Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 45616-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях повышения госконтроля в сфере оборота оружия, а также ограничения доступа к огнестрельному оружию лиц, чьи действия могут образовывать угрозу общественной безопасности и, как следствие, создавать опасность для жизни и здоровья других граждан.
Вопросы предупреждения и предотвращения правонарушений в области оборота оружия имеют в настоящий момент чрезвычайную актуальность и исключительное общественное звучание. Несмотря на относительное снижение ЧП с использованием огнестрельного оружия их количество по-прежнему остается крайне высоким.
По данным Росгвардии, в 2020 году было зафиксировано 1 032 происшествия с применением оружия, за 11 месяцев 2022 года - 772.
Традиционно высоким остается и количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В 2020 году было зарегистрировано 24 800 таких криминальных деяний, за 11 месяцев 2021 года - 22 022.
Особую общественную опасность представляет тот факт, что нередко совершение преступлений с использованием оружия приводит к массовой гибели людей, в т.ч. несовершеннолетних.
Так, 11 мая 2021 года Галявиев И.Р. из принадлежащего ему охотничьего гладкоствольного оружия открыл стрельбу в МБОУ "Гимназия N 175 г. Казани", убив 9 и ранив 21 человек. 20 сентября 2021 года Бекмансуров Т.М. из принадлежащего ему охотничьего гладкоствольного оружия открыл стрельбу в ФГБОУ "Пермский государственный университет" (6 человек погибло, ранено - 20). Подобные примеры являются далеко не единичными.
Крайне важно учитывать, что огнестрельное оружие представляет собой источник повышенной опасности, как техническое средство, конструктивно предназначенное для поражения живой цели. Следовательно, бесконтрольный оборот оружия создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, права на которые гарантированы Конституцией Российской Федерации. Это требует от федерального законодателя установления особого механизма защиты этих важнейших конституционных ценностей в рамках правового режима оборота оружия.
В этой связи в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" вносятся изменения, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, а также аннулирования ранее выданных разрешений на хранение, ношение и использование оружия.
Законопроектом предлагается не выдавать лицензию на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, в отношении которых уполномоченные правоохранительные органы располагают данными об их причастности к организованной преступной группе (в т.ч. экстремистской или террористической направленности), а также о вынашиваемых намерениях использовать оружие в противоправных (преступных) целях или о признаках угрозы для государственной и общественной безопасности.
В отношении кандидатов на приобретение оружия вводится обязательность проведения проверки о наличии (отсутствия) опасности нарушения прав и свобод граждан, которая будет осуществляться органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности, в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Порядок проведения таких проверок определяется Правительством Российской Федерации.
На основании представленных результатов проверки органами Росгвардии будет выноситься заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности, связанной с причастностью гражданина к организованной преступной группировке, и (или) намерением гражданина использовать оружие в противоправных (преступных) целях (далее - Заключение). Кроме того, аналогичная проверка может проводиться уполномоченными правоохранительными органами и в отношении владельцев оружия.
Указанное Заключение будет служить основанием для отказа гражданину в приобретении оружия (или для лишения его ранее выданного оружия) и действовать в течение года с момента вынесения. При этом оно может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также законность вынесения Заключения может быть проверена прокурором в порядке надзора.
В этой связи корреспондирующие нормы вносятся в статью 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также в статью 12 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и в статью 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В то же время законопроектом устанавливается, что такие проверки не проводятся в отношении лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские или специальные звания, либо классные чины юстиции, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной службы субъекта Российской Федерации.
Предусмотренное исключение обусловлено тем, что вышеуказанные лица уже охвачены комплексом проверочных оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также запретами и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации, в связи с прохождением государственной службы.
Также от проведения вышеназванных проверок предлагается освободить граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами в местах традиционного проживания.
Следует отметить, что предлагаемый механизм принятия решения о выдаче разрешительных документов на оружие по результатам проверки правоохранительных органов - не является законодательной новацией. Так, Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" аналогичная норма уже закреплена в отношении частных детективов и частных охранников (пункт 8 части 4 статьи 6 и пункт 8 части 2 статьи 11.1). Согласно представленным Росгвардией статистическим данным, за последние 5 лет по результатам проверок указанной категории лиц было вынесено 274 отрицательных заключения, из которых только 12 признаны в дальнейшем необоснованными.
Предлагаемый законопроект входит в пакет законодательных инициатив, последовательно разрабатываемых депутатами Государственной Думы, и направленных на усиление госконтроля за оборотом оружия, в том числе на предупреждение правонарушений и преступлений в этой сфере.
Только в 2021 году Государственной Думой был принят целый ряд федеральных законов указанной направленности:
- Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (установлены дополнительные основания, исключающие владение огнестрельным оружием отдельных категорий граждан - не достигших 21-летнего возраста; имеющих снятую или погашенную судимость за ряд преступлений; привлеченных к административной ответственности за ряд правонарушений);
- Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статьи 79 и 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (введено новое основание для отказа в получении оружия - по медицинским противопоказаниям; установлен порядок прохождения медосвидетельствования кандидатов на оружие и его владельцев; определен механизм взаимодействия Росгвардии с медицинскими организациями);
- Федеральный закон от 1 июля 2021 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (ужесточена уголовная ответственность за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия);
- Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (увеличены санкции и сроки давности за правонарушения в сфере оборота оружия; введена административная ответственность за распространение в СМИ и сети "Интернет" инструкций по незаконному изготовлению или переделке оружия; введена административная ответственность за невыполнение законных требований или воспрепятствование деятельности сотрудника Росгвардии, осуществляющего госконтроль в сфере оборота оружия).
Предлагаемые изменения являются последовательным и логичным продолжением проводимой госполитики в сфере оборота оружия и положительно скажутся на улучшении криминогенной обстановки в стране. Подготовка законопроекта осуществлялась во исполнение пункта 3.1 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 7 июля 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 15 июля 2021 года N Пр-1256.
Вводимые законопроектом ограничения не повлекут за собой нарушения конституционных прав граждан, поскольку не относятся к мерам ответственности, а являются административно-предупредительными мерами, направленными на защиту важнейших конституционных гарантий, включая жизнь и здоровье людей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.