Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 17357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 15 ноября 2021 года (протокол N 8, пункт 80) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 17357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).
В целях организации дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение распространения COVID-19, в Федеральном законе от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) устанавливаются новые требования к оказанию услуг населению в условиях угрозы распространения COVID-19.
В Федеральном законе N 52-ФЗ предлагается закрепить, что в случае угрозы распространения COVID-19 гражданам обеспечивается возможность посещения мест проведения массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли и иных расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов только при предъявлении гражданином документации, подтверждающей наличие профилактической прививки против COVID-19 или медицинских противопоказаний к проведению профилактической прививки либо документации, подтверждающей, что гражданин перенес заболевание, вызванное этой инфекцией, а также документа, удостоверяющего личность.
При этом в случае отсутствия такой документации посещение гражданами (за исключением несовершеннолетних) указанных мест до 1 февраля 2022 года возможно при предъявлении гражданином отрицательного результата исследования на наличие новой коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции. Перечень таких мест будет определяться решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Следует отметить, что законопроектом предлагается в императивной форме исключить из перечня организаций, для посещения которых будет требоваться указанная в нормах проекта федерального закона документация, организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, а также аптечные организации.
Законопроектом закрепляется, что документация, обозначенная в проектируемой норме, будет содержать двухмерный штриховой код (QR-код). На бумажном носителе такая документация будет выдаваться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и иных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отдельно законопроектом устанавливается, что порядок посещения иностранными гражданами, которым проведены прививки не зарегистрированными в Российской Федерации иммунобиологическими лекарственными препаратами, мест проведения мероприятий, организаций и объектов, будет устанавливаться Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Законопроектом закрепляется положение о том, что в случае угрозы возникновения и эпидемического распространения COVID-19 финансовое обеспечение проведения профилактических прививок против указанного заболевания будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Санитарно-эпидемиологические меры, устанавливаемые законопроектом, имеют срочный характер и будут применяться до 1 июня 2022 года.
Комитет отмечает, что государство принимает все возможные меры, чтобы справиться с новой коронавирусной инфекцией. Дополнительные ограничительные меры, введенные на территории Российской Федерации и направленные на предупреждение распространения указанной инфекции, сохранение жизни и здоровья граждан, мягче при сравнительном анализе с европейскими и азиатскими практиками.
Вместе с совершенствованием амбулаторного и госпитального лечения, интенсивной терапии и респираторной поддержки, соблюдением мер безопасности и защиты, важным и первостепенным направлением в борьбе с инфекцией является своевременная вакцинация.
Комитет также отмечает, что введение сертификатов о вакцинации - это временный инструмент для предотвращения распространения COVID-19 в стране, который направлен на снижение риска заражения граждан новой коронавирусной инфекцией, на охрану жизни и здоровья человека, а также на безопасность всех процессов жизнедеятельности страны.
Одновременно Комитет полагает, что наличие у граждан, не обратившихся за медицинской помощью, определенного количества антител, достаточного для обеспечения их безопасности, может учитываться и сопровождаться выдачей им соответствующих сертификатов.
Комитет отмечает, что необходимо путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов и технической составляющей организовать стабильное взаимодействие всех организаций при использовании сертификатов о вакцинации и QR-кодов, а также высокую степень защиты информации и своевременную ее передачу из медицинских организаций, особенно при передаче сведений о военнослужащих и приравненных к ним гражданам.
Предлагаемые инициативы отвечают принципам и требованиям, установленным в сфере действия санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, согласно преамбуле Федерального закона N 52-ФЗ "Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду". Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, подчеркивая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, отмечает, что существующая эпидемиологическая обстановка и негативная ситуация в сфере демографии вызывают беспокойство и, принимая во внимание особенную опасность новой коронавирусной инфекции COVID-19, ее высокую контагиозность и необходимость принятия всех возможных мер санитарно-эпидемиологического характера в целях предотвращения распространения COVID-19, включая вакцинацию граждан Российской Федерации, Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом меры.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 17357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 14 декабря 2021 года, протокол N 10/1.
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.