Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 17357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по промышленности и торговле рассмотрел проект федерального закона N 17357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52-ФЗ), устанавливающие правовой механизм реализации мер по предупреждению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Законопроект внесен в пакете с проектом федерального закона N 17358-8 "О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (об обеспечении мероприятий по защите населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции при осуществлении перевозок внутренними и международными авиарейсами и в поездах дальнего следования).
Нововведения имеют срочный характер и действуют до 1 июня 2022 года.
Законопроектом дополняется ФЗ N 52-ФЗ новыми статьями 31.1 "Порядок оказания услуг в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции" и 33.1 "Порядок уведомления граждан о результатах исследований на наличие новой коронавирусной инфекции".
Положениями законопроекта устанавляется, что решение о введении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции принимает Президент Российской Федерации.
Меры реализуются высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в обязанности которых входит определение мероприятий, организаций и объектов культуры, общественного питания, розничной торговли (за исключением торговых объектов, реализующих продовольственные товары, товары первой необходимости, а также аптек), посещение которых обеспечивается при предъявлении документа, подтверждающего личность, и наличии медицинской документации (сертификатов), подтверждающей либо наличие профилактической прививки, либо медицинских противопоказаний к проведению прививки, либо перенесенное заболевание.
Медицинский документ (сертификат), содержащий двухмерный штриховой код (QR-код), можно получить в электронном виде через Портал государственных услуг или на бумажном носителе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с возможностью доставки сертификата гражданину в сельскохозяйственные и отдаленные местности.
Военнослужащие и приравненные к ним лица посещают массовые места при предъявлении медицинской документации, выданной в порядке и по форме, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная или приравненная служба. Порядок посещения массовых мест и порядок регистрации в федеральной ФГИС Госуслуг иностранных граждан, привитых вакцинами, не зарегистрированными в России, устанавливается Главным государственным санитарным врачом РФ.
Организации, осуществляющие исследования на наличие новой коронавирусной инфекции ПЦР (полимеразной цепной реакции) с согласия гражданина обеспечивают передачу сведений о результатах в организацию, уполномоченную Роспотребнадзором России. При отказе гражданина от передачи таких сведений в Роспотребнадзор России, организация обязана проинформировать гражданина о невозможности последующей передачи сведений в личный кабинет гражданина в ФГИС Госуслуг для получения им секртификата.
Законопроектом установлено, что финансовое обеспечение проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Минздрав России вправе установить срок действия QR-кода отдельно в отношении граждан, привитых против новой коронавирусной инфекции, отдельно в отношении граждан, которые перенесли заболевание.
Комитет отмечает, что исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, органы государственной власти вправе, а в случае наступления экстренных ситуаций обязаны принимать своевременные и соразмерные угрозе законодательные меры ограничительного характера на федеральном уровне.
Здоровье общества и каждого человека является приоритетом развития государства, залогом социального благополучия и политической стабильности. Обладая властными полномочиями, государство призвано защитить общество и граждан от длящейся длительное время пандемии распространения в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции. С целью недопущения возникновения критических и неконтролируемых эпидемиологических ситуаций, связанных с заболеванием населения коронавирусом, социальное и ответственное государство обязано оперативно реагировать на такие угрозы, принимая адекватные меры, иногда непопулярные в обществе.
Следует отметить, что в Российской Федерации сложилась чрезвычайная санитарно-эпидемиологическая ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), особенно обострившаяся в последнее время. Наибольшую тревогу вызывают данные по уровню смертности населения - от подтвержденного ковида умирают более 1200 человек ежедневно. Воздействие короновируса на организм человека непредсказуемо и практически всегда требует длительного восстановления. Очевидно, что зачастую перенесенное человеком заболевание в отложенном периоде приводит к возникновению не менее тяжелого и опасного для жизни и здоровья этого человека иного заболевания. Качество его жизни снижается, теряется работоспособность. В масштабах страны тенденция по сокращению количества активно работающих граждан негативно влияет на общее развитие государства. Для перелома такой ситуации, для защиты жизни и здоровья граждан требуется проведение более активной фазы вакцинации. Коллективный иммунитет, несмотря на серьезные предпринимаемые меры по стимулированию и убеждению граждан пройти вакцинацию, не достиг 52%, что для предупреждения распространения ковида крайне недостаточно. Причем, достичь эффективного уровня иммунизации населения требуется в кротчайшие сроки, поскольку отсутствие такого уровня ведет к возникновению различного рода мутаций коронавируса, провоцируя очередной всплеск массового заражения в стране. Для борьбы с очередным витком заболевания потребуются новые научные разработки, дополнительные финансовые средства, огромные усилия медицинских работников и другие масштабные меры.
Следует отметить, что введение сертификатов (QR-кодов) не самоцель, это временный инструмент для выстраивания механизма государственного управления формирования предсказуемой санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с распространением ковида в стране, который направлен на снижение риска заражения граждан коронавирусной инфекцией, на охрану жизни и здоровья человека, а также на безопасность всех процессов жизнедеятельности страны.
Вместе с тем, представляется, что наличие у обладающих сертификатами привитых и переболевших граждан определенного количества антител, достаточного с научной точки зрения для обеспечения их безопасности, также может учитываться у граждан, официально не переболевших, но имеющих такой же уровень защитных антител, и сопровождаться выдачей им соответствующих сертификатов.
Комитет подчеркивает необходимость своевременного принятия необходимых для реализации положений законопроекта нормативных правовых актов, а также повсеместного информирования проживающих на территории Российской Федерации граждан о целях законопроекта и принимаемых мерах, в особенности, разъяснения о процедуре получения сертификатов потребуются проживающему в сельских и отдаленных районах России населению в отношении порядка обращения в МФЦ и получении от уполномоченной на то организации сертификата на бумажном носителе.
Учитывая изложенное, Комитет по промышленности и торговле поддерживает проект федерального закона N 17357-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.