Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 42393-8 "О базовом доходе семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей в отношении каждого члена семьи, в которой воспитывается ребенок (дети), являющиеся гражданами Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и последующих детей (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей) имеет каждый член семьи, в которой рожден (усыновлен) первый и последующие дети при условии, что все члены семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации.
Устанавливается, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей возникает при наличии в семье одного и более ребенка на дату вступления в силу настоящего Федерального закона - 1 января 2022 года.
Указанная ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей, выплачиваемая в отношении детей, осуществляется в отношении каждого ребенка до достижения им возраста 18 лет. При этом в отношении родителей (усыновителей) такая выплата будет осуществляться до момента исполнения 18 лет младшему из детей.
Устанавливаемая ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей осуществляется в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей и подлежит ежегодной индексации на индекс роста потребительских цен не позднее 1 февраля очередного календарного года.
При этом порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей, порядок обращения за назначением указанной выплаты, перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Законопроектом устанавливается, что осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей является расходным обязательством Российской Федерации. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей.
Полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Законопроект направлен на поддержку наименее защищенной группы граждан - семей, имеющих детей. Так, согласно информации Росстата, число граждан, находящихся за чертой бедности, составляет до 17.8 млн человек. При этом 82 процентов малоимущих граждан - это семьи с детьми.
Число семей с детьми - общее число семей в России составляет 42 миллиона человек.
Таким образом максимальное количество граждан, в отношении которых будут осуществлены проектируемые законопроектом меры, составляет до 60 миллионов человек.
Таким образом, общий объем максимальных возможных расходов может составить: 60 млн человек х 10 000 рублей х 12 месяцев = 7 трлн. 200 млрд. рублей.
В целях изыскания указанных средств одновременно с принятием настоящего федерального закона предполагается введение двух Федеральных законов:
1) Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Фонда национального сбережения в связи с принятием Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей";
2) Федеральный закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных налоговых ставок в отношении сырьевых товаров в связи с принятием Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей".
Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Фонда национального сбережения в связи с принятием Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей" разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, реализации отдельных положений Указов Президента Российской, касающихся повышения уровня благосостояния граждан Российской Федерации и улучшения демографической ситуации за счет финансирования расходных обязательств, предусмотренных Федеральным законом "О базовом доходе семей, имеющих детей".
Согласно действующему законодательству средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
депозиты и остатки на банковских счетах в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", в том числе в целях финансирования проектов государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в реальном секторе экономики, реализуемых российскими организациями; депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
паи инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом "О Российском Фонде Прямых Инвестиций".
Объем средств ФНБ при этом составляет 1:
Дата |
в млрд. долл. США |
в млрд. рублей |
в процентах к ВВП** |
01.08.2021 |
188,10 |
13 757,05 |
11,9% |
01.07.2021 |
187,57 |
13 574,58 |
11,7% |
01.06.2021 |
189,41 |
13 938,08 |
12,1% |
01.05.2021 |
185,87 |
13 825,43 |
12,0% |
01.04.2021 |
182,32 |
13 802,12 |
11,9% |
01.03.2021 |
182,06 |
13 552,05 |
11,7% |
01.02.2021 |
179,00 |
13 649,30 |
11,8% |
01.01.2021 |
183,36 |
13 545,66 |
11,7% |
01.12.2020 |
177,39 |
13 457,02 |
12,6% |
01.11.2020 |
167,63 |
13 298,63 |
12,4% |
01.10.2020 |
172,34 |
13 733,05 |
12,8% |
01.09.2020 |
177,61 |
13 256,66 |
12,4% |
01.08.2020 |
176,64 |
12 958,68 |
12,1% |
01.07.2020 |
173,54 |
12 139,60 |
11,3% |
01.06.2020 |
171,89 |
12 161,48 |
11,4% |
01.05.2020 |
168,35 |
12 405,77 |
11,6% |
01.04.2020 |
165,38 |
12 855,75 |
12,0% |
01.03.2020 |
123,14 |
8 249,59 |
7,7% |
01.02.2020 |
124,38 |
7 840,55 |
7,3% |
01.01.2020 |
125,56 |
7 773,06 |
7,3% |
01.12.2019 |
124,00 |
7 946,22 |
7,3% |
01.11.2019 |
124,46 |
7 949,61 |
7,3% |
01.10.2019 |
123,07 |
7 927,69 |
7,3% |
01.09.2019 |
122,88 |
8 170,49 |
7,5% |
01.08.2019 |
124,14 |
7 867,70 |
7,2% |
01.07.2019 |
59,66 |
3 762,96 |
3,4% |
01.06.2019 |
58,74 |
3 821,72 |
3,5% |
01.05.2019 |
58,96 |
3 814,44 |
3,5% |
01.04.2019 |
59,14 |
3 828,25 |
3,5% |
01.03.2019 |
59,13 |
3 887,88 |
3,6% |
01.02.2019 |
59,06 |
3 903,50 |
3,6% |
01.01.2019 |
58,10 |
4 036,05 |
3,7% |
------------------------------
1 https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/?id_65=27068-obem_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya
------------------------------
Таким образом, к примеру, в 2020 году прирост средств ФНБ в рублевом выражении составил 5 772, 6 трлн рублей (13 545,66 трлн - 7 773,06 трлн).
