Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41630-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства Российской Федерации при использовании суррогатного материнства на территории Российской Федерации) (далее - законопроект) подготовлен во исполнение части 1 статьи 38 и части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации и направлен на обеспечение безопасности наиболее уязвимой категории людей - детей.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал важность разработки всех необходимых механизмов, направленных на защиту детей. Так, уже в 2011 году на Пятом съезде уполномоченных по правам ребёнка он обращал внимание, что круг вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов детей - это, безусловно, один из значимых приоритетов государства, ответственность и забота всего общества, а также указывал на необходимость "грамотно и оперативно реагировать на любые нарушения прав несовершеннолетних, бескомпромиссно противостоять всем проявлениям насилия и жестокости.". При обсуждении поправок к Конституции Российской Федерации, в частности, в отношении введения части 4 статьи 67.1, Президент отметил, что "дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России". Это обусловлено тем, что "в традициях народов России всегда было особое, бережное отношение к ребенку, детям".
Законопроектом предусматривается введение запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
В период действия связанных с пандемией COVID-19 ограничений на перемещение между государствами в следственные органы вновь поступил ряд сообщений о нахождении на территории Российской Федерации без родителей и без надлежащего присмотра и ухода младенцев, рожденных суррогатными матерями, связанных в том числе с их гибелью, и признаках торговли людьми в отношении данных детей.
Наибольший общественный резонанс вызвало расследование уголовного дела, возбужденного в январе 2020 г. по ч. 1 ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"), пп. "б", "г", "з" ч. 2 ст. 127.1 УК РФ ("Торговля людьми") по факту обнаружения в одной из квартир в г. Одинцово Московской области трупа новорожденного ребенка, рожденного суррогатной матерью и переданного представителям расположенной в г. Москве организации для возможной последующей его продажи за пределы Российской Федерации. Также в указанной квартире обнаружены трое малолетних детей без соответствующих документов. Данные дети рождены суррогатными матерями С., М. и И. для граждан Республики Филиппины. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ООО "Росюрконсалтинг".
Случаи гибели и торговли детьми, рожденными суррогатными матерями для иностранных граждан и лиц без гражданства и ранее попадали в поле зрения правоохранителей.
На примере семьи из Италии Донатины Парадизо и Джованни Кампанелли (по материалам дела "ПАРАДИЗО И КАМПАНЕЛЛИ (PARADISO AND CAMPANELLI) ПРОТИВ ИТАЛИИ" в Европейском суде по правам человека, жалоба N 25358/12, Страсбург) можно наблюдать как суррогатное материнство может превратиться в торговлю детьми. Поскольку в Италии суррогатное материнство запрещено, итальянская семья выбрала для этого Россию. В 2008 году Донатина Парадизо заключила договор с российской компанией "Росюрконсалтинг", по которому компания обязалась найти суррогатную мать, согласную на имплантацию генетического материала заявительницы и ее мужа в клинике "Витанова". Тогда же итальянка отвезла сперму своего мужа в Россию и передала ее в клинику. В 2010 году суррогатная мать была найдена. Однако биологическим материалом самой Донатины Парадизо воспользоваться не удалось. Поэтому донором яйцеклеток стала неизвестная женщина - при этом клиника утверждала, что для формирования эмбрионов была использована сперма заявителя, и даже выдала об этом специальную справку. Однако 1 августа 2011 г. заявителю и ребенку был сделан анализ ДНК, результаты анализа которого показали, что между ними отсутствует генетическое родство. Руководство клиники заявило, что была проведена внутренняя проверка, но конкретного виновника установить оказалось невозможно. Суд по делам несовершеннолетних округа Кампобассо распорядился отобрать ребенка у заявителей, передать его на попечение социальных служб и поместить в детский дом, семье не удалось вернуть ребенка. Таким образом, ребенок вывезен из России, и кто является его генетическими родителями неизвестно.
В 2013 году суд США вынес приговор в виде 40 лет тюрьмы и 400 тысяч долларов компенсации одному из членов международной банды педофилов, который продавал в сексуальное рабство собственного сына, рожденного суррогатной матерью-россиянкой для его гомосексуальной пары (суррогатную мать нашли в России в 2005 году). Следствием установлено, что над мальчиком надругались, когда ему было всего две недели, а в два года его уже вовсю снимали в детском порно, которое распространялось через хорошо законспирированную сеть "Boy lovers" - любители мальчиков. Ребенка буквально сдавали в аренду. По делу проходили как минимум восемь мужчин из Германии, Франции, Австралии и США. Раскрыли их случайно. В 2011 году в поле зрения полиции попал один из друзей гей-пары, в компьютере которого обнаружили компрометирующие файлы.
В июне 2020 г. возбуждено уголовное дело по пп. "а", "б", "г", "з" ч. 2 ст. 127.1 УК РФ, в ходе расследования которого установлено, что 23.06.2020 в квартире в г. Москве обнаружено пятеро младенцев, рожденных в 2020 году А. и другими неустановленными суррогатными матерями для граждан Китайской Народной Республики. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ООО "ФертиХелп".
В октябре 2020 г. по ч. 1 ст. 109 УК РФ возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено, что 08.10.2020 в квартире в г. Коммунар Ленинградской области обнаружен труп Ч., 30.04.2020 года рождения, без признаков насильственной смерти. Ребенок рожден суррогатной матерью А. для граждан Китайской Народной Республики. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ООО "Наследие".
