Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. В соответствии с пунктом 71 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Положения законопроекта направлены на совершенствование регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, в целях устранения проблем, выявленных по результатам мониторинга правоприменения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ).
Для многих садоводческих и огороднических некоммерческих организаций остается актуальным вопрос оформления права общей долевой собственности на земельные участки общего назначения, а именно сложности, связанные с процедурой оформления прав на такие участки.
В частности, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на 1 января 2020 г. государственная регистрация перехода права на земельный участок общего назначения в общую долевую собственность собственников садовых и огородных земельных участков осуществлена в отношении 7 (семи) земельных участков.
Указанная проблема в первую очередь была связана с необходимостью получения в рамках проведения общего собрания членов товарищества согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков на приобретение земельного участка в общую долевую собственность, а также обусловлена значительными временными и финансовыми затратами граждан, связанными с подготовкой документации по планировке территории, на основании которой осуществляется образование садовых и огородных земельных участков и земельных участков общего назначения.
В целях совершенствования законодательства в указанной сфере законопроектом предлагается предусмотреть следующее:
исключение требования о необходимости согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при принятии общим собранием членов товарищества решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах такой территории, принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, сохранив общие требования к принятию такого решения, предусмотренные статьей 17 Закона N 217-ФЗ (т.е. при условии обеспечения кворума решение принимается квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества, в том числе с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 217-ФЗ);
исключение необходимости образования садовых и огородных земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании документации по планировке территории с целью снижения затрат садоводческих и огороднических некоммерческих организаций, а также их членов;
исключение требования о разработке проекта планировки территории для садоводческих товариществ с целью снижения затрат садоводческих и огороднических некоммерческих организаций, а также их членов (необходимость разработки проекта планировки территории будет определяться общим собранием членов товарищества).
При этом во избежание земельных споров и обеспечения комплексного развития территорий ведения садоводства и огородничества требование об образовании садовых и огородных земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основе проекта межевания территории при их первичном предоставлении сохраняется.
2. Законопроектом также предусматриваются иные изменения, направленные на упорядочивание земельно-имущественных отношений в границах территории ведения садоводства или огородничества:
исключаются противоречия в положениях пунктов 2.1 и 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ), в том числе с учетом положений проекта федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации", который планируется к принятию Государственной Думой на осенней сессии 2021 г., в части срока действия упрощенного порядка приватизации земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных ранее созданным некоммерческим организациям для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;
распространение "упрощенного" порядка приватизации земельных участков, предусмотренного пунктами 2.7 - 2.10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в отношении членов ликвидированных некоммерческих организаций;
устанавливается возможность принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренного пунктами 2.7 - 2.10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ;
принимая во внимание отсутствие в проектах организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих организаций актуальных сведений о местоположении границ земельных участков, в рамках вышеуказанного упрощенного порядка приватизации исключается возможность представления сведений о местоположении границ испрашиваемых земельных участков на основании проектов организации и застройки таких территорий. При этом сохраняется возможность представления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, подготовленной гражданином, в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории.
3. Также в рамках мониторинга правоприменения Закона N 217-ФЗ был выявлен ряд проблем, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью садоводческих и огороднических товариществ, наиболее острыми из которых являются ограничение подходов к определению размеров взносов, а также обеспечение кворума при проведении общих собраний членов товарищества.
В частности, для удобства граждан, ведущих садоводство и огородничество, предлагается конкретизировать положения Закона N 217-ФЗ, указав, что правила расчета взносов должны быть приведены в виде формулы и (или) текстового описания, что обеспечит более простое восприятие этих правил, повысит гарантии прав граждан при возможном оспаривании в суде решений общего собрания об установлении размера взносов.
4. В рамках положений статьи 181.2 главы 9.1 Гражданского кодекса с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", направленных на регулирование вопросов дистанционного участия в собраниях, в целях обеспечения необходимого кворума общего собрания членов товарищества, повышения оперативности принятия решений таких собраний, а также снижения затрат на их проведение, законопроектом предусматривается возможность голосования в очно-заочной и заочной форме с использованием электронных средств, в том числе с использованием Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", при принятии решений общим собранием членов товарищества.
Указанное предложение было поддержано 71 субъектом Российской Федерации, а также рядом общественных организаций в сфере ведения садоводства и огородничества.
В целях обеспечения кворума общего собрания членов товарищества законопроектом также предусматривается возможность проведения очного голосования в форме совместного дистанционного участия. Следует отметить, что возможность проведения очного голосования в подобной форме в настоящее время предусмотрена законодательством, регулирующим деятельность акционерных обществ.
При этом в целях обеспечения учета и идентификации голосов участников общего собрания членов товарищества при формировании итогового решения законопроектом устанавливаются основные условия проведения такого голосования, закрепив за товариществом право самостоятельно выбирать электронные или иные технические средства, посредством которых будет осуществляться голосование, а также устанавливать порядок принятия решений общего собрания членов товарищества с применением указанных средств. В случае проведения голосования с использованием Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" идентификация участников осуществляется с использованием Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
Реализация механизма голосования членов общего собрания садоводческих и огороднических товариществ посредством Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Также законопроектом предусматривается право органов государственной власти и местного самоуправления в рамках оказания мер поддержки в сфере садоводства и огородничества, создавать информационные системы, а также обеспечивать развитие существующих информационных систем для использования таких систем товариществами в указанных целях.
В целях обеспечения кворума законопроектом упрощена процедура принятия решений общим собранием членов товарищества в очно-заочной форме (исключена необходимость дважды проводить процедуру очного обсуждения вопросов по одним и тем же вопросам).
5. Законопроектом в целях обеспечения реализации переходных положений Закона N 217-ФЗ в частях 9, 11 статьи 54 названного закона уточняются сведения, которые вносятся в Единый государственный реестр недвижимости о жилых и нежилых строениях.
В целях исключения рисков привлечения к ответственности товариществ, образовавшихся в советское время на сельскохозяйственных угодьях либо впоследствии на землях бывших совхозов и колхозов до 1 января 2019 г., законопроектом ограничивается действие положений пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, введенных Законом N 217-ФЗ, в отношении сельскохозяйственных угодий с видом разрешенного использования, предусматривающим возможность ведения гражданами садоводства.
6. Также в целях повышения эффективности управления деятельностью некоммерческих товариществ законопроектом уточняются иные отдельные положения Закона N 217-ФЗ, в том числе:
уточняются требования к количеству членов правления товарищества;
расширяется перечень вопросов, рассматриваемых общим собранием членов товарищества;
предусматривается необходимость уведомления участников общего собрания о способе ознакомления с проектами документов.
Кроме того, в целях совершенствования корпоративных отношений некоммерческих товариществ законопроектом предусматривается изменение порядка принятия в члены товарищества (на основании решения правления товарищества).
Следует отметить, что Законом N 217-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в приобретении членства товарищества. Таким образом, фактически рассмотрение заявлений о приеме в члены и принятие соответствующих решений носит формальный характер. В связи с этим представляется, что вынесение таких вопросов на рассмотрение общего собрания членов товарищества нецелесообразно.
Вместе с тем в целях исключения случаев затягивания сроков рассмотрения заявлений о приеме в члены товарищества законопроект дополнен положениями, предусматривающими 30-дневный срок рассмотрения соответствующих заявлений.
Законопроект не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, уменьшению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация механизма голосования членов общего собрания садоводческих и огороднических товариществ посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.