Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41446-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона) разработан в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан при обращении с домашними животными.
Согласно статьям 9 и 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) установлены требования к содержанию животных.
Статьей 21 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность для владельцев животных, нарушающих требования Закона.
Вместе с тем, административная ответственность за нарушения содержания животных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отсутствует, что исключает фактическое применение норм Федерального закона N 498-ФЗ в части привлечения к ответственности недобросовестных владельцев животных.
Отсутствие норм в КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушения требований Федерального закона N 498-ФЗ, приводит к несоблюдению владельцами животных требований к содержанию домашних животных.
В Московской области сложилась следующая ситуация. В 2020 году в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области поступило 456 жалоб граждан, в 2021 году (по состоянию на 28 ноября) - 367 жалоб на ненадлежащее содержание домашних животных, выразившееся в осуществление выгула без соблюдения безопасности для окружающих людей и животных, в том числе, бесконтрольный выгул, выгул в неустановленных местах.
В некоторых других субъектах Российской Федерации в 1 квартале 2021 года зафиксированы многочисленные обращения за ненадлежащее содержание домашних животных, поступившие в органы государственной власти: в Костромской области - 1012 обращений, в Архангельской области - 370 обращений, в Кировской области - 255 обращений, в Самарской области - 250 обращений, в Удмуртской Республике - 190 обращений, в Тюменской области 180 обращений.
В связи с тем, что в КоАП РФ отсутствует статья об установлении административной ответственности за нарушения правил содержания животных, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ, как следствие, законодательством не определены уполномоченные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, и должностные лица, составляющие протоколы об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях в области обращения с животными необходимо возложить на региональные органы исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного контроля в области обращения с животными.
Так, на примере Московской области в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, начиная с начала 2021 года, осуществлять вышеуказанные полномочия смогут должностные лица в количестве 29 штатных единиц. При этом планируемая нагрузка на должностных лиц составит:
N п/п |
Показатель |
Количество мероприятий на одного сотрудника на декабрь 2021 |
Количество человеко-часов на выполнение одного мероприятия |
Общее количество человеко-часов, затраченное на одно мероприятие в декабре 2021 |
Планируемый объем мероприятий на 2021/ человеко-часов на одного сотрудника |
1 |
Рассмотрение и подготовка ответов по обращениям граждан, в том числе по надзору за животными без владельцев |
12 |
10 |
120 |
144/1440 |
2 |
Организация выездов на предмет проверки фактов, изложенных в обращениях |
15 |
6 |
90 |
180/2160 |
3 |
Проведение внеплановых проверок в отношении владельцев животных |
в течение года |
26 |
в течение года |
24/624 |
|
ИТОГО |
|
|
|
348/4224 |
Данные мероприятия будут осуществляться в пределах средств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, и не потребуют дополнительных затрат из бюджета Московской области.
В настоящее время на территории Московской области начала функционировать система "Безопасный регион", позволяющая эффективно отслеживать нарушения гражданами правил выгула животных.
Предпринятые меры со стороны государственных органов в полной мере позволяют использовать механизмы отслеживания и контроля административных нарушений со стороны граждан, но не позволяют применять санкции за допущенные административные нарушения в области обращения с животными.
В целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан при обращении с животными проектом федерального закона предлагается ввести административную ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.
Таким образом, применение мер административной ответственности для недобросовестных владельцев животных, осуществляющих выгул домашних животных вне отведенных для этого местах, в том числе на детских, спортивных площадках, территориях образовательных организаций, может выступить в качестве эффективной предупредительной меры и обеспечить сокращение количества правонарушений в области обращения с животными.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.