Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41607-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьи 264.2, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.
Так, законопроект устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, выразившееся в превышении установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час (часть 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)), либо на величину более 80 километров в час (часть 5 статьи 12.9 КоАП РФ), либо выезде в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев объезда препятствия (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из аналогичных правонарушений, совершенных повторно (часть 7 статьи 12.9 КоАП РФ, часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).
Отдельно следует отметить, что диспозиция проектируемой статьи предусматривает исключение в отношении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных средствами автоматической фиксации.
Кроме того, в качестве максимального наказания за вышеуказанное деяние предлагается установить лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В 2020 году по части 4 статьи 12.9 КоАП РФ было возбуждено 440 435 дел об административных правонарушениях, по части 5 статьи 12.9 КоАП РФ - 58 959 дел, по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ - 596 885 дел.
За повторные вышеперечисленные правонарушения в 2020 году по части 7 статьи 12.9 КоАП РФ было возбуждено 202 142 дела об административных правонарушениях, по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ - 44 850 дел.
Данная статистика свидетельствует о том, что более 40% водителей не останавливает факт привлечения к административной ответственности за превышение скорости, и они повторно нарушают правила дорожного движения. Грубо нарушают правила, повторно выезжая на полосу для встречного движения, почти 10% водителей.
Предлагаемые изменения позволят более эффективно достигать цели общей превенции. Их реализация создаст условия для уголовно-правового противодействия нарушениям правил дорожного движения лицами, уже подвергнутыми административному наказанию и лишенными права управления транспортными средствами.
Помимо этого, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Предлагается установить подсудность уголовных дел о преступлении, предусмотренном проектной статьей 264.2, районному суду и определить предварительное расследование по таким делам в форме дознания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.