Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре в части вопросов своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2019 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в целом запланированы в 2022 году в объеме 2 836 242,2 млн рублей, в 2023 году - 2 966 069,8 млн рублей, в 2024 году - 3 061 986,6 млн рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа Президента РФ следует читать как "7 мая 2018 года"
Национальный проект "Культура"
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Культура" запланированы в 2022 году в объеме 43 159,9 млн рублей, в 2023 году - 42 165,1 млн рублей, в 2024 году - 43 852,5 млн рублей.
млн рублей
Наименование федерального проекта |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
Закон N 385-ФЗ от 08.12.2020 г. "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ от 08.12.2020 г. "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" |
к закону, % |
Паспорт проекта |
к Паспорту проекта на 2024 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10 |
11=10/9 х 100 |
Всего |
22 887,5 |
24 439,9 |
43 159,9 |
176,6 |
25 315,1 |
42 165,1 |
166,6 |
26 975,3 |
43 852,5 |
162,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный проект "Культурная среда" |
15 633,0 |
17 457,1 |
24 177,1 |
138,5 |
17 876,6 |
24 726,6 |
138,3 |
19 354,3 |
26 204,3 |
135,4 |
Федеральный проект "Творческие люди" |
3 297,0 |
3 018,0 |
3 018,0 |
100,0 |
3 480,4 |
3 480,4 |
100,0 |
3 652,0 |
3 669,0 |
100,5 |
Федеральный проект "Цифровая культура" |
3 957,5 |
3 964,9 |
15 964,9 |
402,7 |
3 958,0 |
13 958,0 |
352,7 |
3 969,0 |
13 979,2 |
352,2 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ от 08.12.2020 г. "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее Закон N 385-ФЗ), в 2022 году увеличены на 18 720,0 млн рублей, в 2023 году - на 16 850,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, увеличены на 16 877,2 млн рублей.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе федеральных проектов (и их результатов) национального проекта "Культура" представлены в таблице:
млн рублей
Структурный элемент национального (федерального) проекта |
(2022 Законопроект - 2022 Закон N 385-ФЗ) |
(2023 Законопроект - 2023 Закон N 385-ФЗ) |
(2024 Законопроект - 2024 Паспорт проекта) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
18 720,0 |
16 850,0 |
16 877,2 |
в том числе: |
|
|
|
Федеральный проект "Культурная среда" |
6 720,0 |
6 850,0 |
6 850,0 |
Создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек |
-1 426,0 |
-1 904,4 |
-1 599,6 |
Создание модельных муниципальных библиотек |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
Модернизация театров юного зрителя и театров кукол |
2 800,0 |
2 100,0 |
2 100,0 |
Развитие сети учреждений культурно-досугового типа |
6 141,8 |
6 406,5 |
6 267,6 |
Государственная поддержка отрасли культуры |
-2 632,2 |
-2 422,1 |
-2 668,0 |
Техническое оснащение муниципальных музеев |
420,0 |
750,0 |
750,0 |
Реконструкция и капитальный ремонт муниципальных музеев |
500,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
Иные результаты |
-83,6 |
-80,0 |
0,0 |
Федеральный проект "Творческие люди" |
0,0 |
0,0 |
17,0 |
Федеральный проект "Цифровая культура" |
12 000,0 |
10 000,0 |
10 010,2 |
Грант в форме субсидии автономной некоммерческой организации "Институт развития интернета" в целях поддержки проектов по созданию (производству) и (или) размещению (распространению) государственного контента, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе среди молодежи |
12 000,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
Иные результаты |
0,0 |
0,0 |
10,2 |
1) Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Культурная среда" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований на:
- реализацию послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в 2022 году в объеме 6 720,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 6 850,0 млн рублей ежегодно, в том числе:
- на строительство (реконструкцию) и капитальный ремонт сельских домов культуры в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие сети учреждений культурно-досугового типа в 2022 - 2024 годах в объеме 2 000,0 млн рублей ежегодно;
- на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол, включая:
реконструкцию в 2022 году в объеме 1 700,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно;
капитальный ремонт в 2022 - 2024 годах в объеме 1 100,0 млн рублей ежегодно;
- на модернизацию библиотек, включая создание модельных муниципальных библиотек, в 2022 - 2024 годах в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно;
- на реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение муниципальных музеев в 2022 году в объеме 500,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно;
- на оснащение муниципальных музеев экспозиционно-выставочным оборудованием в 2022 году в объеме 420,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 750,0 млн рублей ежегодно;
перераспределением бюджетных ассигнований с мероприятия по созданию центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек и строительству (реконструкции) и (или) капитального ремонта культурно-досуговых организаций в сельской местности на реализацию мероприятий, направленных на развитие сети учреждений культурно-досугового типа, в 2022 году в объеме 4 058,2 млн рублей, в 2023 году в объеме 4 326,5 млн рублей, в 2024 году в объеме 4 267,6 млн рублей.
