений в 3 группу НДД в результате начала применения вычета по НДПИ), изменением поступления НДПИ на нефть в результате изменения условий сделки ОПЕК+ по добыче нефти сырой и прекращения ее действия с сентября 2022 года и изменением мировых цен на нефть марки "Юралс".
Прогноз поступления доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти, представлен в таблице 6.
Таблица 6
Вывозные таможенные пошлины на нефть, природный газ и нефтепродукты
млн рублей
|
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
млн руб. |
% от ВВП |
млн руб. |
% от ВВП |
млн руб. |
% от ВВП |
млн руб. |
% от ВВП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
1 839 580,7 |
1,5 |
1 664 703,1 |
1,2 |
1 284 156,2 |
0,9 |
862 455,5 |
0,6 |
Нефть сырая |
653 759,2 |
0,5 |
548 752,2 |
0,4 |
275 840,7 |
0,2 |
|
|
Газ природный |
824 889,0 |
0,7 |
884 816,6 |
0,7 |
903 188,0 |
0,6 |
862 455,5 |
0,6 |
Товары, выработанные из нефти |
360 932,5 |
0,3 |
231 134,2 |
0,2 |
105 127,5 |
0,1 |
|
|
Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин по углеводородному сырью рассчитано на основе следующих показателей (таблица 6.1):
Прогноз доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на углеводороды в 2022 году на 174 877,7 млн рублей или на 9,5% ниже, чем ожидаемое поступление доходов в 2021 году, в 2023 году - на 380 546,8 млн рублей или на 22,8% меньше, чем сумма доходов по прогнозу на 2022 год, на 2024 год - на 421 700,7 млн рублей или на 32,8% меньше, чем сумма доходов по прогнозу на 2023 год.
Таблица 6.1
Объемные показатели, используемые для расчета вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти
Показатель |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем экспорта нефти сырой, облагаемый вывозной таможенной пошлиной, млн тонн |
204,2 |
221,1 |
214,2 |
Объем экспорта газа, облагаемый вывозной таможенной пошлиной, млрд куб. м. |
190,5 |
200,5 |
201,5 |
Объем экспорта товаров, выработанных из нефти, облагаемый вывозной таможенной пошлиной, млн тонн |
143,8 |
143,6 |
137,6 |
Комитет отмечает, что основными факторами изменения прогноза поступлений является поэтапное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках "завершения налогового маневра" (с учетом сложившейся помесячной динамики 2021 года, а также с учетом обнуления ставки вывозной таможенной пошлины в 2024 году) и изменение объемов экспорта нефти сырой, товаров, выработанных из нефти сырой, и газа природного.
Доходы федерального бюджета от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) в 2022 году прогнозируются в объеме 1 056 637,6 млн рублей или 0,8% к ВВП (на 118 677,1 млн рублей или на 12,7% больше, чем в 2021 году), в 2023 году - 992 677,8 млн рублей или 0,7% к ВВП (на 63 959,8 млн рублей или на 6,1% меньше, чем в 2022 году) и в 2024 году - 1 097 301,7 млн рублей или 0,7% к ВВП (на 104 623,9 млн рублей или на 10,5% больше, чем в 2023 году).
Комитет отмечает, что основным фактором изменения прогноза поступлений является изменение структуры налоговой базы и объемов добычи нефти, облагаемых НДД, с учетом поквартальной уплаты налога (в I квартале 2021 года поступил налог, начисленный за IV квартал 2020 года, то есть до перевода на режим НДД части плательщиков, пользовавшихся льготами по НДПИ, отмененными с 2021 года; в 2024 году ожидается перевод ряда месторождений в 3 группу НДД в целях получения вычета по НДПИ).
Возмещение акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, в 2022 году прогнозируется в объеме (-) 940 085,6 млн рублей (на 82 658,3 млн рублей или на 8,1% меньше, чем в 2021 году), (-) 883 888,8 млн рублей в 2023 году (на 56 196,8 млн рублей или на 6% меньше, чем в 2022 году) и (-) 897 962,5 млн рублей в 2024 году (на 14 073,6 млн рублей или на 1,6% больше, чем в 2023 году).
