Письмо Российского союза промышленников и предпринимателей от 7 октября 2021 г. N 1370/07
Досье на проект федерального закона
В соответствии с письмом направляем предложения и комментарии по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Одним из приложений к проекту федерального закона являются Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (далее - ОНБНТТП) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Бизнес детально изучил ОНБНТТП и просит учесть предложения по доработке законодательства о налогах и сборах с учетом комментариев к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов при рассмотрении проекта федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Приложения: на 5 л.
Президент Российского союза |
А. Шохин |
Предложения РСПП по доработке законодательства о налогах и сборах с учетом комментариев к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. В рамках развития единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов планируется ряд мероприятий по совершенствованию оценки эффективности налоговых льгот и их донастройки. Такая работа должна проводиться с участием бизнеса (в том числе РСПП и других объединений). В противном случае может получиться неполный анализ, из-за недостатков которого будут отменены эффективные льготы.
2. Предусмотрен переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ. Необходимо участие бизнеса и субъектов Российской Федерации в подготовке данного порядка.
3. В качестве одной из мер повышения инвестиционной активности заявлено стимулирование применения инвестиционного налогового вычета. Одним из главных стимулов к применению вычета могло бы стать его продление на период после 2027 года. Сейчас интерес к инструменту у многих инвесторов теряется в первую очередь из-за коротких сроков его применения.
4. Среди итогов рассмотрения актуальных вопросов налогообложения отмечается продление нормы об ограничении использования накопленных налоговых убытков до 31.12.2024. Бизнес давно и последовательно указывает на целесообразность смягчения данного ограничения как минимум путем увеличения доли прибыли для зачета с 50% до 75%. Смягчение ограничения оказало бы значительную поддержку бизнесу, пострадавшему от пандемии.
5. Для борьбы с уклонением от уплаты налогов предлагается ввести возможность обращения взыскания задолженности по налогам и сборам с банковских счетом дебиторов должника. Данное предложение вызывает серьезное беспокойство, так как перекладывает ответственность по уплате налогов с налогоплательщика на его контрагентов. Разработка механизма должна проводиться с участием бизнеса. Ситуации, при которых возможны списания, должны быть четко определены и должны учитывать сроки погашения дебиторской задолженности согласно условиям договоров. Добросовестные дебиторы не имеют возможности контролировать статус расчетов своих поставщиков с бюджетом режиме онлайн, поэтому не должны страдать из-за их недобросовестности.
6. Планируется введение института "единого налогового платежа". Необходимо активное участие бизнеса для максимально гладкого внедрения механизма.
Важные области доработки законодательства о налогах и сборах, не нашедшие отражения в ОННП на 2022 - 2024 гг.
1. Повышение рентного налогообложения твердых полезных ископаемых рассматривается бизнесом как временная мера (до 2024 года), после чего необходимо вернуться к текущему уровню рентного изъятия. Такой подход позволит аккумулировать в бюджете необходимые источники доходов на бюджетный цикл, после чего вернуться к стимулированию развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата в России.
2. Кроме того, при достижении фискальных целей нельзя игнорировать необходимость сохранения мер, стимулирующих инвестиции. В связи с этим считаем необходимым установить ограничение на применение нового порядка рентного налогообложение твердых полезных ископаемых только к объемам производства в пределах 2021 года (это хороший год для сравнения, поскольку при благоприятной макроэкономической конъюнктуре налогоплательщики максимизировали добычу и производство, использовали все внутренние резервы для наращивания объемов). При этом дополнительные к 2021 году объемы добычи и производства необходимо облагать по правилам, действовавшим в 2020 году. Предлагаемый подход, с одной стороны, обеспечит фискальные интересы государства (оценка дополнительных доходов производилась на основании данных об объемах добычи и производства 2021 года), а с другой стороны заставит бизнес максимизировать инвестиции, ради налоговых послаблений в отношении дополнительных объемов.
