Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 39695-8 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства в области обращения с домашними животными, а также защиты прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Предлагаемые законопроектом меры будут способствовать более эффективному обеспечению безопасности граждан и соблюдению ветеринарных правил при содержании и выгуле домашних животных, поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранности имущества физических и юридических лиц, гуманному обращению с животными, позволят снизить возникающую социальную напряжённость между гражданами и владельцами домашних животных, обеспечат поддержание и улучшение эстетического состояния территорий.
В органы государственной власти поступают многочисленные обращения граждан по вопросам содержания в многоквартирных домах большого количества животных (собаки, кошки) и, как следствие, на нарушение прав и законных интересов граждан, санитарных норм, порчу имущества. Действующее законодательство не содержит норм, направленных на защиту прав и интересов лиц, проживающих в многоквартирных домах и коммунальных квартирах, в которых содержатся домашние животные. В настоящее время единый подход к решению этой проблемы отсутствует.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) устанавливает требования к содержанию домашних животных, но не содержит в себе критерии надлежащего ухода за животными.
Статьёй 2.4 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" предусмотрено утверждение ветеринарных правил содержания животных применительно к отдельным видам животных и целям их содержания. При этом разработка и утверждение ветеринарных правил отнесены к полномочиям Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона о ветеринарии). В настоящее время порядок содержания домашних животных не конкретизирован. В 2020 году были предприняты меры по разработке проекта правил содержания домашних животных, который прошёл общественные обсуждения, но органами прокуратуры в своём заключении было отмечено, что какие-либо иные полномочия в области обращения с животными, кроме перечисленных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 498-ФЗ, действующее федеральное законодательство региональным органам власти не предоставляет.
В свою очередь законом предусмотрено, что при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Данное требование представлено весьма лаконично, так как проявляется оно только при выгуле домашних животных (на владельцев животных при их содержании обязанность обеспечения комфортного проживания граждан и их безопасности, а также сохранности имущества физических и юридических лиц не возлагается).
В соответствии с действующим законодательством собственник квартиры обязан поддерживать её в надлежащем состоянии и соблюдать права своих соседей. При этом жилое помещение должно использоваться по своему прямому назначению и отвечать санитарным правилам (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно нормам федерального законодательства, определяющим санитарные правила содержания жилых помещений и с учётом соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих по соседству, вопросы содержания домашних животных не регламентируются требованиями санитарного законодательства.
Частью 3 статьи 13 Федерального закона N 498-ФЗ определяется требование к предельному количеству домашних животных в местах их содержания исходя из возможности владельца обеспечивать им условия, соответствующие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Данное требование порождает ряд проблем в правоприменительной практике.
Во-первых, понятие "возможность владельца" является оценочным, не позволяющим дать объективную оценку возможности соблюдения владельцем животных прав и законных интересов граждан и формирования гуманного отношения к животным.
Во-вторых, представленная формулировка исключает ясность в определении органа, к которому отнесено полномочие по контролю исполнения указанного требования (им может быть как орган, уполномоченный на осуществление государственного надзора в области обращения с животными, так и орган, уполномоченный на осуществление государственного ветеринарного надзора, или орган, уполномоченный на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора).
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений как на федеральном, так и на региональном уровнях и, как следствие, наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом определения порядков содержания и выгула домашних животных, а также закрепления за владельцами животных при их содержании обязанности по соблюдению прав и законных интересов граждан на комфортное проживание и безопасность.
На законопроект получено положительное заключение Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, проект федерального закона рекомендован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.