Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 2 декабря 2021 г. N 3/10
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 20869-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части противодействия коррупции в деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг) (внесен Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета законопроект N 20869-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в отношении деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
В связи с этим вносятся изменения в ряд федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие по поводу противодействия коррупции, предупреждения и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Так, проектируемыми нормами предусматривается:
1. дополнение перечня лиц, в отношение которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия при определении достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных и муниципальных должностей, должностями служащих Банка России, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
В связи с этим в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие включение граждан, претендующих на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, в перечень лиц, в отношении которых кредитные организации должны выдавать справки по операциям, счетам и вкладам.
2. Проектируемыми нормами также уточняется перечень лиц (граждан, претендующих на замещение различных должностей 1), которые представляют сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - декларируемые сведения).
Так, обязанность представлять декларируемые сведения будет распространяться на главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сфере финансовых услуг.
Кроме того, устанавливается обязанность для всех лиц, представляющих декларируемые сведения, представлять такие сведения не только своему работодателю (нанимателю), но и иным уполномоченным лицам.
Законопроектом также устанавливается порядок осуществления проверки достоверности и полноты декларируемых сведений, а именно:
1) в отношении граждан, претендующих на замещение должностей главного финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, а также лицами, замещающими данные должности, будет устанавливаться Президентом Российской Федерации;
2) в отношении граждан, претендующих на замещение должностей финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, и лицами, замещающими данные должности - нормативными актами Банка России.
Законопроектом также предусматривается, что декларируемые сведения, предоставляемые финансовым уполномоченным, подлежат размещению на официальном сайте Банка России в сети "Интернет".
3. Проектом федерального закона также предусматривается вменение финансовым уполномоченным обязанности уведомлять Банк России о возникновении личной заинтересованности при исполнении своих должностных обязанностей, которая может или приводит к конфликту интересов.
Порядок рассмотрения указанного уведомления, а также уведомления о факте понуждении финансового уполномоченного к совершению коррупционных правонарушений устанавливается нормативным актом Банка России.
4. Проектируемыми нормами устанавливается, что с целью контроля за соблюдением финансовым уполномоченным предусматриваемых ограничений, запретов и требований, а также при проведении проверки достоверности и полноты декларируемых сведений, Банк России вправе направлять запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и иные организации.
Поддерживая концепцию проекта федерального закона, направленного на совершенствование законодательства в сфере противодействия коррупции и укрепления безопасности Российской Федерации, Комитет считает важным обратить внимание на следующее.
1. Комитет считает целесообразным представить в Государственную Думу проекты нормативных правовых актов уполномоченных ведомств и проекты нормативных актов Банка России, обеспечивающие реализацию проектируемых норм, заблаговременно, до рассмотрения законопроекта во втором чтении на пленарном заседании Государственной Думы.
2. Учитывая, что законопроектом предусматривается право Банка России обращаться в любые организации, потенциально обладающие информацией, подтверждающей достоверность и полноту декларируемых сведений, Комитет считает целесообразным предусмотреть дифференцированный подход при определении сроков направления различными организациями указанной информации с учетом их технологической и организационной оснащенности для добросовестного исполнения требований федерального закона, в случае принятия данного законопроекта.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие концепции законопроекта N 20869-8 в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 1) государственной службы;
2) членов Совета директоров Банка России, должностей в Банке России, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Банка России;
3) муниципальной службы;
4) в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, ПФР России, ФСС России, ФОМС
и иных организациях;
5) финансовый уполномоченный, руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
6) другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.