Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 46249-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" подготовлен с целью законодательного закрепления мер социальной поддержки при получении образования посредством наделения отдельных категорий граждан особыми правами при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе таких социально незащищенных групп, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Необходимость развития системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неоднократно озвучивалась Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, в том числе: 4 сентября 2013 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, 20 февраля 2019 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также 4 февраля 2020 года в ходе встречи с общественностью в городе Череповце Вологодской области.
Учитывая вышеизложенное, представленным проектом федерального закона предлагается дополнить главу 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" статьей 68.1, положения которой устанавливают особые права для отдельных категорий лиц при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Так, вводимой статьей устанавливается, что при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального образования гражданам могут быть предоставлены особые права:
1) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
2) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Следует отметить, что граждане могут воспользоваться особыми правами, только если образование данного уровня гражданин получает впервые и высшее образование у него отсутствует.
При этом правом на прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты наделяются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленным проектом федерального закона также предлагается внести корреспондирующее изменение в пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделяются правом на зачисление на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с представленным проектом федерального закона, преимущественным правом на зачисление в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях наделяются:
1) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;
2) дети сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, Следственного комитета Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении;
3) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью.
Реализация положений представленного проекта федерального закона будет способствовать уменьшению безработицы среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных социально не защищенных лиц.
Поскольку обучение по образовательным программам среднего профессионального образования занимает значительно меньше времени, чем обучение по образовательным программам высшего образования, категории лиц, на которых направлено действие проекта федерального закона, смогут в достаточно короткие сроки получить необходимый для трудоустройства уровень образования и начать самостоятельно себя обеспечивать.
Немаловажно и различие в сложности освоения названных программ: так, освоить образовательную программу среднего профессионального образования значительно проще, чем образовательную программу высшего образования.
Принятие представленного проекта федерального закона не затрагивает права и законные интересы третьих лиц, поскольку в настоящее время какие-либо льготы при поступлении на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в федеральном законодательстве отсутствуют.
Напротив, благодаря принятию проекта федерального закона увеличится количество лиц, получивших образование, что ранее не удалось в полной мере реализовать с помощью предоставления мер социальной поддержки при поступлении на обучение по образовательным программам высшего образования, так как лица, поступившие по льготным основаниям, не могли завершить столь сложные для них образовательные программы.
Помимо того, что для реализации положений представленного проекта федерального закона не потребуется дополнительное выделение денежных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, реализация проекта федерального закона в перспективе будет способствовать снижению финансовой нагрузки на бюджеты, поскольку позволит обеспечить необходимый уровень финансовой самостоятельности наиболее незащищенных категорий граждан, что предотвратит включение их в госпрограммы для малоимущих.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" будет осуществлена за счет ранее предусмотренных бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, поскольку количество бюджетных мест в образовательных организациях фактически остается неизменным, а квоты приема (в том числе утверждение порядка и сроков их установления) определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принятие представленного Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.