Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности, земельным и имущественным отношениям
по проекту федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) - внесён Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается снятие ограничения на предоставление в собственность земельных участков, расположенных в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - ЗСО) путём внесения соответствующих изменений в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пояснительной запиской принятие законопроекта будет способствовать поступлению в местные бюджеты дополнительных доходов от передачи земельных участков в собственность.
Согласно действующей редакции подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в первом и втором поясах ЗСО, ограничены в обороте. Согласно пункту 2 указанной статьи земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Необходимо отметить, что подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации введён Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". До его принятия ограничение оборота земельных участков, расположенных в первом и втором поясах ЗСО, не предусматривалось. Таким образом, в течение продолжительного периода времени указанные земельные участки свободно участвовали в обороте.
Ограничение режима использования и оборота существенным образом не отразилось на заинтересованности граждан и юридических лиц в использовании указанных земельных участков. Наоборот велось активное использование указанных участков, в том числе, строительство на них. В частности, согласно материалам к законопроекту в границах второго пояса ЗСО в Московской области построено 7466 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5255 индивидуальных жилых домов, 2153 объекта нежилого назначения, включая промышленные объекты, объекты торговли и логистические комплексы. При этом, собственники подобных объектов на территории всей Российской Федерации не могут оформить земельные участки в собственность в случае, если такие участки им были предоставлены в аренду, что ставит их в неравное положение по сравнению с лицами, у которых оформлены права собственности на земельные участки.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В этой связи представляется необоснованным ограничивать право граждан и юридических лиц, которые в соответствии с законодательством осуществили строительство объектов капитального строительства, лишать возможности приобрести в собственность земельные участки под такими объектами.
Комитет считает также необходимым подчеркнуть, что вовлечение в оборот земельных участков границах ЗСО должно обеспечиваться с учетом обязательного соблюдения правового режима таких зон, в том числе, установленных в соответствии с законодательством ограничений использования земельных участков До принятия Федерального закона от 3 августа 2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) полномочиями по определению границ и правового режима ЗСО обладали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких ЗСО санитарным правилам. Таким образом, каждый субъект Российской Федерации в соответствующем нормативном акте самостоятельно определял границы и режим ЗСО.
Федеральный закон N 342-ФЗ внёс системные изменения в законодательство в части регулирования зон с особыми условиями территории (далее - ЗОУИТ). После его принятия полномочиями по определению границ и правового режима, в том числе ЗСО, наделено Правительство Российской Федерации. Так, в соответствии со статьёй 106 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации утверждается положение о соответствующей ЗОУИТ, которым, в частности, определяются правила определения размеров таких зон, перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в их границах.
Таким образом, установленный действующим законодательством механизм определения правового режим ЗСО позволяет унифицировать процесс упорядочивания земельных отношений в границах данной зоны на территории всей страны, исключая возможность предоставления необоснованных преференций в правах на использование земельных участков в границах поясов ЗОС в различных субъектах Российской Федерации.
Комитет также отмечает, что действующее земельное законодательство не содержит положений, которые ограничивают возможность использования земельного участка в зависимости от вида прав на него. Это означает, что как собственник, так и арендатор земельного участка могут реализовать весь объем прав по использованию земельного участка, предоставленный ему с учетом целевого назначения земельного участка (категории земель и видов разрешенного использования), а также ограничений, определённых в соответствии с земельным законодательством.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" и рекомендует его к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.