Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41152-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)" и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект содержит предложения по расширению полномочий Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), возлагая на него актуальную ключевую задачу: обеспечение условий для восстановления роста экономики, осуществление "дедолларизации" финансового рынка, а также обеспечение темпов стабильного развития экономики страны во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Положительные результаты проводимой денежно-кредитной политики в стране должны оцениваться с учетом конкретных показателей экономического роста.
Финансово-экономическая ситуация в стране как никогда требует усиления координации действий Банка России и Правительства Российской Федерации, в том числе по поддержанию общего целевого уровня инфляции. Все решения, принимаемые на уровне различных министерств и ведомств, должны проходить "инфляционный аудит", то есть стратегическое и тактическое планирование осуществлять с учетом прогнозируемых инфляционных процессов в экономике.
I. В этих целях в статье 1 законопроекта предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":
В статье 3 данного Федерального закона предлагается цели деятельности Банка России дополнить важными и актуальными целями, изложенными в новых абзацах первом и восьмом следующего содержания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "восьмом" следует читать "седьмом"
- реализация кредитно-денежной политики и обеспечение условий для роста экономики, определяемого показателями увеличения производства, занятости населения, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;
- обеспечивает поддержание целевого уровня монетарной составляющей инфляции.
Статью 4 предлагается дополнить пунктами 12.1,18.8-18.11, в которых изложены новые функции Банка России, позволяющие решать назревшие проблемы в кредитно-денежной сфере:
12.1) разрабатывает с учетом требований частей 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации стратегию валютной политики Российской Федерации, направленную на обеспечение реализации конституционной нормы об установлении монопольной эмиссии российского рубля на территории страны, ускорение темпов роста экономики, повышения его качества и стабильности, увеличение благосостояния населения Российской Федерации, достижение которых будет определяться показателями повышения ВВП страны, увеличения занятости, уровня жизни граждан и др.
18.8) разрабатывает правовые основы для внедрения и развития цифровых технологий на финансовом рынке;
Данное направление в работе Банка России особенно важно в связи с необходимостью внедрения и развития отечественных технологий и составных элементов цифровой финансовой инфраструктуры;
18.9) принимает меры для создания условий переориентации кредитных организаций на кредитно-инвестиционную деятельность.
Реализация этих мер позволит резко уменьшить спекулятивные элементы в работе кредитных организаций, которые сегодня всячески уклоняются от кредитования средне - и долгосрочных проектов.
18.10) ведет реестр финансовых технологий, которые по итогам проверки уполномоченного департамента Банка России на предмет соответствия требованиям безопасности допущены к применению кредитными организациями;
18.11) осуществляет покупку части российских государственных бумаг на рубли под соответствующую эмиссию рублей. Объем покупок российских госбумаг на рубли определяется на межведомственном уровне с учетом задач по формированию необходимой ресурсной базы, длинных денег, осуществления инвестиций.
Статью 18 предлагается дополнить пунктом 1.З., в котором Совет директоров Банка России наделяется еще одной актуальной функцией:
"1.3) при разработке и реализации своей политики ориентируется и координирует свои основные документы в соответствии со стратегией валютной политики, определяемой Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации.".
Статью 21 предлагается дополнить частью шестой, в которой изложена норма по взаимодействию Центрального Банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при решении актуальных задач в сфере бюджетной политики с учетом их влияния на уровень инфляции в стране:
"Центральный Банк Российской Федерации взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства и влиянием принимаемых решений на уровень инфляции;".
Статью 35 предлагается дополнить пунктом 5.1, в котором указано, что Банк России может осуществлять:
"5.1) введение прямых временных ограничений, в том числе временного полного запрета на проведение организованных торгов с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.". Банку России предоставляются данные полномочия по введению прямых временных ограничений на проведение организованных торгов с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке страны в случаях согласованных действий валютных спекулянтов, направленных на создание паники с целью искусственного понижения курса рубля. Поддержание устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам-важнейшая обязанность Банка России, и факт обеспечения стабильного курса рубля в указанных случаях административными мерами не играет принципиальной роли. Данная норма не противоречит пункту 4 части 2 статьи 4 "Правила организованных торгов" Федерального закона "Об организованных торгах" N 325-Ф3 от 21.11.2011 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 4 части 2 статьи 4" следует читать "пункту 4 части 3 статьи 4"
Статью 38 предлагается дополнить абзацем вторым, в которой изложена норма о том, что "Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации в зависимости от вида банковской лицензии.". Она предусматривает для банков, ориентированных на работу с предприятиями малого и среднего бизнеса, получение от Банка России льгот в части формирования резервов на возможные потери по определенным ссудам (на приобретение жилья, недвижимости, потребительские кредиты).
Статью 40 предлагается дополнить пунктом 2 о расширении возможности допуска кредитных организаций к долгосрочному рефинансированию Банка России. С этой целью Банк России должен помимо среднесрочного рефинансирования развернуть механизм поддержки и инвестиционной активности, предоставления долгосрочных займов.
В пункте 2 статьи 40 по данному вопросу указано следующее:
"2. Формы, порядок и условия рефинансирования, в том числе долгосрочного, устанавливаются Банком России, и должны предполагать участие в рефинансировании не менее чем 90 процентов действующих кредитных организаций Российской Федерации.
Предлагается дополнить статьей 41.1., в которой в развитие политики "дедолларизации" экономики при повышении волатильности курса, которая превышает установленные заранее ориентиры, Банку России дается право использовать весь набор необходимых инструментов, вплоть до прекращения торгов с иностранной валютой:
"Под прямым временным ограничением организованных торгов с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации понимается временное ограничение объема операций, в том числе их временный полный запрет, по купле-продаже иностранной валюты, совершаемых на организованном внутреннем валютном рынке Российской Федерации.".
Статью 57.1, в которой Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, предлагается дополнить словами: ", определяет перечень случаев снижения требований при оценке рисков (в т.ч. проектного финансирования) участия региональных банков в реализации проектов по развитию территорий и др.".
Данное решение позволит многим региональным банкам принимать участие в развитии территорий обслуживания, финансировать малый и средний бизнес на своей территории в рамках пространственного развития страны.
Реализация данного законопроекта позволит усилить и повысить инвестиционный потенциал организаций реального сектора и других сфер экономики, увеличить выпуск продукции различного назначения, создать новые сектора научной и научно-промышленной сферы, повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, а также увеличить ВВП и стратегический потенциал страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и координации его взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и координации его взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и координации его взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и координации его взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.