Таблица 7
млн рублей
|
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку |
-1 022 744,0 |
-940 085,6 |
-883 888,8 |
-897 962,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
Демпфирующая компонента (Кдемп) |
-469 527,0 |
-252 429,1 |
-76 173,3 |
42 866,5 |
Инвестиционный вычет (Кинв) |
-42 049,7 |
-59 785,0 |
-69 992,0 |
-81 421,0 |
Комитет обращает внимание, что основными факторами изменений прогноза от года к году будет являться поэтапное повышение отрицательного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, в рамках "завершения налогового маневра", ежегодное изменение условных цен оптового рынка и ставок акцизов на нефтепродукты, используемых при расчете демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, увеличение возмещения акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, в результате изменения с мая 2021 года условных цен оптового рынка, используемых при расчете демпфирующей компоненты акциза и изменение мировых цен на нефть марки "Юралс".
Расходы федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета Российской Федерации в 2021 году составят 21 885,0 млрд рублей, в 2022 году - 25 241,1 млрд рублей, в 2023 году - 26 354,4 млрд рублей.
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная экономика" в 2022 году составят 3 461 888,1 млн рублей, в 2023 году - 3 573 135,2 млн рублей и в 2024 году - 3 528 545,7 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная экономика" составит в 2022 году - 2,6%, в 2023 году - 2,5% и в 2024 году - 2,3%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" в 2022 - 2024 годах по сравнению с 2021 годом (15,4%) уменьшится и составит 14,6%, 14,5% и 14,1% соответственно.
В раздел классификации расходов федерального бюджета "Национальная экономика" входит подраздел "Топливно-энергетический комплекс" (таблица 8).
Таблица 8
Расходы федерального бюджета по разделу классификации расходов бюджетов "Национальная экономика" и подразделу "Топливно-энергетический комплекс" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Наименование |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Национальная экономика |
3 613,8 |
2 974,0 |
3 461,9 |
116,4 |
3 093,9 |
3 573,1 |
115,5 |
3 528,5 |
98,8 |
%% к ВВП |
2,9 |
2,4 |
2,6 |
|
2,3 |
2,5 |
|
2,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
15,4 |
13,9 |
14,6 |
|
13,8 |
14,5 |
|
14,1 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливно-энергетический комплекс |
16,3 |
21,5 |
20,8 |
97,1 |
15,3 |
14,0 |
90,9 |
15,3 |
109,9 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
Наряду с общими подходами к формированию Законопроекта на изменение расходов по разделу "Национальная экономика" (в 2022 - 2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год), в том числе на подраздел "Топливно-энергетический комплекс" повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
на закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ для нужд центрального аппарата Минэнерго России в 2022 году на 302,1 млн рублей;
на проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства "Многоэтажные нежилые общественные здания, расположенные в г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 23, строение 2" в результате перераспределения средств федерального бюджета в 2022 году в объеме 893,4 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых Госкорпорацией "Росатом" в рамках проекта по сооружению Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР, в 2022 году на 217,9 млн рублей;
на субсидии Республике Тыва на компенсацию выпадающих доходов сетевых организаций, возникающих в следствие сдерживания роста тарифов до 2023 года (включительно), в 2022 году на 494,2 млн рублей, в 2023 году на 522,4 млн рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
на строительство головного атомного ледокола "Лидер" в 2022 году на 4 073,8 млн рублей и увеличение в 2024 году на 10 510,4 млн рублей;
на строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ "Певек-Билибино" в результате перераспределения средств федерального бюджета Российской Федерации, предусмотренных для АО "Чукотэнерго" на проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства, в 2022 году на 893,4 млн рублей;
на строительство заправок СПГ в связи с перераспределением на строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ "Певек-Билибино" в 2023 году на 893,4 млн рублей;
Решением Совета Государственной Думы (Протокол N 322 заседания Совета Государственной Думы от 1 октября 2021 года) Комитет Государственной Думы по энергетике определен ответственным за рассмотрение Государственной программы Российской Федерации N 22 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству - соисполнителем) и Государственной программы Российской Федерации N 30 "Развитие энергетики", включенных в перечень государственных программ, рассматриваемых в рамках настоящего законопроекта.
Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"
Ответственный исполнитель - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Комитет считает необходимым отметить, что финансовое обеспечение Государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" происходит как за счет федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников. При этом только 25,6% всего финансового обеспечения государственной программы в 2022 - 2024 годах предусматривается за счет бюджетных источников. Большая часть объема финансирования (более 74%) будет осуществляться за счет средств Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" представлены в таблице 9.
