Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41989-8 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров"
Досье на проект федерального закона
Ряд принятых в начале XXI века изменений в законодательство о местном самоуправлении существенно ограничили принцип прямого избрания глав муниципальных образований.
Первая волна изменений была связана с заменой прямых выборов опосредованными, т.е. мэров городов стали избирать не граждане напрямую, а муниципальные депутаты из своего состава.
Вторая волна изменений была связана с передачей реальных полномочий городского управления так называемым сити-менеджерам.
В 2019 году эксперты Комитета гражданских инициатив сравнили две модели работы муниципалитетов - тех, где назначают сити-менеджеров, профессиональных управленцев, с теми, где глав муниципальных образований (мэров городов) избирают по старой схеме.
Там, где главы муниципальных образований не избираются населением, отмечается снижение стабильности муниципального управления. Такие главы городов занимают свои должности всего от одного года до трех, что часто сказывается на эффективности принимаемых решений.
Примерно к таким же выводам пришел в 2020 году Центр перспективных управленческих решений (ЦПУР) после проведенного исследования.
В связи с тем, что сити-менеджеры и назначаемые мэры больше ориентируются на задачи регионального уровня власти и позицию губернатора, перед ними была поставлена задача сокращения расходов муниципального бюджета в целом.
Исследование ЦПУР показало, что при переходе от модели "избираемый мэр" к моделям назначения общий объем расходов муниципального образования сокращается. Но при общем уменьшении объема расходов сама структура расходов муниципалитета почти не меняется. Статистически значимое падение расходов можно увидеть по всем проанализированным статьям расходов: на образование, ЖКХ и благоустройство, социальную политику, содержание работников. Относительно большее падение расходов можно заметить только по статьям, связанным с ЖКХ и благоустройством, однако этот тренд устойчив не во всех спецификациях моделей.
В докладе ЦПУР подчеркивается, что избираемый мэр, будучи заинтересованным в переизбрании, склонен к большему распределению социальных благ, особенно в направлениях наиболее заметных для электората - городская инфраструктура и ЖКХ, занятость в муниципальном секторе, образование и здравоохранение. А для назначаемого мэра население не выступает прямым заказчиком услуг, поэтому для них важнее достичь показателей эффективности, по которым будут оценивать результаты их работы другие заказчики, то есть региональные власти.
Кроме того, исследователи пришли к выводу, что та часть доходов муниципалитетов, которая зависит, скорее, от качества менеджмента, при смене модели на "назначаемого мэра" не возросла:
- рост показателей собственных доходов (связанный, прежде всего, с собираемостью налогов), также как и доходов от управления собственностью, статистически не значим;
- не наблюдается улучшения и в области управления финансами - уровень кредиторской задолженности, включающий задержки по оплате труда, взносы в государственные фонды, не уменьшился в муниципалитетах, перешедших на услуги сити-менеджеров.
Таким образом, роста качества управления муниципальным образованием при отказе от прямых выборов мэра и переходе к моделям сити-менеджера и избираемого мэра не обнаружено, говорится в докладе. Падает и доверие населения к муниципальной власти, разрывается связь между населением и муниципальной властью.
В этих условиях горожане фактически отстранены от реального участия в управлении городом через избрание своего главы, местное самоуправление утрачивает свой независимый от государственного управления статус.
Представленный законопроект призван восстановить нормы об избрании главы муниципального образования в городском округе, городском округе с внутригородским делением, городском поселении исключительно гражданами на муниципальных выборах.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.