Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 32-П.
Основой правового регулирования отношений в области осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционная охота, КМНС) является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее - Закон N 209-ФЗ).
Основным пробелом правового регулирования, содержащимся в Законе N 209-ФЗ, является отсутствие четких условий осуществления традиционной охоты гражданами, относящимися к КМНС, но постоянно не проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - КМН) и для которых традиционная хозяйственная деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности.
Указанное в совокупности с неопределенностью правового положения таких лиц, вытекающей из статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N 82-ФЗ), породило проблемы правоприменения, послужившие поводом для рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о конституционности части 1 статьи 3 Закона N 82-ФЗ и части 1 статьи 19 Закона N 209-ФЗ.
В целях устранения выявленных Конституционным Судом Российской Федерации пробелов правового регулирования и уточнения основ реализации права на традиционную охоту гражданами из числа КМНС законопроектом предлагается внести изменение в статью 3 Закона N 82-ФЗ, распространив действие данного закона на всех лиц, относящихся к КМН, вне зависимости от места их фактического проживания. При этом объем прав граждан из числа КМН конкретизируется отраслевым законодательством.
Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 19 Закона N 209-ФЗ.
Следуя указанию Конституционного Суда Российской Федерации, законопроект определяет пределы реализации права на осуществление традиционной охоты гражданами, относящимися к КМНС, но постоянно не проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
В статье 19 Закона N 209-ФЗ предлагается установить для лиц, относящихся к КМНС, но постоянно не проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, но сохраняющих связь с указанными местами, традициями и обычаями указанных народов, право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Такая охота будет осуществляться свободно, без каких-либо разрешений в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
В целях реализации предусмотренных законопроектом изменений потребуется издание подзаконных актов, чем обусловлено установление особого порядка его вступления в силу - по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах установленной предельной штатной численности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В целях реализации федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется издание приказа Минприроды России "О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. N 477".
Срок подготовки - 180 дней.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.