Таблица 9.
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
137 176,6 |
136 229,7 |
105 835,0 |
77,7 |
99 807,9 |
73 409,8 |
73,6 |
71 281,8 |
97,1 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
51 831,8 |
54 703,5 |
55 649,4 |
101,7 |
19 874,6 |
19 874,6 |
100,0 |
12 043,6 |
60,6 |
"Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности" |
5 417,9 |
6 954,1 |
5 703,7 |
82,0 |
2 260,2 |
2 260,2 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
"Развитие Северного морского пути" |
46 413,9 |
47 749,3 |
49 945,7 |
104,5 |
17 614,4 |
17 614,4 |
100,0 |
12 043,6 |
68,4 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
20 193,7 |
18 095,5 |
16 906,1 |
93,4 |
18 216,9 |
20 358,9 |
111,8 |
26 093,9 |
128,2 |
"Северный морской путь - 2030" |
19 732,2 |
13 510,9 |
11 314,5 |
83,7 |
11 481,9 |
11 481,9 |
100,0 |
21 992,4 |
191,5 |
"Создание национального центра физики и математики" |
0,0 |
0,0 |
1 007,0 |
- |
0,0 |
2 142,0 |
- |
1 851,0 |
86,4 |
"Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом" |
461,5 |
351,6 |
351,6 |
100,0 |
2 916,8 |
2 916,8 |
100,0 |
35,0 |
1,2 |
"Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" |
0,0 |
4 233,0 |
4 233,0 |
100,0 |
3 818,2 |
3 818,2 |
100,0 |
2 215,5 |
58,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
12 279,7 |
12 088,0 |
12 002,2 |
99,3 |
11 856,3 |
11 751,3 |
99,1 |
11 755,4 |
100,0 |
"Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия" |
11 871,6 |
11 708,1 |
11 608,1 |
99,1 |
11 470,3 |
11 370,3 |
99,1 |
11 370,3 |
100,0 |
"Выполнение обязательств Российской Федерации в рамках участия в деятельности международных организаций" |
408,0 |
379,9 |
394,1 |
103,7 |
386,0 |
381,0 |
98,7 |
385,1 |
101,1 |
Федеральные целевые программы |
21 938,6 |
21 277,4 |
21 277,4 |
100,0 |
21 425,0 |
21 425,0 |
100,0 |
21 389,0 |
99,8 |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
21 938,6 |
21 277,4 |
21 277,4 |
100,0 |
21 425,0 |
21 425,0 |
100,0 |
21 389,0 |
99,8 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
30 932,8 |
30 065,4 |
0,0 |
0,0 |
28 435,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", в 2022 году составят 105 835,0 млн рублей, в 2023 году - 73 409,8 млн рублей и в 2024 году - 71 281,8 млн рублей.
Увеличение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований по ведомственному проекту "Строительство зданий и сооружений Национального центра физики и математики" за счет дополнительных доходов федерального бюджета в части Госкорпорации "Росатом" в 2022 году в объеме 1 007 млн рублей, в 2023 году в объеме 2 142 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Выполнение обязательств Российской Федерации в рамках участия в деятельности международных организаций" - увеличением бюджетных ассигнований в 2022 году на 15,5 млн рублей в целях осуществления взносов в Фонд технического сотрудничества МАГАТЭ и проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам ИНПРО МАГАТЭ;
по федеральному проекту "Северный морской путь - 2030" - уменьшением бюджетных ассигнований на строительство головного атомного ледокола "Лидер" в 2022 году на 4 073,8 млн рублей, а также увеличением бюджетных ассигнований в 2024 году на 10 510,4 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на строительство второго серийного универсального атомного ледокола в 2022 году на 1 877,5 млн рублей в рамках перераспределения бюджетных ассигнований со строительства третьего серийного универсального атомного ледокола.
