Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по регламенту и организации парламентской деятельности от 14 декабря 2021 г. N 3.10-04/2314
по проекту федерального закона N 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев принятый Государственной Думой 14 декабря 2021 года Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона (N 1256381-7) внесен в Государственную Думу 27 сентября 2021 года сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым.
Федеральный закон направлен на развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и совершенствование ее организации в субъектах Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона устанавливается, что органами, входящими в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, являются в совокупности федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, осуществляющие свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, иные государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие на территории субъекта Российской Федерации.
Закрепляются принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе: обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; государственная и территориальная целостность Российской Федерации; единство системы публичной власти; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные для осуществления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе, в назначении на должность и (или) освобождении от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Также Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъектов Российской Федерации в сферах образования, здравоохранения, финансов, государственного регулирования тарифов, а также осуществляющих региональный государственный жилищный контроль (надзор), региональный государственный строительный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в форме согласования назначения на должность по результатам проверки соответствия кандидата на замещение должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационным требованиям или иным требованиям и (или) согласования освобождения от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и случаях, установленных специальными федеральными законами, законодательством о противодействии коррупции, законодательством о государственной службе.
При подготовке проекта закона ко второму чтению статья 11 "Заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации" была дополнена нормой о том, что в заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации вправе участвовать, в том числе выступать, сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы, представляющие данный субъект. Порядок участия определяется регламентом или иным актом, устанавливающим порядок деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Частью 6 статьи 20 Федерального закона определено, что в соответствии с принципом единства публичной власти высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации.
Депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации замещают государственные должности субъекта Российской Федерации вне зависимости от осуществления ими депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности (часть 3 статьи 17).
Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализуемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в статье 44. При этом при доработке проекта закона ко второму чтению данный перечень был дополнен конкретными видами регионального государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Председатель комитета |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.