Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2011, N 25, ст. 3534; N 45, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 48, ст. 6659; 2015, N 29, ст. 4339; 2016, N 27, ст. 4215; 2018, N 32, ст. 5089; 2019, N 48, ст. 6739; 2021, N 22, ст. 3677) следующие изменения:
1) статью 7 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
7. Под автономным судном в настоящем Кодексе понимается самоходное судно, процессы управления которым частично или полностью осуществляются в автоматическом режиме без участия членов экипажа судна. В зависимости от степени автономности автономное судно может быть:
1) полу автономным судном, если судно способно осуществлять плавание без постоянного контроля за судовыми машинами, механизмами и приборами со стороны экипажа судна (без несения ходовой вахты), а также без постоянного управления движением судна силами экипажа судна, который ведет общее наблюдение за судном и в случае необходимости осуществляет управление судном, его машинами и механизмами, или без управления движением судна силами экипажа судна, который ведет общее наблюдение за судном и в случае необходимости принимает меры по восстановлению нормальной работы судовых машин, механизмов и приборов;
2) полностью автономным судном, если судно способно осуществлять плавание без экипажа на борту при непрерывном наблюдении за судном и управлении его движением внешним экипажем, находящимся вне судна, или без непрерывного наблюдения за судном и управления его движением.";
3) абзац первый пункта 2 статьи 24 после слова "издают" дополнить словами "(в том числе в отношении автономных судов и судов для перевозки специального персонала)";
4) статью 25 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал ведутся судовладельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи журналы, а также иные предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту автономного судна и предъявляются судовладельцем в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 79 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.";
5) статью 27 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Судовой билет маломерного полностью автономного судна может не находиться на борту судна и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявляется судовладельцем в электронном виде.
4. Маломерное полностью автономное судно не должно иметь судовую роль, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.";
6) в статье 33:
а) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"Маломерные автономные суда, используемые в коммерческих целях, могут быть зарегистрированы в соответствии с подпунктом 9 пункта 7 настоящей статьи.";
б) пункт 7 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) автономные суда, используемые в целях торгового мореплавания.";
7) в главе IV:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"
Глава IV. Экипаж судна. Внешний экипаж. Капитан судна. Специальный персонал
";
б) в статье 52:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В состав экипажа судна, за исключением полностью автономного судна, входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. Члены экипажа полуавтономного судна могут совмещать выполнение различных функций при соблюдении установленного режима труда и отдыха и при наличии необходимой для выполнения таких функций квалификации.
Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж. В состав внешнего экипажа автономного судна входят специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса. Требования к численности и квалификации членов внешних экипажей автономных судов (в зависимости от типов таких судов и степени их автономности) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
пункт 2 после слов "командному составу судна" дополнить словами "(при наличии)";
пункт 3 после слов "Судовая команда" дополнить словами "(при наличии)";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
4. Экипаж маломерного судна, за исключением маломерного полностью автономного судна, может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна. Маломерное полностью автономное судно имеет только внешний экипаж.";
в) в статье 53:
абзац первый пункта 1 после слов "Каждое судно" дополнить словами за исключением полностью автономного судна,";
в пункте 2:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания:
"Положение о минимальном составе экипажа судна должно учитывать степень автономности автономного судна.";
дополнить абзацем следующего содержания:
"В отношении полностью автономного судна выдается свидетельство о минимальном составе внешнего экипажа судна, обеспечивающего безопасность.";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
3. Внешний экипаж автономного судна формируется в соответствии с положениями главы VI.1 настоящего Кодекса.";
г) статью 61 изложить в следующей редакции:
"
Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна
1. На капитана судна (за исключением полностью автономного судна) возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
2. Управление полностью автономным судном, в том числе судовождение, осуществляется в соответствии с положениями главы VI.1 настоящего Кодекса.
3. Капитан судна для перевозки специального персонала после получения от судовладельца информации о специальном персонале, который планируется перевезти (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, должность, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность), составляет список, содержащий следующие сведения:
1) о судне:
название судна;
идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией (при наличии);
наименование судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) (для граждан Российской Федерации);
государство, под флагом которого судну предоставлено право плавания;
позывной сигнал судна;
2) о лицах, относящихся к специальному персоналу, указанных в пункте 1 статьи 73.1 настоящего Кодекса:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
гражданство;
должность;
дата и место рождения;
вид и номер документа, удостоверяющего личность.
