Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 1184183-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, Е.Г. Зленко, Т.А. Гигель, В.Ф. Новожиловым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 1184183-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее - законопроект), внесенный сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, Е.Г. Зленко, Т.А. Гигель, В.Ф. Новожиловым.
Законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных требований к содержанию и выгулу домашних животных, направленных на "обеспечение безопасности граждан, животных, сохранности имущества, реализацию ветеринарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, обеспечение надлежащего ухода за домашними животными и недопущение жестокого обращения с ними, учет исторических и культурных традиций, а также климатических условий".
Статьей 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлены требования к содержанию домашних животных. Данной статьей установлены специальные требования к содержанию и выгулу домашних животных.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона, при выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Законопроектом предлагается дополнить указанные требования дополнительными требованиями к содержанию и выгулу домашних животных, при этом каждый субъект Российской Федерации будет принимать свои требования, учитывающие "исторические и культурные традиции, а также климатические условия".
Безусловно, усиление правового регулирование отношений в области обращения с животными будет способствовать более эффективной защите животных от жестокого обращения, укреплению нравственности, соблюдению принципов гуманности, обеспечению безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает возможным принять законопроект в первом чтении. В то же время, Комитет полагает целесообразным отметить ряд замечаний к представленной редакции законопроекта.
Комитет обращает внимание, что обязанность по установлению правил содержания животных определена статьей 2.4 Закона "О ветеринарии" ("Ветеринарные правила содержания животных"). Указанная норма действует с августа 2015 г.
Согласно указанной статье, ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.
Таким образом, правила содержания домашних животных могут быть также установлены в ветеринарных правилах содержания животных. Указанные правила устанавливает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и до настоящего времени правила в отношении домашних животных не установлены.
В этой связи, существует опасность злоупотребления правом со стороны органов государственной власти при установлении правил содержания животных и их выгула.
Например, как указано в пояснительной записке "субъекты Российской Федерации смогут устанавливать предельное количество домашних животных в местах содержания животных, а также запрет на использование общих помещений многоквартирных жилых домов для содержания домашних животных, в целях обеспечения безопасности граждан, устанавливать требования к длине поводка для собаки, запрет на выгул домашних животных лицам, находящимся в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения, запрет на выгул домашних животных, требующих особой ответственности владельца, лицам в возрасте до 14 лет, а также устанавливать требования, обеспечивающие защиту домашних животных от жестокого обращения".
В то же время, произвольное установление правил содержания животных и их выгула может существенно ограничить гражданские права владельцев животных. Например, не ясно исходя из каких конкретных и обоснованных критериев субъекты Российской Федерации смогут определять предельно возможное количество животных допустимых к содержанию в квартире многоквартирного дома.
Кроме того, не ясно, на основании каких критериев субъект Российской Федерации сможет определять границы достаточности требований, направленных на обеспечение безопасности граждан, животных, сохранности имущества, при этом необоснованно не ущемляя интересов граждан, которые владеют домашними животными.
Также, неясно что в законопроекте понимается под "учетом исторических и культурных традиций" в контексте регулируемых Федеральным законом отношений.
Необходимо учитывать, что правовые нормы должны отвечать требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, обеспечивать единообразное понимание и толкование правовой нормы всеми правоприменителями. В то же время, неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
В этой связи, Комитет отмечает необходимость корректировки ко второму чтению разрабатываемых норм, с учетом требований действующего законодательства и замечаний Комитета.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1184183-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, Е.Г. Зленко, Т.А. Гигель, В.Ф. Новожиловым, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.