Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1170003-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу уточнения обязанностей эксперта)", внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается возложить на эксперта обязанность одновременно с направлением заключения в суд направлять его копии лицам, участвующим в деле. С этой целью проектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статью 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и статью 16 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Обращаем внимание, что предлагаемые законопроектом изменения, обязывающие эксперта направлять копии заключения лицам, участвующим в деле, не отвечают задачам государственной судебно-экспертной деятельности, состоящим в оказании содействия судам и иным органам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний (статьи 2 Федерального закона N 73-ФЗ).
Следует также учесть, что предлагаемые изменения сопряжены с расходами эксперта на исполнение обязанности по направлению копий заключения участвующим в деле лицам, которые повлекут увеличение судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в суде, что будет дополнительной нагрузкой для проигравшей стороны.
При этом законопроект не учитывает установленный соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации порядок составления экспертного заключения при производстве экспертизы несколькими экспертами - комплексной или комиссионной экспертизы, оставляя не урегулированными, например, следующие вопросы: на кого из экспертов, участвующих в проведении такой экспертизы, может быть возложена обязанность направлять копии заключения лицам, участвующим в деле, должны ли направляться в том числе отдельные заключения по вопросам, вызвавшим разногласия, за чей счет будет осуществляться изготовление копий и их направление лицам, участвующим в деле, тем более что перечень лиц, участвующих в деле, может быть достаточно широк.
Также в проекте не учтено, что предоставление эксперту каких-либо данных о лицах, участвующих в деле, в том числе необходимых для рассылки копий экспертизы, процессуальным законодательством не предусмотрено. Исключение составляет статья 80 ГПК РФ, часть первая которой обязывает суд указывать в определении о назначении экспертизы наименования сторон по рассматриваемому делу. При этом в соответствующих статьях АПК РФ такого требования не содержится.
Принимая во внимание вышеизложенное и исходя из того, что руководство процессом осуществляет арбитражный суд (суд), который создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, а также назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний (часть 3 статьи 9 и часть 1 статьи 82 АПК РФ, часть 2 статьи 12 и часть 1 статьи 79 ГПК РФ), полагаем, что вопрос о возложении или не возложении на эксперта обязанности по направлению копий заключения лицам, участвующим в деле, необходимо оставить на усмотрение суда.
Кроме того, лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с материалами судебного дела, а процессуальное законодательство не исключает возможности совершения судом соответствующих действий.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.