4. Список, указанный в пункте 3 настоящей статьи, заполняется с использованием технических средств или от руки разборчивым почерком и заверяется подписью капитана судна и судовой печатью (при наличии).
5. Капитаном судна или уполномоченным им лицом не допускается к перевозке лицо, относящееся к специальному персоналу, не предъявившее документ, удостоверяющий личность, или предъявившее документ, не соответствующий сведениям, указанным в пункте 3 настоящей статьи, а также лицо, находящееся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения.";
д) статью 73 изложить в следующей редакции:
"
Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна
1. В случае смерти, болезни капитана судна или иных причин, препятствующих выполнению капитаном судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.
2. В случае смерти, болезни капитана судна или иных причин, препятствующих выполнению капитаном полуавтономного судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана полуавтономного судна по решению судовладельца полуавтономного судна возлагаются на члена экипажа полуавтономного судна, имеющего необходимую для выполнения соответствующих функций квалификацию.";
е) дополнить параграфом 3 следующего содержания:
"
§ 3. Специальный персонал
Статья 73.1. Специальный персонал
1. Лица, относящиеся к специальному персоналу:
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов или выполнения работ на этих судах, а также лица, следующие на автономные суда для выполнения работ, в том числе по обслуживанию таких судов, и управления такими судами.
2. Перевозка специального персонала допускается на судне, имеющем свидетельство судна для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие такого судна правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, в части требований к судам для перевозки специального персонала, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом в пределах полномочий, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Кодекса, либо на судне, имеющем пассажирское свидетельство, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Статья 73.2. Обязанности и права судовладельца, на судах которого осуществляется перевозка специального персонала
1. Судовладелец судна для перевозки специального персонала обеспечивает выполнение требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, с учетом нахождения на борту судна лиц, относящихся к специальному персоналу.
2. Судовладелец вправе отказать в перевозке специального персонала в случае, если количество лиц, относящихся к специальному персоналу, превышает количество индивидуальных и коллективных спасательных средств на судне, а также количество мест, предусмотренных для размещения на судне.";
8) в пункте 1 статьи 90:
а) в абзаце первом слова "капитан судна" заменить словом "судно";
б) абзац второй после слов "Капитан судна" дополнить словами (судовладелец полностью автономного судна)";
9) в статье 91:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна или судовладелец полностью автономного судна может пользоваться услугами лоцмана, если сочтет это необходимым.";
б) пункт 3 после слов "капитан судна" дополнить словами "(судовладелец полностью автономного судна)";
10) в статье 93:
а) пункт 1 после слов "капитану судна" дополнить словами "(при его наличии)";
б) пункт 2 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или судовладелец полностью автономного судна";
11) пункт 1 статьи 94 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или судовладелец полностью автономного судна";
12) в статье 95:
а) наименование после слов "капитаном судна" дополнить словами "или судовладельцем полностью автономного судна";
б) в пункте 1:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания:
"Судовладелец полностью автономного судна заблаговременно обеспечивает предоставление лоцману точных данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую представителем судовладельца автономного судна.";
абзац второй после слов "капитана судна" дополнить словами "или от судовладельца полностью автономного судна (его представителя)";
в) пункт 2 после слов "капитан судна" дополнить словами "или судовладелец полностью автономного судна";
13) дополнить главой VI.1 следующего содержания:
"
Глава VI.1. Особенности эксплуатации автономных судов
Статья 106.1. Управление автономным судном
1. В зависимости от степени автономности автономного судна управление таким судном, в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды, осуществляется под наблюдением экипажа судна (при его наличии) и под наблюдением внешнего экипажа, находящегося вне судна, в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Судовладелец автономного судна может поручить компетентной в области автономного судоходства организации осуществление наблюдения за автономным судном и управления автономным судном внешним экипажем такой организации, находящимся вне судна, при этом ответственность за невыполнение требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, в любом случае несет судовладелец.
2. Судовладелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном и в случае необходимости управления таким судном внешним экипажем, находящимся вне судна.
3. Полностью автономное судно, степень автономности которого позволяет такому судну осуществлять самостоятельное плавание от места отправления до места назначения, обеспечивать безопасность плавания и защиту морской среды без непрерывного наблюдения и управления, освобождается от выполнения требования по осуществлению непрерывного наблюдения за таким судном и управления таким судном внешним экипажем.
4. Судовладелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна и его мореходное состояние в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья и сохранности имущества третьих лиц.
Статья 106.2. Обязанность судовладельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности судовладелец автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, грузов и другого имущества, а также по поддержанию судна в мореходном состоянии.
