Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 декабря 2021 г. N 3.5-04/2427
по проекту федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2021 года, и по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации с учетом положений Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года в целях создания механизма регулирования подъема и удаления затонувшего имущества.
Согласно положениям Закона, под удалением затонувшего имущества понимаются его подъем из воды, транспортировка и уничтожение любым безопасным способом, а также снятие судна с мели. При этом удалению подлежит имущество, которое создает угрозу безопасности мореплавания, а также причинения ущерба морской среде загрязнением, препятствует осуществлению рыболовства и аквакультуре (рыбоводству) либо затрудняет строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей и подводных трубопроводов.
Также Законом устанавливается, что собственник судна вместимостью 300 расчетных единиц и более для покрытия своей ответственности за удаление затонувшего судна должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение такой ответственности.
Удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, обеспечивается собственником такого имущества.
При этом Законом предусматриваются основания утраты собственником затонувшего судна, который своевременно не начал его удаление, права собственности на такое судно, а также устанавливается, что право собственности на затонувшее судно возникает у субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее судно. Также собственностью субъекта Российской Федерации предлагается считать судно в случае, если в соответствующем реестре судов отсутствует информация о собственнике судна, либо если собственником затонувшего судна являлось юридическое лицо, которое ликвидировано.
В этих случаях удаление осуществляется администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.
При этом удаление осуществляется в отношении затонувшего имущества, включенного в перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с субъектом Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.
Правила разработки и утверждения перечня затонувшего имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Закону затонувшее имущество, включенное в перечень затонувшего имущества, должно быть обязательно удалено до 2031 года.
Администрация морских портов имеет право возместить затраты на удаление затонувшего судна за счет продажи затонувшего имущества в части расходов, не покрытых организацией, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувшего судна, или собственником затонувшего судна, если право собственности на затонувшее судно перешло к субъекту Российской Федерации.
Законом определяется порядок финансирования мероприятий по удалению затонувших судов и закрепляется возможность возмещения расходов администраций морских портов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанных с удалением затонувшего имущества.
При этом предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по удалению и утилизации затонувшего имущества в размере разницы между затратами на подъем и утилизацию затонувшего имущества и доходами от реализации указанного имущества, в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Реализация указанных положений предусматривает расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом, как отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, необходимый объем финансирования для подъема затонувших судов можно определить только после проведения обследования и составления проекта судоподъема, на которые также потребуются дополнительные финансовые средства.
В настоящее время подготовлен план мероприятий ("дорожная карта") по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов, средства на финансирование которого предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Принятие Закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Предполагается поэтапное вступление Закона в силу.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.