Стоит отметить, что с 1 февраля 2016 года до 1 февраля 2022 года Федеральным законом от 03.11.2015 N 301-ФЗ установлено, что доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Одновременно с этим Президент Российской Федерации отметил, что объем доходов от размещения средств Фонда национального благосостояния, в частности, в 2018 году составил 70.5 миллиардов рублей. Таким образом, средняя доходность в процентах годовых от размещаемых средств составляет приблизительно 1,6%, что представляется низкоэффективным ввиду наличия инфляционных и иных показателей.
Так, к примеру, за 2015 года уровень инфляции составил 12.9%, за 2016 год - 5.4%, за 2017 год - 2.5%, за 2018 год - 4.3%. Таким образом, при доходности в 1.6% годовых Российская Федерация ежегодно теряла от управления средствами Фонда национального благосостояния только ввиду инфляции от 0.9 до 11.3% объема указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд национального благосостояния формируется за счет:
дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Согласно пункту 3 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета представляют собой положительную разницу между нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчетный финансовый год обменного курса доллара США к рублю.
Указанным проектом федерального закона в целях реализации положений статей 7 и 9 Конституции Российской Федерации предлагается изменить порядок распределения дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета.
В частности, предлагается дополнить пункт 3 статьи 96.6 положением, согласно которому дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета распределяются в следующих пропорциях:
90 процентов дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета - на формирование Фонда национального сбережения;
10 процентов дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета - на формирование Фонда национального благосостояния.
Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить статьей "Статья 96.13. Фонд национального сбережения", регулирующей правила распределения средств вновь создаваемого фонда.
В частности, устанавливается, что Фонд национального сбережения представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях ежегодного распределения дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в равных долях среди граждан Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей".
При этом порядок, формы распределения средств Фонда национального сбережения и иные вопросы, не урегулированные настоящей статьей, устанавливаются Федеральным законом "О базовом доходе семей, имеющих детей".
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального сбережения, направляемых на вышеуказанные цели.
Отдельно отмечается, что Фонд национального сбережения формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и ежегодно распределяется в полном объеме на вышеуказанные цели.
Кроме того, проект федерального закона также дополняет Бюджетный кодекс Российской Федерации статьей 96.14, которая регламентирует учет и отчетность по операциям со средствами Фонда национального сбережения.
В частности, устанавливаются следующие правила:
1) средства Фонда национального сбережения учитываются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2) Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с настоящим Кодексом средств Фонда национального сбережения осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3) учет операций со средствами Фонда национального сбережения осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.
4) Операции со средствами Фонда национального сбережения отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета.
5) Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации годовой отчет о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, ежеквартальный и годовой отчеты о формировании и использовании средств Фонда национального сбережения, а также об управлении средствами указанного фонда.
6) Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о величине активов Фонда национального сбережения на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.
Вступление в силу указанного проекта федерального закона планируется одновременно с настоящим проектом федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей" - с 1 января 2022 года и обеспечит частичное финансирование требуемых для реализации данного законопроекта средств в размере 5 трлн. 194 млрд. рублей (90 процентов от 5 772, 6 трлн рублей).