Статья 106.3. Представление интересов судовладельца и грузовладельца автономного судна
Интересы судовладельца автономного судна и грузовладельца такого судна представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 106.4. Лоцманская проводка автономного судна
1. Судовладелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления таким судном. При длительности лоцманской проводки автономного судна более четырех часов на таком судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя (представителей) судовладельца полностью автономного судна, имеющего (имеющих) достаточную квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна указанного лица (лиц). Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю судовладельца полностью автономного судна.
2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
3. Лоцман не вправе без согласия представителя судовладельца полностью автономного судна оставить это судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.
4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность судовладельца полностью автономного судна и его представителя на судне за безопасное управление полностью автономным судном.
5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана представитель судовладельца полностью автономного судна вправе в целях безопасности плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, представитель судовладельца полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
6. Особенности лоцманской проводки автономных судов устанавливаются положением, указанным в пункте 2 статьи 87 настоящего Кодекса.
Статья 106.5. Внешний экипаж автономного судна
Дистанционное управление автономным судном или оказание помощи в управлении полуавтономным судном экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж, в состав которого входят специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы, обучению и профессиональной подготовке членов внешних экипажей автономных судов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Статья 106.6. Компетентная в области автономного судоходства организация
1. Под компетентной в области автономного судоходства организацией в настоящем Кодексе понимается юридическое лицо, имеющее в своем распоряжении технические средства по управлению автономными судами, освидетельствованными в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 106.5 настоящего Кодекса, в количестве, достаточном для непрерывного выполнения функций по управлению автономными судами с учетом соблюдения требований режима труда и отдыха, и соответствующее утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.
Статья 106.7. Ответственность за возможное причинение вреда автономным судном
1. Судовладелец и собственник автономного судна несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации ответственность за возможное причинение вреда третьим лицам, окружающей среде, а также охраняемым общественным интересам вследствие эксплуатации такого судна или в связи с его эксплуатацией с учетом ограничения ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Особенности страхования или иного финансового обеспечения ответственности судовладельца и собственника автономного судна устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 106.8. Правовой статус члена внешнего экипажа автономного судна и капитана автономного судна
1. Член внешнего экипажа автономного судна дает рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения судна. Окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает его капитан, находящийся на борту полуавтономного судна.
2. Член внешнего экипажа полностью автономного судна при управлении таким судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности судна и защиты морской среды от загрязнения.
Статья 106.9. Перевозки грузов и пассажиров автономными судами
1. Перевозки грузов автономными судами осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Судовладелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором морской перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за мореходное состояние судна, безопасную перевозку груза в соответствии с договором морской перевозки.
2. Перевозка пассажиров автономными судами не допускается.";
14) пункт 1 статьи 124 после слов "укомплектовать его экипажем" дополнить словами "(а также внешним экипажем - для автономного судна) , дополнить предложением следующего содержания:
"При перевозке груза на автономном судне перевозчик обязан укомплектовать внешний экипаж для безопасного управления автономным судном.";
15) в статье 153:
а) в пункте 2 слова "капитан судна вправе выгрузить груз" заменить словами "перевозчик вправе выгрузить груз", слова "по мнению капитана судна" заменить словами "по мнению перевозчика";
б) в пункте 3 слова "капитан судна" заменить словом "перевозчик", слова "Капитан судна" заменить словом "Перевозчик";
16) в статье 203:
а) пункт 1 после слов "по укомплектованию судна экипажем" дополнить словами "(а также внешним экипажем - для автономного судна)";
б) пункт 3 дополнить словами "(при наличии)";
17) статью 206 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Члены внешнего экипажа автономного судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению и распорядку работы. Для членов внешнего экипажа автономного судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.";
18) в статье 338 первое предложение после слов "Капитан судна" дополнить словами "или член внешнего экипажа полностью автономного судна";
19) пункт 1 статьи 394 после слов "капитан судна" дополнить словами "или судовладелец автономного судна";
20) пункт 1 статьи 399 после слов "капитан судна" дополнить словами "или судовладелец", дополнить словами "(при наличии)";
21) статью 400 изложить в следующей редакции:
"
Статья 400. Составление акта о морском протесте
Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна или судовладельца автономного судна, данных судового журнала (при наличии), опроса капитана судна (при наличии) и в случае необходимости других членов экипажа судна (при наличии) или на основании иных представленных судовладельцем автономного судна доказательств составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 48133-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.