Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 49269-8 "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С начала действия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в соответствии с его положениями в российское гражданство принято более 7,3 млн. человек. Федеральный закон с учетом вносившихся в него изменений в целом обеспечивал необходимое регулирование отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации.
Тем не менее изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 г., обозначив приоритетные направления развития Российской Федерации, более остро поставили вопросы, накопившиеся за прошедшие со дня принятия указанного Федерального закона двадцать лет и касающиеся в том числе приобретения гражданства Российской Федерации лицами, родившимися в период существования СССР, и их детьми, гражданства детей в целом, отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации в связи с совершением преступлений, установления факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации.
Законопроект направлен на последовательную реализацию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
В законопроекте сохраняется концептуальный подход к пониманию института гражданства Российской Федерации как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Положения законопроекта ориентированы на предоставление гражданства Российской Федерации лицам, которые проживают в России, способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноценными членами российского общества.
В связи с этим гражданство Российской Федерации может предоставляться лицам, которые владеют русским языком, знают историю России и основы российского законодательства, обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и не представляют угрозу для безопасности и правопорядка Российской Федерации. Такой подход учитывает необходимость адаптации лица, претендующего на приобретение гражданства Российской Федерации, к жизни в российском обществе.
Одновременно законопроектом предусмотрено сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство Российской Федерации и признании российскими гражданами (далее - упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации).
Прежде всего речь идет о лицах, являющихся нашими соотечественниками - гражданами бывшего СССР, их детьми, участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В число лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации, включены также лица, которые имеют проживающих в России близких родственников - граждан Российской Федерации.
Лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах Государственной границы Российской Федерации), также получают право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации без прохождения процедуры признания их носителями русского языка.
Особо следует отметить обновленный институт признания гражданином Российской Федерации, который распространяется на более широкий круг лиц. Это не только граждане бывшего СССР, которые проживали на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. В соответствии с законопроектом российскими гражданами также могут быть признаны: лица, родившиеся на территории Российской Федерации (территории РСФСР) до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (территории РСФСР); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств. Согласно законопроекту наличие у этих лиц иностранного гражданства не является основанием для отказа в признании их гражданами Российской Федерации.
Возможность упрощенного приобретения гражданства Российской Федерации предусматривается также для лиц, которые до сих пор были вынуждены использовать непростую процедуру восстановления сроков подачи заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации через Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
В ведении Президента Российской Федерации предлагается оставить только прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке и распространить его на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами бывшего СССР, лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для Российской Федерации.
В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации наделяются МВД России и МИД России. Передача полномочия главы государства по принятию решений по вопросам гражданства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти сократит срок рассмотрения вопросов гражданства (с одного года в рамках действующего общего порядка приема в гражданство Российской Федерации до трех месяцев) и в целом обеспечит более логичное функционирование системы принятия этих решений.
Расширяются полномочия Президента Российской Федерации по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации. Президент Российской Федерации может определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях. К ним, в частности, могут быть отнесены граждане Белоруссии, Украины, Молдовы и Казахстана, указанные в действующем Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации", а также лица, принимаемые в гражданство Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" и "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке".
В категории лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации, не включены инвесторы и квалифицированные специалисты. Соответствующие положения Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не были востребованы на практике. Кроме того, концепция законопроекта не предполагает предоставления гражданства Российской Федерации на основании формальных критериев, не учитывающих наличия реальной связи лица, претендующего на приобретение российского гражданства, с Российской Федерацией. В целях исключения практики заключения фиктивных браков между иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации для приобретения российского гражданства упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации предусмотрено только для случаев наличия в браке общего ребенка.
Законопроект содержит положения, устанавливающие возможность упрощенного приобретения гражданства Российской Федерации лицами, которые получили паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации, но не приобрели российское гражданство в установленном порядке. Данные положения концептуально схожи с положениями действующего Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Однако в законопроекте содержатся новации: его положения в этой части распространяются на лиц, которые получили паспорт гражданина Российской Федерации до дня вступления в силу положений законопроекта (в настоящее время - до 1 января 2010 г.). При этом наличие у них иностранного гражданства или документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, не является основанием для отказа в приеме в гражданство Российской Федерации.
Вместо отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации вводится институт прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решений о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации, предлагается передать МВД России, что обеспечит применение единого механизма добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. В отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, решения о прекращении гражданства Российской Федерации, как и ранее, будут приниматься МИДом России.
В соответствии с законопроектом Президент Российской Федерации принимает решения о прекращении гражданства Российской Федерации детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновленных (удочеренных) ими, независимо от места проживания таких детей в целях обеспечения защиты их прав и интересов. Все лица, гражданство Российской Федерации которых было прекращено по инициативе их родителей (усыновителей), имеют право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации в течение пяти лет после достижения возраста 18 лет.
Прекращение гражданства Российской Федерации по всем иным основаниям (совершение преступления, использование подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений) подлежит обязательному согласованию с Президентом Российской Федерации. Это позволит повысить уровень защищенности граждан Российской Федерации в связи с принятием в отношении их решений о прекращении гражданства Российской Федерации и учесть все обстоятельства при принятии таких решений.
Законопроект устанавливает десятилетний срок, по окончании которого нельзя будет принять решение о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство Российской Федерации.
Законопроектом расширяется перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наряду с преступлениями террористической направленности, в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В случае прекращения гражданства Российской Федерации в связи с совершением таких преступлений установленный десятилетний срок применяться не будет.
В законопроекте урегулирован вопрос оформления гражданства Российской Федерации (подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации по рождению) и предусмотрена выдача лицу, не достигшему возраста 14 лет, документа, подтверждающего наличие гражданства Российской Федерации.
Определены основания и порядок установления факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. Предусмотрено, что информация об установлении факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации должна вноситься в банк данных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и включаться в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации. В соответствии с законопроектом установление факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации имеет статус самостоятельного решения по вопросам гражданства Российской Федерации, что предполагает возможность его обжалования в судебном порядке.
Законопроект содержит положения об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации и гражданство Российской Федерации, - паспорте гражданина Российской Федерации. Установлены сроки действия паспорта, основания признания его недействительным, случаи и условия его изъятия, предусмотрена возможность оформления паспорта в виде документа, содержащего электронный носитель информации. Порядок установления факта оформления паспорта на основании поддельных, подложных или недействительных документов либо заведомо ложных сведений определяется нормативным правовым актом МВД России.
Урегулированы вопросы, касающиеся порядка и процедуры рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено, что в случае наличия в заявлении по вопросам гражданства Российской Федерации описок и опечаток оно может быть возвращено заявителю для их устранения без отклонения заявления. Кроме того, уточняются правила повторного обращения с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации после отклонения предыдущего, указываются виды решений по вопросам гражданства Российской Федерации, определяются порядок и сроки их принятия, сроки вступления в силу, а также устанавливаются правила определения дат приобретения гражданства Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта позволит актуализировать законодательство о гражданстве Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, а также повысить эффективность правоприменительной практики в указанной области.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.