2) Увеличение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Цифровая культура" обусловлено включением в федеральный проект с 2022 года нового мероприятия, связанного с производством государственного контента, направленного на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи, в 2022 на 12 000 млн рублей, в 2023 - 2024 годах на 10 000,0 млн рублей ежегодно.
Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов бюджетные ассигнования на 2024 год в объеме 1 850,0 млн рублей будут направлены на:
модернизацию библиотек, включая создание модельных муниципальных библиотек, в объеме до 1 700,0 млн рублей;
создание виртуальных концертных залов в объеме до 150,0 млн рублей.
Государственная программа "Развитие культуры"
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие культуры" представлены в таблице:
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
147 845,7 |
117 717,1 |
146 453,0 |
124,4 |
116 219,4 |
146 458,3 |
126,0 |
148 124,3 |
101,1 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
19 887,5 |
21 439,9 |
28 159,9 |
131,3 |
22 315,1 |
29 165,1 |
130,7 |
30 844,6 |
105,8 |
"Культурная среда" |
15 633,0 |
17 457,1 |
24 177,1 |
138,5 |
17 876,6 |
24 726,6 |
138,3 |
26 204,3 |
106,0 |
"Творческие люди" |
3 297,0 |
3 018,0 |
3 018,0 |
100,0 |
3 480,4 |
3 480,4 |
100,0 |
3 669,0 |
105,4 |
"Цифровая культура" |
957,5 |
964,9 |
964,9 |
100,0 |
958,0 |
958,0 |
100,0 |
971,3 |
101,4 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
52 004,1 |
25 708,9 |
42 227,3 |
164,2 |
20 424,5 |
37 211,8 |
182,1 |
33 875,1 |
91,0 |
"Сохранение культурного и исторического наследия" |
13 211,9 |
8 255,4 |
13 590,2 |
164,6 |
3 937,2 |
7 507,0 |
190,6 |
7 187,0 |
95,7 |
"Развитие музейного дела" |
20 731,2 |
3 782,9 |
4 860,6 |
128,4 |
3 309,4 |
4 562,7 |
137,8 |
2 069,5 |
45,3 |
"Развитие искусства и творчества" |
17 315,7 |
12 980,7 |
23 208,7 |
178,8 |
12 488,0 |
24 574,3 |
196,8 |
24 050,8 |
97,9 |
"Развитие культурного диалога" |
745,2 |
689,9 |
567,7 |
82,3 |
689,9 |
567,7 |
82,3 |
567,7 |
100,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
70 831,2 |
70 021,8 |
76 065,8 |
108,6 |
72 907,8 |
80 081,4 |
109,8 |
83 404,7 |
104,1 |
"Создание условий для сохранения культурного и исторического наследия" |
7 526,6 |
5 661,3 |
6 988,4 |
123,4 |
7 532,3 |
10 232,5 |
135,8 |
11 767,7 |
115,0 |
"Создание условий для развития библиотечного дела" |
6 011,6 |
6 245,4 |
6 726,5 |
107,7 |
6 552,1 |
7 089,3 |
108,2 |
7 496,9 |
105,8 |
"Создание условий для развития музейного дела" |
24 231,7 |
24 649,2 |
26 557,5 |
107,7 |
25 032,8 |
27 366,8 |
109,3 |
27 467,9 |
100,4 |
"Создание условий для развития искусства и творчества" |
31 051,2 |
31 829,4 |
32 860,6 |
103,2 |
32 137,3 |
32 523,8 |
101,2 |
33 770,0 |
103,8 |
"Обеспечение деятельности системы управления в сфере культуры" |
2 010,0 |
1 636,5 |
2 932,8 |
179,2 |
1 653,2 |
2 869,1 |
173,5 |
2 902,1 |
101,2 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
525,4 |
546,4 |
0,0 |
0,0 |
572,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
4 597,5 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие культуры", в 2022 году составят 146 453,0 млн рублей, в 2023 году - 146 458,3 млн рублей и в 2024 году - 148 124,3 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 28 735,9 млн рублей, в 2023 году на 30 238,9 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, увеличены на 1 666,0 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие культуры" обусловлено:
1) по федеральным проектам "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура", включенным в национальный проект "Культура", финансовым обеспечением реализации послания Президента Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в 2022 году на 6 720,0 млн рублей, в 2023 году на 6 850,0 млн рублей, в 2024 году на уровне, предусмотренном в 2023 году, а также приведением финансового обеспечения указанных федеральных проектов в соответствии с их паспортами в 2024 году на 1 679,5 млн рублей;
