Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 46252-8 "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) подготовлен в целях приведения его положений в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Понятие очно-заочной формы не раскрыто в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", однако согласно Методическим рекомендациям по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 N 06-846) очно-заочная форма - форма обучения, которая предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю и систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия и прочие) в течение всего учебного года.
Согласно статье 43 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
При этом важно отметить, что вышеуказанными Методическими рекомендациями установлено, что максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
Таким образом, очно-заочная форма фактически является "усеченной" формой очного обучения и требует от обучающегося постоянного вовлечения в учебный процесс, присутствия на занятиях и, соответственно, систематической подготовки к ним.
Законом о занятости предусмотрено, что обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения, считаются занятыми гражданами.
При этом на практике органы службы занятости, руководствуясь понятием безработного, установленного статьей 3 Закона о занятости, считают занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучения. Основанием для такого решения является такой обязательный признак безработного как готовность приступить к работе.
Имеющаяся правовая неопределенность порождает спорные ситуации, в которых могут быть нарушены права граждан. Учитывая, что очно-заочная форма обучения предполагает обязательное систематическое посещение учебной организации, целесообразно дополнить статью 2 Закона о занятости и отнести к категории занятых граждан, получающих образование по очно-заочной форме обучения. Такой подход не нарушит прав граждан, поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации установлены гарантии и для лиц, обучающихся по очно-заочной форме обучения. Кроме того, указанная категория граждан сможет обращаться в службу занятости в целях поиска подходящей работы при желании гражданина трудиться. В то же время предлагаемое изменение позволит унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, и обеспечить единообразие практики применения законодательства о занятости.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.