Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 23 декабря 2021 г. N 3.8-04/6083
по проекту федерального закона N 27390-8 "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2021 года.
Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 6 декабря 2021 года.
Федеральный закон ратифицирует Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция), подписанную в г. Кишиневе 7 октября 2002 года Договаривающимися Сторонами: Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Украиной, Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Грузией.
Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 года после получения соответствующих уведомлений от Белоруссии, Азербайджана и Казахстана, 19 февраля 2005 года от Армении, 12 июля 2020 года к Конвенции присоединился Узбекистан.
Действие Конвенции распространяется и на правоотношения, возникшие до ее вступления (статья 122 Конвенции).
Конвенция призвана обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на их территориях, надежную правовую защиту личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон.
Также Конвенция направлена на развитие сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
В частности, статьей 29 Конвенции определяются условия заключения для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющихся их постоянным местом жительства. Личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство.
Конвенцией закреплено положение, устанавливающее, что установление и оспаривание отцовства или материнства определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, при невозможности определения его принадлежности к гражданству - по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой ребенок является по рождению (статья 34).
Статьей 35 Конвенции устанавливается положение о том, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок.
По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает ребенок.
В соответствии со статьей 36 Конвенции установление опеки или отмены опеки и попечительства производится по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
Согласно статье 40 усыновление или его отмена осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. В случае, если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, то при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является.
Конвенция действует в течение пяти лет с даты ее вступления в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на новый пятилетний период.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция для ее вступления в силу в Российской Федерации подлежит ратификации, поскольку содержит иные правила, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, а также в связи с тем, что предметом Конвенции являются основные права и свободы человека и гражданина.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация положений Федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.