3. ОННП на 2021 и 2022-2023 предполагалось рассмотрение вопроса о необходимости снятия ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения, в части:
- уменьшения минимальной доли владения капиталом компаний, выплачивающих дивиденды;
- уточнения нормы об освобождении продажи акций российских организаций (уменьшение минимально установленного срока владения с пяти до трех лет).
Данные вопросы не утратили своей актуальности. Предлагается продолжить работу по внесению соответствующих поправок в законодательство о налогах и сборах.
4. В 2020 году были доработаны правила применения ставки налога на прибыль 0% при продаже акций/долей после пяти лет владения. В частности, для применения льготы доля недвижимости на территории РФ на балансе реализуемой компании не должна превышать 50%, Бизнес понимает, что целью данной нормы является защита от реализации коммерческой и жилой недвижимости без уплаты налога. Для достижения данной цели достаточно тестировать долю недвижимости, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости. Такой подход повысит инвестиционную привлекательность капиталоемких отраслей с высокой долей недвижимых производственных мощностей, где применение льготы на долгосрочное владение сейчас ограничено.
5. Необходимо устранить давно существующую коллизию об отсутствии возможности непропорционального распределения дивидендов в целях налогообложения. Данная коллизия существенно ограничивает возможности акционерных соглашений и, следовательно, препятствует развитию холдинговой деятельности в РФ.
6. Необходимо предоставить право на вычет НДС при применении ставки 0% в отношении логистических и транспортно-экспедиционных услуг до сбора пакета документов, подтверждающих экспорт. Данный подход успешно зарекомендовал себя при экспорте несырьевых товаров и позволит стимулировать развитие услуг, связанных с экспортом.
7. С 2022 года меняются стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) основных средств, капитальных вложений, ремонтов и арены. Пересмотр бухгалтерской стоимости основных средств автоматически приведет к изменению налоговой нагрузки по налогу на имущество, что не было предусмотрено ни предыдущими ОННП, ни иными инициативами. Необходимо проработать механизм исключения влияния новых ФСБУ на базу по налогу на имущество и налогу на прибыль, а также максимально гармонизировать правила налогового учета с новыми ФСБУ.
Предложения и комментарии по проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Из положительных сторон проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" можно отметить следующие:
1. Бюджет во-многом ориентирован на поддержку высокотехнологичных отраслей - запланированы рекордные объемы ассигнований на развитие автомобильного и транспортного машиностроения (на Федеральный проект "Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения" планируется направлять от 300 до 400 млрд, рублей ежегодно).
Будут реализовываться такие механизмы поддержки, как СПИК 2.0 и СЗПК.
Значительные ресурсы выделяются на поддержку экспорта (на федеральный проект "Промышленный экспорт" - 72 млрд., 84 млрд, и 91 млрд, рублей в 2022 - 2024 гг. соответственно').
Вместе с тем, есть ряд направлений для доработки проекта федерального бюджета.
1. На некоторые направления стимулирования бизнеса направляется недостаточный для решения поставленных задач объем средств. Пример - на софинансирование в рамках Единой региональной субсидии на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий по постановлению Правительства РФ от 15 марта 2021 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий" выделяется всего 1 млрд. руб. в год.
Пока данная поддержка доступна предприятиям только из 25 регионов. Единая региональная субсидия могла бы стать более универсальным инструментом.
2. Бизнес согласился с повышением фискальной нагрузки на отдельные сектора на 160 млрд, рублей, но предлагает рассматривать это как временную меру на 3 ближайших года.
При этом может быть полностью поддержано решение о продлении срока дискуссии по корректировке налога на прибыль в зависимости от соотношения инвестиций и выплаченных дивидендов - предварительный проект поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации был неработающим и создавал риски для экономики.
3. Есть ряд вопросов, связанных со смежным вопросом - бюджетами социальных фондов:
продолжается финансирование дефицита по одному виду страхования за счёт профицита по другому; бюджет не выполняет свои законодательные обязанности по погашению дефицита средств по отдельным видам соцстраха;
не обеспечено равенство прав застрахованных (работающие пенсионеры), не выравнены тарифы по ОМС за работающее и неработающее население.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.