2) по федеральному проекту "Сохранение культурного и исторического наследия" увеличением бюджетных ассигнований на цели:
модернизации библиотек в части комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации, кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга, в 2022 - 2023 годах на 550,0 млн рублей ежегодно;
реализации проектов "Сохранение и использование культурного наследия в России", "Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений" и "Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений, 2 этап", реализуемых с привлечением средств займов Международного банка реконструкции и развития и Нового банка развития, в 2022 году на 2 086,1 млн рублей, в 2023 году на 961,3 млн рублей, в 2024 году на 175,2 млн рублей;
увеличения субсидии автономной некоммерческой организации "Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)" на сохранение объектов культурного наследия Псковской области в 2022 - 2023 годах в объеме 500,0 млн рублей ежегодно;
проектирования и реконструкции (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию) объекта капитального строительства "Комплекс зданий и сооружений Федоровского городка в Царском Селе Санкт-Петербурга" в 2022 году на 1 200,0 млн рублей, в 2023 году на 1 000,0 млн рублей, уменьшение в 2024 году на 111,4 млн рублей;
строительства Камчатского театра кукол (Камчатский край) в 2022 году на 412,5 млн рублей, в 2023 году на 432,0 млн рублей, в 2024 году на 14,6 млн рублей;
осуществления работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание Ростовского Государственного драматического театра им. М. Горького" (Ростовская область) в 2022 году на 268,9 млн рублей;
завершения строительства Национального театрального центра "Дворец театров" в г. Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика) в 2022 году на 190,0 млн рублей, в 2023 году на 380,0 млн рублей, в 2024 году на 80,8 млн рублей;
строительства международного культурно-патриотического Центра профилактики терроризма "Беслан. Школа N 1" (реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия "Мемориальный комплекс "Город Ангелов") в 2022 году на 160,3 млн рублей;
осуществления работ по сохранению и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Покрова Пресвятой Богородицы", 1888 г. (Калужская область) в 2022 году на 94,0 млн рублей;
строительства нового корпуса МБУК г.о. Самара "Музейно-выставочный центр "Самара Космическая" с планетарием в 2022 году на 80,0 млн рублей, в 2023 году на 120,0 млн рублей, уменьшением в 2024 году на 70,0 млн рублей;
субсидии Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на Соловецком архипелаге и отдельных территориях Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом, за счет ее уменьшения с учетом приоритетов, определенных Минкультуры России, в 2022 году на 200,0 млн рублей, в 2023 году на 400,0 млн рублей;
3) по федеральному проекту "Развитие музейного дела":
увеличением бюджетных ассигнований в целях реконструкция (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию) объекта капитального строительства "Комплекс зданий по адресу: г. Москва, Красная площадь, д. 5" для размещения Музейно-выставочного комплекса Музеев Московского Кремля в 2022 - 2023 годах в объеме 1 565,4 млн рублей ежегодно;
перераспределением (уменьшением) средств публично-правовой компанией "Единый заказчик в сфере строительства" на иные объекты капитального строительства с учетом приоритетности их реализации в рамках федерального проекта "Развитие искусства и творчества" в 2022 году на 457,2 млн рублей, в 2023 году на 326,8 млн рублей, а также в рамках государственной программы "Развитие образования" в 2022 году на 90,4 млн рублей, в 2023 году на 85,2 млн рублей;
4) по федеральному проекту "Развитие искусства и творчества" увеличением бюджетных ассигнований на цели:
