Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 37939-8 "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, эксперимент) разработан Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 4 плана мероприятий "дорожной карты" по реализации на территории Сахалинской области эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для внедрения технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, отработки методики формирования системы верификации, учета выбросов и поглощения парниковых газов, утвержденного решением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 12712п-П11, а также с учетом указания Президента Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N Пр-1761.
Законопроект направлен на установление особенностей регулирования отношений, связанных с выбросами и поглощением парниковых газов на территории Сахалинской области, а также предусмотрена возможность включения в эксперимент отдельных субъектов Российской Федерации путем внесения изменений в данный закон.
Возможность проведения эксперимента на территории иных субъектов Российской Федерации обусловлена необходимостью реализации подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 октября 2021 г. N Пр-1971 (о проведении эксперимента не только в Сахалинской области, но и в других субъектах Российской Федерации), указания Президента Российской Федерации от 6 августа 2021 г. N Пр-1436 (о проработке включения в эксперимент Республики Башкортостан), поручений Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N ВА-П11-12134 и от 8 июля 2021 г. N МХ-П16-9130 (о проработке включения в эксперимент Хабаровского края и Иркутской области), а также обращения Губернатора Калининградской области Алиханова А.А. (письмо от 20 мая 2021 г. N 2147/01-АА о проведении эксперимента в Калининградской области).
Кроме того, согласно пункту 3 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 436-СФ "О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Правительству Российской Федерации рекомендуется поддержать проведение эксперимента по углеродному регулированию в отдельных субъектах Российской Федерации.
Целью законопроекта и проведения эксперимента является достижение на территории Сахалинской области углеродной нейтральности до 31 декабря 2025 года, а также достижение углеродной нейтральности на территориях иных потенциальных участников эксперимента.
Для этого необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) стимулирование внедрения технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения;
2) формирование системы независимой верификации сведений и утверждений о выбросах и поглощении парниковых газов;
3) создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
В ходе эксперимента на практике будет осуществлена проверка методов и инструментов углеродного регулирования, механизмов создания условий для внедрения технологий сокращения выбросов и повышения поглощения парниковых газов, отработана методология формирования системы верификации, учета выбросов и поглощения парниковых газов, а также заложены предпосылки для международного признания отечественных подходов.
Законопроект вводит принципиально новые, ранее не использовавшиеся механизмы регулирования (что соответствует понятию и сути эксперимента), и является специальным по отношению к общему регулированию, предусмотренному Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Федеральный закон N 296-ФЗ).
Целью эксперимента является достижение на территории проведения эксперимента углеродной нейтральности.
Для этого на уровне субъекта Российской Федерации проводится инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов, внедряется квотирование выбросов парниковых газов региональных регулируемых организаций, вводится более широкая (по сравнению с федеральным уровнем) обязательная углеродная отчетность.
Для верификации углеродной отчетности и документации по климатическим проектам формируется институциональная . основа для аккредитации верификаторов. В числе прочего это также позволит создать механизм независимого определения поглощения парниковых газов для уточнения методологии, используемой в национальном кадастре.
Общефедеральное обращение углеродных единиц дополняется на региональном уровне обращением единиц выполнения квоты. При установлении платы за невыполнение квоты планируется исходить из среднемировой цены на выбросы парниковых газов (2 доллара США за 1 тонну ) и средней цены квоты в Европейской системе торговли квотами (25 евро за 1 тонну ) 1.
Использование на территории эксперимента существующих экономических и финансовых механизмов будет стимулировать сокращение выбросов парниковых газов.
Кроме того, законопроектом вводятся обязательные требования для региональных регулируемых организаций, по представлению в уполномоченный орган углеродной отчетности и соблюдения установленной квоты на выбросы.
При этом отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к региональным регулируемым организациям будет осуществляться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента ежегодно в порядке, определяемом Минэкономразвития России, на основании данных о хозяйственной и иной деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой на территории участника эксперимента, которая сопровождается выбросами парниковых газов.
Законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу Федерального закона в связи с учетом времени, необходимого для подготовки и вступления в силу необходимых подзаконных актов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
------------------------------
1 По данным Всемирного банка.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" потребует разработки следующих проектов нормативных правовых актов:
1) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении компетенции федеральных органов исполнительной власти в части координации эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов на территории участника эксперимента и введения национального кадастра парниковых газов".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
2) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении ставки платы за невыполнение (превышение) квоты в отношении парниковых газов, подлежащих учету в соответствии с Федеральным законом "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России, Сахалинская область;
3) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении правил исчисления и взимания платы за невыполнение (превышение) квоты".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России, Сахалинская область;
4) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении размера и порядка оплаты за услуги оператора по внесению в реестр сведений о совершении операций и гражданско-правовых сделок с единицами выполнения квоты".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России, Сахалинская область;
5) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении формы и обязательных условий договора на открытие счета в реестре углеродных единиц".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Сахалинская область;
6) проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Сахалинская область;
7) проект приказа Минэкономразвития России "Об определении формы и порядка предоставления уполномоченным органом отчета о результатах мониторинга программы реализации эксперимента".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Сахалинская область;
8) проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении методики определения размера квоты на выбросы парниковых газов".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Сахалинская область;
9) проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка и формы представления регулируемыми организациями в уполномоченный орган углеродной отчетности".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Сахалинская область;
10) проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении методических рекомендаций по организации общественного обсуждения проекта программы реализации эксперимента".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Сахалинская область;
11) проект приказа Росприроднадзора "Об утверждение методических указаний по инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов на территории участника эксперимента".
Срок подготовки: 1 марта 2022 г.
Ответственные исполнители - Росприроднадзор, Сахалинская область.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.