Уменьшение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" обусловлено:
по федеральному проекту "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности" - уменьшением объема бюджетных ассигнований в 2024 году на 2 260,2 млн рублей в связи с завершением строительства производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности в 2023 году;
по федеральному проекту "Развитие Северного морского пути" - уменьшением объема бюджетных ассигнований в 2024 году на 5 570,8 млн рублей в связи с уточнением расходов инвестиционного характера на 2024 год и приведением параметров финансирования федерального проекта в 2024 году в соответствие с утвержденным паспортом федерального проекта, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство третьего серийного универсального атомного ледокола в 2022 году на 1 877,5 млн рублей;
по федеральному проекту "Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергии с замкнутым ядерным топливным циклом" - уменьшением в 2022 году на 9 462,4 млн рублей, в 2023 году на 6 358,9 млн рублей в связи с консолидацией расходов на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
по федеральному проекту "Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергии с замкнутым ядерным топливным циклом" - уменьшением в 2022 году на 1 040,4 млн рублей, в 2023 году на 889,2 млн рублей в связи с консолидацией расходов на уплату взносов в международные организации в целях осуществления научной и научно-технической деятельности в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
по федеральному проекту "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" - уменьшением в 2022 году на 2 186,5 млн рублей, в 2023 году на 3 247,9 млн рублей в связи с консолидацией расходов на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
по федеральному проекту "Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем" - уменьшение в 2022 году на 3 286,1 млн рублей, в 2023 году на 3 269,1 млн рублей в связи с консолидацией расходов на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
по ведомственному проекту "Строительство зданий и сооружений Национального центра физики и математики" за счет дополнительных доходов федерального бюджета в части Госкорпорации "Росатом" в 2024 году в объеме 291,0 млн рублей с учетом связанных доходов федерального бюджета;
по комплексу процессных мероприятий "Международное сотрудничество в сфере науки" - уменьшением в 2022 году на 13 517,6 млн рублей, в 2023 году на 14 087,8 млн рублей в связи с консолидацией расходов на уплату взносов в международные организации в целях осуществления научной и научно-технической деятельности, а также на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
по федеральной целевой программе "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" - уменьшением в 2022 году на 572,3 млн рублей, в 2023 году на 582,3 млн рублей в связи с консолидацией расходов на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
При формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по государственной программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" зарезервированные бюджетные ассигнования отсутствуют.
Комитет отмечает, что реализация государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" позволит обеспечить устойчивое развитие атомного энергопромышленного комплекса страны, развитие систем эффективного обращения с отходами I и II классов опасности, а также укрепить лидерство Российской Федерации на международной арене.
Государственная программа "Развитие энергетики"
Ответственный исполнитель - Минэнерго России.
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие энергетики" представлены в таблице 10.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие энергетики", в 2022 году составят 29 080,7 млн рублей, в 2023 году - 21 926,4 млн рублей и в 2024 году - 20 887,5 млн рублей.
Таблица 10.
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
15 742,3 |
17 253,8 |
29 080,7 |
168,5 |
14 107,7 |
21 926,4 |
155,4 |
20 887,5 |
95,3 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
8 596,7 |
11 422,9 |
23 170,8 |
202,8 |
9 344,8 |
18 278,2 |
195,6 |
17 731,0 |
97,0 |
"Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией" |
0,0 |
2 600,0 |
1 706,6 |
65,6 |
0,0 |
893,4 |
- |
0,0 |
0,0 |
"Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата" |
0,0 |
0,0 |
12641,4 |
- |
0,0 |
8 933,5 |
- |
8 386,2 |
93,9 |
"Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)" |
4 229,4 |
4 371,9 |
4 371,9 |
100,0 |
4 893,9 |
4 893,9 |
100,0 |
4 893,9 |
100,0 |
"Развитие рынка природного газа как моторного топлива" |
4 367,3 |
4 451,0 |
4 451,0 |
100,0 |
4 450,8 |
3 557,4 |
79,9 |
4 450,8 |
125,1 |
Ведомственные проекты |
38,9 |
0,0 |
893,4 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Создание объектов социального и производственного комплексов" |
38,9 |
0,0 |
893,4 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Комплексы процессных мероприятий |
5 062,0 |
4 221,3 |
5 016,4 |
118,8 |
3 127,0 |
3 648,2 |
116,7 |
3 156,5 |
86,5 |
"Обеспечение деятельности Министерства энергетики Российской Федерации" |
1 564,2 |
1 117,7 |
1 419,8 |
127,0 |
1 140,5 |
1 140,5 |
100,0 |
1 164,5 |
102,1 |
"Реструктуризация угольной промышленности" |
2 246,9 |
1 856,3 |
1 857,0 |
100,0 |
1 710,9 |
1 711,6 |
100,0 |
1 716,8 |
100,3 |
"Международное сотрудничество" |
157,0 |
158,2 |
156,5 |
98,9 |
159,5 |
157,6 |
98,8 |
159,2 |
101,0 |
"Возмещение территориальным сетевым организациям недополученных доходов, вызванных установлением не обоснованных тарифных решений" |
1 094,0 |
1 089,0 |
1 583,2 |
145,4 |
116,1 |
638,5 |
550,1 |
116,1 |
18,2 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
2 044,7 |
1 609,6 |
0,0 |
0,0 |
1 635,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 11 826,9 млн рублей, в 2023 году на 7 818,8 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 1 038,9 млн рублей.