реализации послания Президента Российской Федерации от 21 апреля 2021 года на предоставление субсидии Президентскому фонду культурных инициатив в целях поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий в 2022 году на 8 000,0 млн рублей, в 2023 году на 10 000,0 млн рублей;
увеличения субсидии Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в целях поддержки производства и проката национальных фильмов, создаваемых лидерами отечественного кинопроизводства и иными организациями кинематографии в 2022 - 2023 годах на 400,0 млн рублей ежегодно;
предоставления субсидий организациям кинематографии на производство, прокат и показ дебютных национальных игровых фильмов, документальных и анимационных фильмов в 2022 - 2023 годах на 295,0 млн рублей ежегодно;
предоставления гранта в форме субсидии акционерному обществу "Творческо-производственное объединение "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького" на модернизацию, поддержание и расширение материально-технической базы в целях создания многопрофильного кинематографического центра в 2022 - 2023 годах на 290,0 млн рублей ежегодно;
реализации программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке в 2022 году на 108,0 млн рублей, в 2023 году на 196,6 млн рублей;
организации и проведения ежегодного Детского международного культурного форума в 2022 - 2023 годах на 120,0 млн рублей ежегодно;
предоставления субсидии благотворительному фонду "Народная певческая культура" на подготовку и проведение творческих проектов в 2022 - 2023 годах на 80,0 млн рублей ежегодно;
реализации творческого проекта в рамках празднования 200-летия со дня рождения А.Н. Островского в 2022 году на 50,0 млн рублей;
реализации творческого проекта в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году на 50,0 млн рублей;
реализации творческого проекта "Национальная премия детского и юношеского танца "Весна Священная" в 2022 - 2023 годах на 30,0 млн рублей ежегодно;
5) по комплексу процессных мероприятий "Создание условий для сохранения культурного и исторического наследия" увеличением бюджетных ассигнований на цели:
проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах Московского Кремля в 2022 году на 919,4 млн рублей, в 2023 году на 1 744,6 млн рублей, в 2024 году на 1 219,4 млн рублей;
проведения работ по благоустройству и музеефикации территории объекта культурного наследия "Ансамбль Новодевичьего монастыря" (г. Москва) в 2022 году на 304,8 млн рублей, в 2023 году на 365,6 млн рублей, уменьшение в 2024 году на 304,8 млн рублей;
проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах Ансамбля Донского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва) в 2022 - 2023 годах на 100,0 млн рублей ежегодно;
проведения работ по сохранению объекта культурного наследия "Дача Воронова" (Краснодарский край) в 2022 - 2023 годах на 90,0 млн рублей;
проведения противоаварийных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Новодвинская крепость" (г. Архангельск) в 2022 году на 55,8 млн рублей;
6) по комплексу процессных мероприятий "Создание условий для развития библиотечного дела" увеличением бюджетных ассигнований на цели:
оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, в связи с уточнением макропрогноза в части показателя темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в 2022 году на 328,7 млн рублей, в 2023 году на 384,0 млн рублей, в 2024 году на 207,8 млн рублей;
обеспечения деятельности Российской книжной палаты как структурного подразделения ФГБУ "Российская государственная библиотека" в 2022 - 2023 годах на 132,4 млн рублей ежегодно;
выполнения государственного задания ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" Минстроя России (Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре) в 2022 году на 20,0 млн рублей, в 2023 году на 20,7 млн рублей, в 2024 году на 0,7 млн рублей