В декабре 2020 г. возбуждено три уголовных дела по пп. "а", "б" и "з" ч. 2 ст. 127.1 УК РФ, в ходе расследования которых установлено, что:
- 25.11.2020 г. в квартире в г. Красноярске обнаружены новорожденные Е., К. И Я. Данные дети рождены суррогатными матерями Я., К. и Е. (граждане Республики Казахстан) для граждан Китайской Народной Республики. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ООО "Дидилия";
- 10.07.2020 г. в г. Калининграде суррогатная мать А. родила ребенка для гражданки Королевства Испании. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ГАУ Калининградской области "Региональный перинатальный центр". В октябре-декабре 2019 г. гражданка А., принимая участие в программе суррогатного материнства, забеременела. В период с декабря 2019 г. по апрель 2020 г. П. совместно с другими лицами предложил бесплодной гражданке Королевства Испания П.К., 1961 г.р., под видом участия в программе суррогатного материнства приобрести права на вынашиваемого А. ребенка, то есть стать якобы генетическим родителем данного ребенка без сдачи ооцитов. После ее согласия был заключен соответствующий договор, впоследствии указанная услуга была оплачена П.К., часть вырученных средств получил П., часть - А;
- 13.11.2020 в г. Калининграде суррогатная мать Р. родила ребенка для гражданина Королевства Испании. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ГАУ Калининградской области "Региональный перинатальный центр".
Отдельный статистический учет уголовных дел, связанных с нарушениями закона при суррогатном материнстве, не ведется. В целом, в 2020 году следственными органами возбуждено 25 уголовных дел (в 2019 году - 17) по фактам совершения в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных чч. 2, 3 ст. 127.1 и ст. 127.2 УК РФ ("Использование рабского труда"), в суд направлено 12 уголовных дел (в 2019 году - 9). Потерпевшими по оконченным делам такой категории в 2019 году было признано 10 несовершеннолетних в возрасте до 1 года, в 2020 году - 7.
Однако, выявление указанных, на первый взгляд, единичных случаев и возбуждение уголовных дел - это не подтверждение отсутствия большого количества указанных преступлений, а следствие их высокой латентности.
Так, одним из наиболее важных факторов высокой степени латентности преступлений против детей в данной сфере является то, что дети, рожденные на территории Российской Федерации в результате применения суррогатного материнства, не приобретают гражданство Российской Федерации, поскольку оба лица, являющиеся генетическими родителями ребенка и записанные родителями в свидетельстве о рождении ребенка, не являются гражданами Российской Федерации. Часто родители-иностранцы производят государственную регистрацию рождения ребенка в консульстве государства гражданства и получают свидетельство образца этого государства. Этим объясняется отсутствие оснований для последующего контроля за судьбой этих детей со стороны российских компетентных органов и возможности ведения полноценного статистического учета случаев нарушения прав таких детей.
В этой связи законопроект предлагает ввести обязательное получение указанными детьми гражданства Российской Федерации, если они рождены или вынашивались суррогатной матерью на день вступления в силу запрета на суррогатное материнство для иностранных граждан и лиц без гражданства в том случае, если:
а) потенциальные родители или одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства или
б) решение о приобретении гражданства Российской Федерации потенциальными родителями или одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, отменено в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" на день государственной регистрации рождения.
Указанные нововведения не будут препятствовать выезду ребенка со своими родителями в страны их проживания, а направлены лишь на создание дополнительных механизмов защиты прав несовершеннолетних граждан Российской Федерации, в том числе пострадавших от преступлений за пределами Российской Федерации.
Помимо вышеизложенного стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством в настоящее время не установлен четкий и жесткий перечень условий к потенциальным родителям, которые являются иностранными гражданами и лицами без гражданства, при наличии которых возможно прибегнуть к услугам суррогатного материнства на территории России. В том числе речь идет, например, об отсутствии у указанных лиц: судимости за преступления против несовершеннолетних (особенно против их половой неприкосновенности); зарегистрированного однополого брака или решения о лишении родительских прав на территории иностранного государства.
В этой связи введение обязательного получения гражданства России указанными детьми позволит российским компетентным органам осуществлять необходимый контроль за дальнейшей судьбой вывезенных детей.
При этом стоит отметить, что введение полного запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства на суррогатное материнство на территории России никоим образом не ущемит их право на получение медицинской помощи в целях применения комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, поскольку процедура суррогатного материнства непосредственно не влияет на здоровье биологических родителей.
В этой связи необходимо также отметить, что установление в России указанного запрета не вступает в противоречие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации.
В таких странах как Франция, Италия, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Китай, Сингапур, Индия, а также в некоторых штатах США суррогатное материнство запрещено в целом. Анализ зарубежной практики в области суррогатного материнства подтверждает тот факт, что данные вопросы стали объектом для пристального внимания отдельных государств уже во второй половине XX века. Данная международная практика дает нам положительный импульс к совершенствованию нашей правовой системы.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации говорится, что в соответствии с Декларацией прав ребенка от 20 ноября 1959 года, предусматривающей, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (пункт 1 статьи 19).
В Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, и детство находятся под защитой государства. Главная задача нашего государства - гарантировано защитить будущее России, наших детей, от внешних и внутренних угроз, а также четко прогнозировать потенциальные вызовы и риски. Исходя из: тяжести преступлений, совершенных в отношении детей, рожденных суррогатными матерями для иностранных граждан и лиц без гражданства; высокой степени латентности указанных преступлений; а также из того, что несовершеннолетние - это наиболее психологически уязвимая и незащищенная группа людей, количество выявленных случаев представляется доказательным и обоснованным для введения полного запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства прибегать к программам суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет служить надёжной основой для успешного решения задач, которые стоят перед нашим государством в сфере защиты и гарантированности прав наших детей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.