Увеличение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие энергетики" обусловлено:
по федеральному проекту "Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата" - увеличением бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджету Республики Саха (Якутия) в целях софинансирования строительства объекта "Магистральный газопровод "Кысыл-Сыр-84 км" в 2022 году в объеме 2 800,0 млн рублей;
федеральному проекту "Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата" - на субсидию из федерального бюджета Федеральному агентству железнодорожного транспорта в целях возмещения затрат ОАО "РЖД", возникающих при субсидировании поставок моторного топлива железнодорожным транспортом в Дальневосточный федеральный округ" - динамикой отдельных доходов федерального бюджета в 2022 году в объеме 9 841,4 млн рублей, в 2023 году в объеме 8 933,5 млн рублей; в 2024 году в объеме 8 386,2 млн рублей.
по ведомственному проекту перераспределением бюджетных ассигнований в целях проектирования и реконструкции объекта капитального строительства) "Многоэтажные нежилые общественные здания, расположенные в г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 23, строение 2" в 2022 году в объеме 893,4 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства энергетики Российской Федерации" в связи с увеличением бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ для нужд центрального аппарата Минэнерго России в 2022 году в объеме 302,1 млн рублей;
на субсидии Республике Тыва на компенсацию выпадающих доходов сетевых организаций, возникающих в следствие сдерживания роста тарифов до 2023 года (включительно), в 2022 году на 494,2 млн рублей, в 2023 году на 522,4 млн рублей.
Уменьшение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие энергетики" обусловлено:
по ведомственному проекту "Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ "Певек-Билибино" в результате перераспределения средств федерального бюджета Российской федерации, предусмотренных для АО "Чукотэнерго" на проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства "Многоэтажные нежилые общественные здания, расположенные в г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 23, строение 2" в 2022 году в объеме 893,4 млн рублей;
по ведомственному проекту "Строительство заправок СПГ" в связи с перераспределением на объект "Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ "Певек-Билибино" в 2023 году в объеме 893,4 млн рублей;
по федеральному проекту "Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата" на субсидию из федерального бюджета Федеральному агентству железнодорожного транспорта в целях возмещения затрат ОАО "РЖД", возникающих при субсидировании поставок моторного топлива железнодорожным транспортом в Дальневосточный федеральный округ" в 2024 году в объеме 547,3 млн рублей с учетом связанных доходов федерального бюджета;
Комитет отмечает, что реализация государственной программы "Развитие энергетики" позволит повысить эффективность обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации соответствующими объемами производства продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса, повысить инвестиционную активность в отраслях топливно-энергетического комплекса и уменьшить негативное воздействие отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата.
Комитет в целом поддерживает предлагаемое финансирование рассматриваемых государственных программ в рамках рассматриваемого законопроекта.
Дополнительно, Комитет отмечает следующее. В 2020 году наблюдалось существенное снижение добычи и экспорта нефти, связанное с участием России в соглашении ОПЕК+, а также снижением мирового спроса в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. По итогам 2020 года объем добычи нефти, включая газовый конденсат (далее - добыча нефти), составил 513,1 млн. тонн, что на 8,5% меньше рекордного показателя 2019 года. Объем экспорта нефти в 2020 году составил 239,2 млн. тонн, что на 11,1% ниже уровня 2019 года.
По мере преодоления мировым рынком нефти последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, а также постепенного ослабления ограничений на добычу нефти, в среднесрочной перспективе ожидается возобновление тенденции роста объемов добычи нефти в России. При этом приоритетным направлением поставки нефтяного сырья остается внутренний рынок (для последующей переработки).
Комитет обращает внимание, что несмотря на международный тренд декарбонизации экономик европейских стран и переход на низкоуглеродные источники энергии, по прогнозам Всемирного банка, Международного Валютного Фонда и ряда мировых экспертных центров подчеркивается, что на временном горизонте до 2050 года нефть сохранит самую большую долю в топливном балансе планеты.