7) по комплексу процессных мероприятий "Создание условий для развития музейного дела" увеличением бюджетных ассигнований на цели:
оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, в связи с уточнением макропрогноза в части показателя темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в 2022 году на 1 020,1 млн рублей, в 2023 году на 1 191,7 млн рублей, в 2024 году на 644,8 млн рублей;
выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями культуры в связи с вводом в эксплуатацию новых площадей (Государственный Эрмитаж (Инженерно-лабораторный комплекс), Фанагория (филиал в г. Сочи), Государственный Русский музей (экспозиция в Михайловском замке) в 2022 году на 250,2 млн рублей, в 2023 году на 255,6 млн рублей, в 2024 году на 255,6 млн рублей;
выполнения государственного задания ФГБУК "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина" в целях создания и содержания экспозиции музея-квартиры М.М. Плисецкой как структурного подразделения учреждения в 2022 - 2023 годах на 25,0 млн рублей ежегодно, а также увеличения субсидии на иные цели указанному учреждению на выполнение работ по капитальному ремонту его объектов в 2022 году на 498,7 млн рублей, в 2023 году на 748,0 млн рублей, уменьшением в 2024 году на 608,9 млн рублей;
8) по комплексу процессных мероприятий "Создание условий для развития искусства и творчества" увеличением бюджетных ассигнований на цели:
оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, в связи с уточнением макропрогноза в части показателя темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в 2022 году на 1 137,2 млн рублей, в 2023 году на 1 311,7 млн рублей, в 2024 году на 655,6 млн рублей;
проведения Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов им. С.В. Рахманинова в 2022 году на 370,0 млн рублей;
проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах ФГБУК "Новосибирский государственный академический театр оперы и балета" в 2022 году на 300,0 млн рублей;
предоставления субсидии на иные цели ФГБУК "Государственный Кремлевский Дворец" в целях приобретения оборудования в 2022 году на 271,8 млн рублей;
приобретения и замены оборудования, а также уточнения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ФГБУК "Государственный театр наций" в 2022 году на 235,9 млн рублей, в 2023 году на 18,3 млн рублей;
проведения мероприятий в связи с празднованием 100-летия ФГБУК "Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича" в 2022 году на 100,0 млн рублей;
предоставления с 2022 года гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению культуры "Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии" в связи с включением его в перечень грантополучателей в 2022 - 2023 годах на 110,0 млн рублей ежегодно;
проведения работ по капитальному ремонту ФГБУК "Российский государственный театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина" в 2022 году на 60,0 млн рублей, в 2023 году на 400,0 млн рублей;
9) по комплексу процессных мероприятий "Обеспечение деятельности системы управления в сфере культуры" уточнением структуры государственной программы "Развитие культуры" ("централизованные" мероприятия в сфере культуры и кинематографии), а также перераспределением средств на научные исследования и разработки гражданского назначения в области культуры в связи с их консолидацией в государственную программу "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в 2022 году на 546,4 млн рублей, в 2023 году на 572,0 млн рублей, в 2024 году на 12,8 млн рублей
Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов бюджетные ассигнования на 2024 год в объеме 1 850,0 млн рублей в связи с отсутствием правовых оснований с 2024 года предоставления иных межбюджетных трансфертов будут направлены на:
модернизацию библиотек, включая создание модельных муниципальных библиотек в объеме до 1 700,0 млн рублей;
создание виртуальных концертных залов в объеме до 150,0 млн рублей.
Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах по разделу "Культура, кинематография"
млн рублей
Наименования разделов |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
ВСЕГО |
23 431 933,7 |
21 884 992,1 |
23 694 227,5 |
108,3 |
23 671 297,9 |
25 241 076,0 |
106,6 |
26 354 401,3 |
104,4 |
Культура, кинематография |
154 991,0 |
126 269,3 |
154 976,2 |
122,7 |
122 785,6 |
153 925,1 |
125,4 |
155 563,5 |
101,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
|
0,5 |
0,6 |
|
0,6 |
|
Бюджетные ассигнования по разделу "Культура, кинематография" в 2022 году составят 154 976,2 млн рублей, в 2023 году - 153 925,1 млн рублей и в 2024 году - 155 563,5 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Культура, кинематография" составит в 2022 - 2024 годах - 0,1 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Культура и кинематография" в 2022 году по сравнению с 2021 годом (0,7%) не изменится и составит 0,7%, в 2023 и 2024 годах уменьшится и составит 0,6% соответственно.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 28 706,9 млн рублей, в 2023 году на 31 139,5 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, на 1 638,4 млн рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 - 2024 годах в сфере культуры предусматриваются по следующим направлениям:
на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (государственная программа "Развитие культуры") бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 934,2 млн рублей, в 2023 году в объеме 888,9 млн рублей, в 2024 году в объеме 907,4 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 762,9 млн рублей, в 2023 году на 812,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, на 18,5 млн рублей в целях завершения строительства Камчатского театра кукол и национального театрального центра "Дворец театров" в г. Нальчике;
на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (государственная программа "Развитие культуры") бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 108,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 239,0 млн рублей, в 2024 году в объеме 50,0 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 155,8 млн рублей, в 2023 году на 239,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, уменьшены на 189,0 млн рублей в целях завершения строительства нового корпуса музейно-выставочного центра "Самара Космическая" с планетарием.
За счет субсидии планируется осуществить строительство нового здания МАУК г. Набережные Челны "Русский драматический театр "Мастеровые" и центров культурного развития в городах Арзамас, Саров и с. Дивеево Нижегородской области в рамках мероприятий по развитию паломническо-туристического кластера "Арзамас - Дивеево - Саров";
на реновацию учреждений отрасли культуры бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 908,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 1 800,0 млн рублей, в 2024 году в объеме 2 000,0 млн рублей (национальный проект "Культура").
Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено ограничением предоставления иных межбюджетных трансфертов с 2024 года и перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований;
на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 4 056,8 млн рублей, в 2023 году в объеме 3 411,5 млн рублей, в 2024 году в объеме 3 503,9 млн рублей (национальный проект "Культура").
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 2 800,0 млн рублей, в 2023 году на 2 100,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, на 92,4 млн рублей. Увеличение объема связано с приведением бюджетных ассигнований в соответствие с паспортом национального проекта "Культура";
на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 607,0 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ;
на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 1 271,2 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ;
на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 779,5 млн рублей, в 2023 году в объеме 478,8 млн рублей, в 2024 году в объеме 258,2 млн рублей.
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, уменьшены на 220,6 млн рублей в связи с завершением мероприятий отдельных субъектов Российской Федерации по празднованию памятных дат субъектов Российской Федерации;
на развитие сети учреждений культурно-досугового типа бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 6 141,8 млн рублей, в 2023 году в объеме 6 406,5 млн рублей, в 2024 году в объеме 6 267,6 млн рублей (национальный проект "Культура"). Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ не предусмотрены.
За счет субсидии планируется осуществить реализацию мероприятий по созданию и модернизации учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, а также создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек.
на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров бюджетные ассигнования предусмотрены
в 2022 - 2024 годах в объеме 800,1 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ;
на государственную поддержку отрасли культуры бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 5 579,3 млн рублей,
в 2023 году в объеме 5 588,7 млн рублей, в 2024 году в объеме 6 140,0 млн рублей (в том числе в рамках национального проекта "Культура" в 2022 году в объеме 5 029,3 млн рублей, в 2023 году в объеме 5 038,7 млн рублей, в 2024 году в объеме 5 590,0 млн рублей).
