Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 42307-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статья 21 Конституции Российской Федерации закрепляет: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".
Международные обязательства Российской Федерации в сфере противодействия пыткам закреплены в ряде международных договоров, в том числе в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) и Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.).
Конвенция ООН против пыток содержит определение понятия "пытка" (статья 1) и устанавливает обязанность государств-участников Конвенции наряду с законодательными предпринимать также административные, судебные и другие меры для предупреждения пыток на любой территории, находящейся в сфере юрисдикции данных государств (статья 2), рассматривать пытку как тяжкое преступление вне зависимости от чрезвычайности условий (включая войну, беспорядки, чрезвычайное положение), подлежащее уголовному наказанию, начиная со стадии приготовления применительно к исполнителям и иным соучастникам (статья 4).
В правоприменительной практике имеют место отдельные факты применения пыток, что является острой проблемой современной российской действительности. Без сомнения, общественная опасность рассматриваемого негативного явления, помимо причинения увечий и вреда потерпевшему, кроется еще и в формировании отрицательного отношения общества ко всей правоохранительной системе, порождает в обществе нигилизм к правопорядку и приводит к ошибочному выводу, что насилие, жестокость и несправедливость являются естественными вещами, а их применение необходимо для социально значимых целей.
Выявленные в 2021 году нарушения прав человека в системе исполнения уголовных наказаний выявили необходимость принятия серьезных мер.
Настоящий проект федерального закона разработан во взаимодействии с иными государственными органами и общественными организациями и направлен на модернизацию положений Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за пытки.
Законопроект дает новое определение пытки, сформулированное в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984). Более детальное и четкое определение позволит избежать сложности при квалификации деяния и назначении наказания виновным. В определение вводится такая цель применения пытки, как "запугивание", ведь именно запугивание было основной целью применения пыток в последних громких скандалах в системе ФСИН России.
Кроме того, новое определение пытки предусматривает, что применение пытки к одному лицу может иметь целью запугивание другого лица, либо иметь целью принудить другое лицо к совершению каких-либо действий.
В статью 302 "Принуждение к даче показаний" УК РФ вводится новый субъект преступления - сотрудник правоохранительного органа, что позволит привлекать сотрудников ФСИН России к ответственности за пытки по статье 302 УК РФ. В настоящее время к ответственности по статье 302 УК РФ могут быть привлечены только следователи или лица, производящие дознание.
Кроме того, законопроектом усиливается наказание за пытки, организованные и/или проводимые представителями власти. Необходимость усиления наказания обусловлена следующим.
Наказание за принуждение к даче показаний с использованием пытки со стороны должностного лица (лишение свободы на срок от двух до восьми лет, ч. 2 ст. 302 УК РФ) соразмерно наказанию за истязание с применением пытки без привязки к должностному лицу (лишение свободы на срок от трех до семи лет, ч. 2, ст. 117 УК РФ), при этом нижний порог санкций при истязании ниже (два года против трех лет).
Вместе с тем объективная сторона таких преступлений как пытка, совершенная в целях принуждения к даче показаний, или пытка, совершенная должностным лицом, по сути, выражается в превышении должностных полномочий (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, статья 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ). При этом ответственность за превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения установлена в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет (что выше ответственности за пытку в целях принуждения к даче показаний).
В то же время ответственность должностного лица за применение пытки, если она совершается не с целью принуждения к даче показаний (а, например, для запугивания пострадавшего или окружающих его лиц), наступает по общей норме (часть вторая статьи 117 "Истязание" УК РФ).
В целях устранения выявленного диссонанса санкций за пытки, совершенные представителями власти и лицами, не являющимися таковыми, законопроект устанавливает повышенную ответственность за пытки, совершенные представителями власти (до двенадцати лет лишения свободы), переводя это преступление в разряд особо тяжких. Перевод пыток в категорию особо тяжких преступлений увеличивает срок давности по таким деяниям, что позволит эффективнее реализовать принцип неотвратимости наказания.
Авторы законопроекта исходят из того, что представители власти, имея больше полномочий, должны нести повышенную ответственность за совершенные ими преступления.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.