Предсказуемость налоговой политики существенно влияет на инвестиционную привлекательность нефтегазодобывающих компаний, эффективность нефтяного сервиса и других смежных отраслей экономики, в том числе влияет на развитие уникальных технологий и импортозамещения, которое в силу мультипликативного эффекта обеспечивает рост ВВП.
В целях поддержания инвестиционного потенциала нефтегазовой отрасли целесообразно принятие мер по следующим направлениям: стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья и высокообводненных месторождений, и добычи тех категорий запасов нефти, которые в настоящее время нерентабельны и не вовлекаются в разработку, в том числе путем введения с 2022 года новых групп участков недр, содержащих запасы сверхвязкой и высоковязкой нефти, с использованием режима налогообложения, основанного на НДД с особыми параметрами разработки, учитывающими производственные показатели разработки и высокой уровень удельных затрат.
Также представляется перспективным развитие в России проектов по производству и переработке пропилена. Учитывая текущие тренды и проблемы развития российской нефтехимии, введение мер стимулирования производства и переработки пропилена, который как сырье для нефтехимии остается за рамками налогового стимулирования в сравнении с сжиженными углеводородными газами, этаном и нафтой, позволит выровнять условия переработки разных видов нефтехимического сырья и может привлечь дополнительные инвестиции в перспективные нефтегазохимические проекты.
Меры налогового стимулирования позволят более полно и рационально разрабатывать запасы нефти, увеличить доходы бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, повысить уровень социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разрабатывать и совершенствовать новые технологии и увеличить объем работ (или услуг) и производства нефтяного оборудования в нефтесервисных организациях и смежных отраслях.
Также Комитет обращает внимание на динамику поступления НДПИ, взимаемый при добыче угля коксующегося.
Законопроектом учитываются предлагаемые проектами федеральных законов N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" изменения параметров формулы НДПИ в части донастройки налогообложения добычи коксующегося угля за счет перехода от фиксированной ставки налога к новому механизму налогообложения, а также изменения нормативов зачисления в бюджеты бюджетной системы НДПИ в виде угля коксующегося.
Законопроектом о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается изменение подходов к налогообложению НДПИ, взимаемого при добыче угля коксующегося: при налогообложении коксующегося угля предусматривается переход от фиксированной к расчетной ставке налога, учитывающей динамику мировых цен на коксующийся уголь.
Законопроектом о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусмотрено установление учтенных при формировании прогноза по доходам федерального бюджета нормативов зачисления в федеральный бюджет налоговых доходов от НДПИ в виде угля коксующегося - по нормативу 75 процентов.
В результате с 1 января 2022 года предлагается:
а) увеличить ставку НДПИ на коксующийся уголь в 2,5 раза;
б) снизить с 60% до 25% норматив зачисления НДПИ на коксующийся уголь в бюджеты регионов.
Дополнительные поступления в 2022 году по сравнению 2021 годом в связи с изменением подходов к налогообложению НДПИ в виде коксующегося угля в федеральный бюджет составят 8,95 млрд рублей, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 2,99 млрд рублей (всего - 11,94 млрд рублей). Дополнительные поступления в 2023 и 2024 годах в федеральный бюджет оцениваются в размере 10,47 и 8,36 млрд рублей, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 3,49 и 2,79 млрд рублей соответственно (всего 13,96 и 11,15 млрд рублей). Это приведет к существенному росту налоговой нагрузки на предприятия угольной отрасли, добывающие коксующийся уголь, и, соответственно, снизит их возможности повышать заработную плату, финансировать проекты социальной сферы, инвестировать в программы своего развития и в экологию.
Такой подход противоречит самой сути подобного изъятия природной ренты и не учитывает особенностей социально-экономического развития добывающих регионов.
На регионы Сибири и Дальнего Востока приходится 97% добываемого угля России. Угледобывающие регионы испытывают затруднения в связи с недостатком финансовых ресурсов. В текущем году в условиях высоких цен на уголь угледобывающие регионы имеют положительную динамику по доходам, однако даже в таких условиях в угольных регионах огромные долги - государственный долг на 1 сентября 2021 года по 13 угледобывающим регионам суммарно составляет порядка 476 млрд рублей, причем почти половина или 221 млрд рублей - это рыночные заимствования.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.