Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 40333-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить запрет на добычу (вылов) морских млекопитающих в культурно-просветительских целях.
9 декабря 2021 года Президентом Российской Федерации в ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека был поддержан запрет на добычу (вылов) морских млекопитающих в культурно-просветительских целях.
Ранее размещенная законодательная N 1155148-7 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1155148-7) и общественные петиции схожего содержания были широко поддержаны общественностью.
Так, в защиту инициативы были собраны подписи на следующих ресурсах:
- на официальном сайте ОМННО "СоветГринпис" - 173 969 подписей (https://act.greenpeace.Org/page/80788/action/l);
- петиция на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) "Запретить добычу (вылов) китообразных в учебных и культурно-просветительских целях" (https://www.roi.ru/49427/) набрала 100 тысяч подписей;
- петиция, созданная Анастасией Ивановой, "Законодательно запретить вылов китообразных в учебных и культурно-просветительских целях" (www.change.org/ivanova) набрала более 176 377 тысяч подписей;
- петиция, созданная Софьей Беляевой, "Запретить добычу и содержание в неволе дельфинов, косаток, китов и других морских млекопитающих" (www.change.org/belyaeva) набрала более 94 933 тысячи подписей.
В соответствии с данными, размещенными на новостных ресурсах информационно-коммуникационной сети "Интернет" в рамках рассмотрения вышеуказанной инициативы, направленной на запрет вылова в культурно-просветительских целях в Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, поступило полтора миллиона обращений в поддержку инициативы, что свидетельствует о необходимости решения вопроса.
Вопрос о неотложной необходимости внесения изменений в законодательство возникает в связи событиями, связанными с "китовой тюрьмой", когда в октябре 2018 года было выявлено, что в бухте Средняя Приморского края в ужасных условиях содержалось 11 косаток и 90 белух. Благодаря вмешательству общественности, Генпрокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации, было выявлено, что лов морских млекопитающих осуществлялся многочисленными нарушениями законодательства.
Исходя из морально-этических норм и условий содержания морских млекопитающих в дельфинариях, по состоянию на 2021 год, стационарные и передвижные дельфинарии запрещены на территории 19 Европейских государств, а именно: в Австрии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Ирландии, Кипре, Латвии, Люксембурге, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Эстонии.
В Мексике и Чили запрещен отлов, импорт и экспорт морских млекопитающих.
В Израиле запрещен импорт дельфинов в развлекательных целях, в Швейцарии с 2012 года запрещен импорт живых китообразных.
Использование дельфинов в развлекательных целях также запрещено в Австралии, Антильских островах, Аргентине, Бразилии, Гаити, Гватемале, Гавайских островах, Индии, Иране, Канаде, Колумбии, Коста-Рике, Мальдивских островах, Никарагуа, Пуэрто-Рико, Украине, Чили, Южной Каролине и Калифорнии США (аналогичные меры рассматривают и другие штаты Америки), Южной Корее.
Стоит отметить, что добыча морских млекопитающих в культурно-просветительских целях фактически означает их использование в зрелищно-развлекательных мероприятиях, в целях извлечения дохода.
Мониторинг кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) дельфинариев показывает, что основными видами деятельности для них является зрелищно-развлекательная с часто встречающимися дополнительными видами деятельности: стоянок и парковок; деятельность, включенная в раздел гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность по операциям с недвижимым имуществом; деятельность в области фотографии и т.д., что не соотносится с культурно-просветительскими целями.
Кроме того, одной из распространённых статей дохода для дельфинариев является использование белух и афалин в дельфинотерапии. Стоит отметить, что так называемая "дельфинотерапия" может представлять угрозу для здоровья людей из-за возможности заражения антропозоонозными инфекциями. Пребывание в воде, населенной большим количеством микроорганизмов, в том числе, болезнетворных (что неизбежно при содержании морских млекопитающих в неволе), контакт с животными, внешне условно-здоровыми, но являющимися носителями патогенной микрофлоры, могут быть очень опасны для человека, особенно, для детей со сниженным уровнем иммунореактивности организма и хроническими заболеваниями.
Министерство здравоохранения Российской Федерации не признает дельфинотерапию в качестве медицинской терапии, в перечне номенклатур медицинских услуг такой вид отсутствует.
Кроме того, из стран, где остались дельфинарии, дельфинотерапия по данным основаниям запрещена в Италии и Испании, Казахстане.
Мелких китообразных для продажи в дельфинарии продолжают отлавливать только Япония и некоторые островные государства Карибского бассейна (однако, эти отловы идут в разрез с Протоколом об особо охраняемых территориях и дикой природе (SPAW), посвященного биологическому разнообразию, и официально не регистрируются). Остальные страны отказались от данной практики.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 24.03.2020 года N 162 "Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" 7 видов отряда китообразных, относятся к исчезающим видам либо находятся под критической угрозой исчезновения, 3 вида - сокращаются по численности, 4 - имеют статус "редкие", 6 - являются неопределенными по статусу и только 3 вида - относятся к восстанавливаемым и восстанавливающимся.
Занесение морских млекопитающих в Красную книгу свидетельствует об угрозе их исчезновения и подразумевает необходимость принятия мер по их восстановлению, в связи с чем использование, к примеру, наиболее распространенной обитательницы дельфинариев - Черноморской Афалины в развлекательных целях, относящейся к исчезающим видам и имеющей II категорию к принятию природоохранных мер из III возможных, является нелогичным действием поскольку, с одной стороны, требует государственного финансирования, с другой, является источником доходов коммерческих организаций.
Материалы, находящиеся в открытом доступе в СМИ и информационно-коммуникативной сети "Интернет", свидетельствуют о многочисленных нарушениях содержания млекопитающих в дельфинариях.
Потребность дельфинариев в млекопитающих способствует браконьерству, что также подтверждается открытыми данными.
Запрет на добычу (вылов) морских млекопитающих в культурно-просветительских целях приведет к закрытию возможностей пополнения дельфинариев, морских цирков, и т.д. животными, отловленными в природной среде, но не запрещает пополнение рожденными в неволе особями.
Стоит отметить, что рассмотрение единовременного запрета деятельности в рамках Федерального закона от 27.12.2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не представляется возможным ввиду отсутствия действующих реабилитационных центов, сформированной нормативно-правовой базы и принятой методики реабилитации и реадаптации морских млекопитающих. Помимо того, что строительство реабилитационных центов потребует значительных финансовых средств, в ряде случаев морских млекопитающих, длительное время содержащихся в дельфинариях, будет сложно вернуть в естественную среду обитания, что потребует средств на их содержание в реабилитационных центрах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие проекта федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
В связи с принятием проекта федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" потребуется внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
- Приказ Минсельхоза России от 29 июня 2017 года N 317 "Об утверждении порядка осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях";
- Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 23 мая 2019 года N 267 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбо-хозяйственного бассейна";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 166 "Об утверждении правил отлова и транспортировки китообразных для научно-исследовательских, культурно-просветительских и иных непромысловых целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.