Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 48134-8 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Часть 3 статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 289-ФЗ) предусматривает, что иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования (то есть указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Федеральным законом N 289-ФЗ) вступает в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, определенных в пунктах 1 и 2 этой части.
Вместе с тем, имеющаяся практика свидетельствует о необходимости обеспечения более оперативного вступления в силу некоторых иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования.
Так, например, речь идет об актах Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 102 и статей 102.1 Федерального закона N 289-ФЗ по определению случаев, при которых не применяется временное периодическое таможенное декларирование товаров, а также категории товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование.
Необходимо отметить, что применение вышеуказанных упрощенных порядков таможенное декларирования товаров, в числе прочих, позволяет переместить через таможенную границу Евразийского экономического союза товары с обходом мер таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся, в том числе, для целей стабилизации цен на внутреннем рынке Российской Федерации.
В частности, в ситуации, когда акт, устанавливающий ставки таможенных пошлин уже опубликован, но еще не введен в действие, применение, например, периодического таможенного декларирования позволяет подать декларацию на товары еще до вступления таких ставок таможенных пошлин в силу, "фиксируя" для таможенных правоотношений данный момент времени в отношении намеченных к последующему вывозу товаров.
Вследствие этого, с учетом пункта 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенных органов таможенной декларации, товары вывозятся без уплаты таможенных пошлин, даже если на дату фактического вывоза ставки таких таможенных пошлин уже вступает в силу.
В целях противодействия указанным негативным явлениям могут быть изданы постановления Правительства Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 102 и статьей 102.1 Федерального закона N 289-ФЗ в виде запрета на применение в отношении отдельных категорий товаров временного периодического таможенного декларирования, неполного таможенного декларирования и периодического таможенного декларирования.
Однако в силу части 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ такие запреты будут вступать в силу также с "отлагательным" сроком в тридцать дней, что исключает их применение в более оперативном режиме в целях противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей.
Речь может также идти о нормативных правовых: актах, регулирующих ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых такие ставки применяются, установление по которым "отлагательного" срока вступления в силу, предусмотренного частью 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ, существенно снижает эффективность таможенно-тарифного регулирования вывоза товаров, в особенности, когда соответствующие меры принимаются в целях стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке, поскольку приводит к ситуации, когда в период времени: между датами опубликования принятых ставок вывозных таможенных пошлин и их вступления в силу, отдельные хозяйствующие субъекты предпринимают кратное наращивание вывоза товаров без уплаты таможенных платежей.
В связи с вышеизложенным, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций" (далее - проект федерального закона) предусматривает изменения в части 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ, согласно которым иные сроки вступления в силу иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования устанавливаются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., и также положениям иных Международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных, форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона не повлечет изменения расходной части федерального бюджета и не окажет влияния на его доходную часть.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, но может оказать положительное влияние на поступления в его доходную часть в связи с минимизацией возможности применения схем .фактического уклонения от уплаты вывозных таможенных пошлин.
Перечень нормативно правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению и принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона ""О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления., изменения и принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.