Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 43217-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" подготовлен в целях формирования нормативно-правовой базы для заключения договоров на вывоз железнодорожным транспортом угольной продукции по принципу "вези или плати".
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Действующая нормативно-правовая база на законодательном уровне не содержит норм, позволяющих заключать договоры между перевозчиками и грузоотправителями о взаимодействии по вывозу грузов, предусматривающие вопросы организации перевозок на принципах "вези или плати", а также четкие положения об ответственности сторон.
Для реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подготовлены изменения в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
На сегодняшний день перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке. Такие гарантии позволили бы загружать создаваемые инфраструктурные мощности, что особенно актуально в условиях реализации комплексного плана модернизация и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р.
С другой стороны, грузоотправители (в первую очередь угледобывающие и углеперерабатывающие компании), чья продукция доставляется железнодорожным транспортом, заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров.
Статья 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусматривает возможность заключения договоров об организации перевозок грузов, однако не содержит положений о взаимной и соразмерной ответственности грузоотправителей и перевозчиков.
Предлагаемые изменения позволят гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечение перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров.
Заключение долгосрочных договоров для участников перевозочного процесса является добровольным волеизъявлением.
Определение пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для маршрутов перевозок по долгосрочным договорам об организации перевозок грузов будет осуществляться согласно Методике определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной приказом Минтранса России от 18 июля 2018 г. N 266 (зарегистрирован в Минюсте России 9 августа 2018 г., регистрационный N 51837).
В результате внесения предлагаемых изменений в проект федерального закона будут созданы условия для развития института перевозок грузов на принципах "вези или плати" и повышения культуры планирования перевозок грузов, что позволит осуществлять равномерную загрузку инфраструктуры, а также гарантировать ритмичный и своевременный вывоз заявленного объема груза.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона не приведет к дополнительным расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета.
Проект федерального закона не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
5. Согласование проекта федерального закона с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями
Проект федерального закона согласован ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и Минюстом России.
Проект федерального закона поддержан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона позволит создать условия повышения дисциплины планирования производственной деятельности и рациональности загрузки существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Альтернативные способы выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации отсутствуют.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация на практике положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и его реализация не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
2. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" потребует принятия следующего акта Правительства Российской Федерации:
Наименование нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти |
Основание необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Краткое описание акта (цель, предмет, содержание правового регулирования) |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку (головной исполнитель, соисполнители) |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка заключения договоров об организации перевозок, содержащих условия, предусмотренные частью четвертой статьи 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в том числе определения отдельных участков железных дорог, на которых данные договоры могут действовать |
90 дней |
Утверждение: Порядка заключения договоров об организации перевозок, содержащих условия, предусмотренные частью четвертой статьи 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в том числе определения отдельных участков железных дорог, на которых данные договоры могут действовать |
Минтранс России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.