Вторым проектом федерального закона, за счет принятия которого предлагается осуществлять предусмотренные настоящим законопроектом положения, является проект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных налоговых ставок в отношении сырьевых товаров в связи с принятием Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей""
Указанным проектом федерального закона устанавливается принципиально иной подход к налоговому режиму экспорта сырьевых товаров, предусматривающий невозможность возмещения налога на добавленную стоимость при их реализации.
Одновременно с этим стоит отметить отсутствие противоречий положений настоящего проекта с политикой неувеличения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства.
Под задекларированным принципом неувеличения налоговой нагрузки, по факту, происходит усугубление ошибочных мер налоговой политики, принятых в предыдущие годы, а сам принцип неувеличения налоговой нагрузки не работает.
Ошибочное решение о проведении налогового маневра в нефтяной отрасли вынуждает Правительство корректировать расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ и газовый конденсат для налогоплательщиков, являющихся собственниками единой системы газоснабжения, сохранять ставку вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2016 года. Без этих корректировок налоговый маневр приводит не к увеличению доходов федерального бюджета, а к их сокращению, особенно в условиях падения цены на нефть.
В налоговой политике Правительства России, заложенной в основу бюджета на текущий финансовый год, отсутствуют меры, которые будут способствовать восстановлению экономического роста, макроэкономической и социальной стабильности.
Несмотря на заявленный принцип неувеличения налоговой нагрузки, без её перераспределения решить задачу смены модели экономического развития невозможно. В этой связи предлагается установить гибкий подход к возмещению налога на добавленную стоимость в отношении лиц, осуществляющих экспорт сырья, установив, в частности, что Правительство Российской Федерации может определить ставку НДС в отношении указанных групп товаров от 0 до 20 процентов в зависимости от степени переработки и вида вывозимого товара.
Согласно указанному проекту федерального закона к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов, органические химические соединения, удобрения, необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа, натуральный и искусственный мех, древесина , древесный уголь, пробка, жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, никель, алюминий, свинец, цинк, олово, медь, черные металлы, иные недрагоценные металлы. Коды видов товаров, перечисленных в настоящем абзаце, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
С экономической точки зрения действующие льготы являются совершенно неоправданными, потому что возмещение НДС призвано стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции, а не сырья.
Таким образом, указанный проект направлен на установление более справедливого налогового регулирования, направленного на максимальное привлечение дополнительных доходов, направляемых в федеральный бюджет от богатств, которые должны работать в интересах Российской Федерации, а не в целях обогащения отдельных нефтяных и газовых компаний.
В результате принятия указанного проекта объем дополнительных доходов федерального бюджета при отмене возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам сырья может достичь 1 триллиона 800 миллиардов рублей.
Таким образом, принятие трех вышеуказанных проектов федеральных законов является комплексным и финансово-сбалансированным решением, которое не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета, направленным на кардинальное улучшение демографической ситуации, снижение уровня бедности и социального неравенства, повышение темпов экономического роста за счет стимулирования внутреннего потребительского спроса.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей" Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Согласно официальной информации Росстата, число граждан, находящихся за чертой бедности, составляет до 17.8 млн человек.
Число семей с детьми составляет 42 000 000. Согласно информации Росстата 82 процентов малоимущих граждан - это семьи с детьми.
Итого суммарно максимальное количество граждан, которые будут охвачены настоящим законопроектом, составляет до 60 миллионов человек.
Таким образом, общий объем максимальных возможных расходов может составить: 60 млн человек х 10 000 рублей х 12 месяцев = 7 трлн. 200 млрд. рублей.
При этом реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Фонда национального сбережения в связи с принятием Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей" обеспечит частичное финансирование требуемых для реализации данного законопроекта средств в размере 5 трлн. 194 млрд. рублей.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных налоговых ставок в отношении сырьевых товаров в связи с принятием Федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей" обеспечит оставшийся объем финансирования требуемых для реализации данного законопроекта средств в размере 1 триллиона 800 миллиардов рублей.
Таким образом, предлагаемый комплекс мер является финансово-сбалансированным и не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О базовом доходе семей, имеющих детей"
В связи с принятием настоящего проекта федерального закона Правительству Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона разработать и принять:
1) Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей, порядок обращения за назначением указанной выплаты, перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения;
2) Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.