Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1180971-7 "О внесении изменения в статью 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части уточнения порядка ротации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации) внесен депутатами Государственной Думы М.С. Шереметом, А.А. Журавлевым
(утв. решением Комитета от 7 декабря 2021 г. N 8/2)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1180971-7 "О внесении изменения в статью 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается закрепить на федеральном уровне норму, в соответствии с которой перечень должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации формируются на основе предложений руководителей государственных органов субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим регулированием указанные перечень должностей и план утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, без конкретизации требований к порядку их формирования.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. В соответствии с нормой подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Статья 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" предусматривает, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацам 2 и 6 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Полномочие по установлению перечня должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации, является полномочием субъектов Российской Федерации и не относится к предметам ведения Федерального закона N 184-ФЗ, что подтверждается в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 64-АПГ13-5: "план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждается только нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Указанная норма права является императивной и иного толкования закона не допускает".
Таким образом, вопросы, связанные с организацией и проведением ротации в субъектах Российской Федерации, в том числе ее законодательным закреплением, каждый субъект Российской Федерации решает самостоятельно. Степень развития законодательства в сфере ротации в субъектах федерации различается, не все субъекты Российской Федерации обладают достаточной правовой базой для организации и проведения ротации, однако полное и детальное регулирование механизма ротации государственных гражданских служащих субъектов должно определяться законодательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, предлагаемая законопроектом норма должна быть урегулирована нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, внесение изменений в федеральное законодательство является избыточным.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П отмечается, что при принятии и изменении законодательства должен соблюдаться "принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм".
Принимая во внимание данный принцип и вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендует отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.