Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 23 декабря 2021 г. N 3.6-03/4317
по проекту федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об удалении затонувшего имущества) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 2021 года (проект N 1219892-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон принят в целях установления законодательного регулирования отношений в области защиты окружающей среды от негативного воздействия затопления судов или иного имущества на море.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации дополняется статьями, которые регулируют удаление имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации или в акватории Северного морского пути.
Под удалением затонувшего имущества понимаются его подъем из воды, транспортировка и последующая утилизация или уничтожение любым безопасным способом.
Устанавливается обязанность судовладельца судна направлять капитану морского порта сообщение, содержащее данные о затонувшем или затопленном имуществе, в том числе данные о собственнике затонувшего имущества; точное местонахождение затонувшего судна и (или) иного имущества и его характеристики для дальнейшего извещения им органов государственной власти с целью издания распоряжения или требования об условиях удаления затонувшего имущества. В случае если собственник затонувшего имущества не известен, капитан морского порта публикует информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям".
Удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, обеспечивается собственником такого имущества или в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.
При этом предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по удалению и утилизации затонувшего имущества. Софинансирование расходных обязательств планируется осуществлять в размере разницы между затратами на удаление и утилизацию затонувшего имущества и доходами от реализации означенного имущества в порядке и на условиях, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.
Предусматривается страхование или иное финансовое обеспечение ответственности собственником для покрытия своей ответственности в связи с удалением затонувших судов. Выдача свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности будет осуществляться в отношении каждого судна капитаном морского порта, осуществляющего государственную регистрацию судов.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеют право требовать возмещения понесенных затрат на удаление затонувшего судна от организации, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение ответственности в связи с удалением затонувшего судна, или от собственника затонувшего судна (бывшего собственника затонувшего судна).
Если затонувшее судно зарегистрировано под флагом иностранного государства, то капитан морского порта направляет в государство регистрации затонувшего судна извещение о необходимости исключения затонувшего судна из государственного реестра этого государства.
В случае если по истечении тридцати календарных дней не получен ответ от государства регистрации затонувшего судна, такое судно считается исключенным из реестра государственной регистрации затонувшего судна, о чем капитан морского порта направляет уведомление государству регистрации затонувшего судна.
До 1 марта 2022 года федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта, утверждает перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным (далее - перечень затонувшего имущества), и уведомляет собственников такого имущества о необходимости удаления затонувшего имущества, а также направляет указанный перечень в соответствующие субъекты Российской Федерации. В случае если собственник затонувшего имущества, включенного в перечень затонувшего имущества, неизвестен, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта, и уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества.
Перечень затонувшего имущества подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, а также с высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации в части списка затонувшего имущества, подлежащего удалению, и сроков выполнения работ по его удалению.
В случае если собственник затонувшего судна, включенного в перечень затонувшего имущества, до 1 июня 2022 года не направит капитану морского порта извещение о намерении удалить затонувшее имущество, такой собственник утрачивает право собственности на затонувшее судно. В этом случае затонувшее судно считается погибшим и исключается из соответствующего реестра судов без согласия лица, утратившего право собственности на такое судно. Указанное судно не подлежит государственной регистрации. Право собственности на данное судно возникает у субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее судно. Лицо, утратившее право собственности на затонувшее судно, вправе восстановить право собственности на такое судно в суде.
Затонувшее имущество, включенное в перечень затонувшего имущества, подлежит удалению со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2031 года.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.