Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 50212-8 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы осуществления торговой деятельности посредством использования сети "Интернет".
Оборот интернет-торговли неуклонно растет. Особенно сильный рывок в данной сфере произошел на фоне пандемии. В 2020 году рост интернет-торговли в России составил 58%, а прирост новых покупателей в онлайне - 10 млн. человек. Значительно вырос спрос и на "облачные" услуги.
В этой связи крайне актуальны вопросы, связанные с правовой регламентацией интернет-торговли. В настоящее время отсутствие должного правового регулирования данной сферы приводит к многочисленным нарушениям прав потребителей, к распространению мошеннических схем, связанных с покупкой товаров или оплатой услуг онлайн.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр).
Перечисленные в статье 15.1 Закона N 149-ФЗ основания включения в реестр недостаточны для решения проблем, возникающих при покупке товаров и услуг онлайн.
В обороте регулярно появляются новые объекты в области финансовых услуг и финансовых инструментов инвестирования, лекарственные средства, в том числе вакцины, продукты питания и т.д. Участились случаи предложения работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации. С учетом скорости развития интернет-торговли законодатель порой лишен возможности своевременно вносить необходимые изменения в действующее законодательство, успевать за реально складывающимися экономическими отношениями.
Представляется, что наиболее эффективным решением проблемы является установление общих запретов и ограничений на любой вид продукции, товара или услуги, которые не соответствуют требованиям российского законодательства.
Законопроектом вносятся изменения в статью 15.1 Закона N 149-ФЗ, предусматривающие возможность блокировки функционирования сайтов в сети "Интернет" посредством внесения отдельных страниц сайтов, доменных имен или сетевых адресов в реестр, в случае, если на таких сайтах содержится информация о торговле товарами или услугами, производство или реализация которых не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части безопасности продукции, маркировки или иной системы прослеживаемости товаров, и (или) сертификации, государственной регистрации или иной оценки соответствия, и (или) лицензирования или иных специальных разрешений, а также иных подобных специальных разрешений и (или) процедур.
Учитывая, что предлагаемая законопроектом блокировка работы сайтов посредством их внесения в реестр является жесткой мерой реагирования, а регулируемые отношения не имеют такого же уровня общественной опасности, как поименованные в статье 15.1 Закона N 149-ФЗ, предлагается установить право владельцев сайтов в сети "Интернет" самостоятельно удалять информацию, содержащую признаки запрещенной, в течение 48 часов после получения соответствующего предупреждения.
Такой срок будет также способствовать возникновению у владельцев сайтов в сети "Интернет" возможности своевременно обнаруживать конкретные страницы, которые подпадают под нарушения. Данное проектируемое законопроектом положение является актуальным с учетом имеющейся практики применения Закона N 149-ФЗ, подтверждающей, что уполномоченные государственные органы не всегда указывают конкретные адреса страниц сайтов, а ограничиваются ссылками на основное доменное имя.
Законопроектом одновременно вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Положения законопроекта полностью соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" в части корректировки положений о порядке и условиях принятия федеральными органами исполнительной власти решений применительно к информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.