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году уменьшены на 2 082,2 млн рублей, в 2023 году на 1 872,1 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, увеличены на 551,3 млн рублей. Изменение объемов связано с уточнением включением расходов на создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности в состав субсидий на развитие сети учреждений культурно-досугового типа (консолидированная субсидия), а также приведением расходов на модернизацию детских школ искусств по видам искусств в соответствие с паспортом национального проекта "Культура";
на техническое оснащение муниципальных музеев бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 420,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 750,0 млн рублей ежегодно (национальный проект "Культура"). Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ на эти цели не предусмотрены;
на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных музеев бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 500,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно (национальный проект "Культура"). Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ на эти цели не предусмотрены.
Рассмотрев проект федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов Комитет по культуре отмечает следующее:
1. В соответствии с заключением Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год доходы от приносящей доход деятельности учреждений Минкультуры России, в связи с ограничениями 2020 года, сократились в 2 раза и составили 15,8 млрд. рублей (2019 год - 33,3 млрд. рублей). При этом в законопроекте не предусмотрена компенсация выпадающих в период пандемии доходов бюджетных учреждений культуры, за счет которых осуществляются выплата заработной платы, оплата налогов, расчеты с поставщиками коммунальных и иных обеспечивающих работу учреждений услуг, текущая деятельность учреждений культуры, включая постановочную и выставочную деятельность.
2. Комитет по культуре поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по установлению в качестве меры по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры и выплаты гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 22 лет в 2021 году в размере 3 тыс. рублей, с 2022 года - 5 тыс. рублей в целях посещения ими мероприятий, проводимых организациями культуры ("Пушкинская карта"). Вместе с тем Комитет отмечает, что в соответствии с Правилами предоставления субсидии акционерному обществу "Почта Банк" на финансовое обеспечение реализации в Российской Федерации программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2021 г. N 1357) субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минкультуры России как получателя средств федерального бюджета. Комитет по культуре считает, что средства на реализацию проекта "Пушкинская карта" должны быть закреплены в федеральном бюджете на постоянной основе на 2022-2024 и последующие годы.
3. В связи с принятием направленных на предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции решений о приостановлении допуска посетителей в библиотеки, музеи, иные организации, осуществляющие выставочную деятельность, а также о запрете на проведение организациями исполнительских искусств и иными учреждениями культуры зрелищных мероприятий, в том числе организациями, осуществляющими публичную демонстрацию фильмов, работа организаций культуры в течение большей части 2020 года была практически прекращена. Комитет по культуре отмечает необходимость пересмотреть количественные целевые индикаторы и показатели государственной программы "Развитие культуры" и национального проекта "Культура", связанные с количеством посещений организаций культуры, число посещений мероприятий организаций культуры, количеством проведенных за рубежом выставок музеев, гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров, числом участников межведомственного проекта "Культура для школьников", числом посещений культурных мероприятий иных организаций (детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования).
4. Комитет по культуре считает необходимым дополнить федеральный проект "Культурная среда" задачами по капитальному ремонту и (или) реконструкции детских библиотек регионального и муниципального уровня, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов, и, соответственно, предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2022 - 2024 годы дополнительные бюджетные ассигнования на решение данных задач.
5. В законопроекте в рамках национального проекта "Культура" не предусмотрены расходы на эксплуатацию культурно-образовательных и музейных комплексов в городах Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе, создаваемых в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 г. и планируемых к вводу в эксплуатацию в декабре 2023 года. Учитывая сроки формирования проекта федерального бюджета, вопрос определения объемов и источников финансирования расходов на эксплуатацию комплексов целесообразно рассмотреть в следующем бюджетном цикле.
6. В целях решения вопроса нехватки кадров в учреждениях культуры в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа, городах с числом жителей до 50 тысяч человек Комитет по культуре считает необходимым выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию программы "Земский работник культуры" в бюджетном цикле 2022 - 2024 годов.
Комитет по культуре поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.