Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики".
Предлагаемые законопроектом изменения подготовлены по результатам анализа более чем четырехлетней практики применения Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), а также обращений уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления и обращений граждан по проблемам его реализации.
Законопроектом предусматривается решение проблемных вопросов, возникающих при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, в отношении которых не утверждены правила землепользования и застройки.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в случае, если земельный участок, предоставленный гражданину в безвозмездное пользование, расположен в границах территории, в отношении которой не утвержден градостроительный регламент, гражданин вправе использовать такой земельный участок в соответствии с любым видом разрешенного использования независимо от принадлежности такого земельного участка к той или иной категории земель, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома гражданин подает в уполномоченные органы уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).
В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы для принятия решения о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным предельным параметрам разрешенного строительства проводят проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров такого объекта или дома на соответствие в том числе правилам землепользования и застройки. В случае, если применительно к земельному участку, на котором предполагается строительство дома, не утверждены правила землепользования и застройки, уполномоченные органы направляют гражданину уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Аналогичное регулирование предусмотрено статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении проверки соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства) параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Актуальность описанной проблемы и необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации подтверждаются обращениями граждан, которые выбрали земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства, однако не могут получить необходимые разрешительные документы в связи с отсутствием на соответствующей территории утвержденных правил землепользования и застройки. Кроме того, в рамках реализации Федерального закона N 119-ФЗ большинство ее участников (43% граждан) выбирают именно индивидуальное жилищное строительство в качестве вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с этим законопроектом предлагается установить возможность строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, предоставленном в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, на основании указанных в уведомлении о планируемом строительстве, уведомлении об окончании строительства параметров, в отношении которых уполномоченными органами не проводится проверка на соответствие правилам землепользования и застройки.
Законопроектом предусмотрена отмена обязанности гражданина предоставлять в уполномоченный орган декларацию об использовании земельного участка, указанную в статье 8 Федерального закона N 119-ФЗ.
В связи с утверждением Правительством Российской Федерации критериев (требований) использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, которые гражданин обязан соблюдать для предоставления ему земельного участка в собственность по истечении пяти лет использования, декларирование использования земельного участка по истечении трех лет не имеет существенного практического значения.
Единственным последствием отсутствия факта подачи декларации является внеплановая проверка земельного участка органами, осуществляющими земельный надзор. Но если земельный участок фактически не осваивается, то выезд надзорного органа с последующей констатацией данного факта будет являться неоправданным расходованием бюджетных средств. В то же время в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации орган, осуществляющий земельный надзор, обязан проводить плановую проверку земельных участков.
Законопроектом предлагается увеличить срок выбора гражданином вида разрешенного использования земельного участка с одного года до двух лет, так как установленный в настоящее время годичный срок недостаточен, учитывая длительность процесса внесения в правила землепользования и застройки изменений, инициируемых пользователями "дальневосточных гектаров".
Также законопроектом предусматривается исключить из оснований возврата заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду необходимость направления указанного заявления в иной уполномоченный орган и установить обязанность иного уполномоченного органа перенаправить такое заявление в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней. Данное положение позволит ускорить процедуру предоставления земельного участка в собственность или аренду и сократить административные барьеры для заявителя.
Законопроектом предлагается предоставить уполномоченным органам право по своей инициативе образовывать земельные участки в упрощенном порядке с использованием федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков "На Дальний Восток" (далее - ФИС). Целью предлагаемого изменения является создание простого и финансово не затратного способа оперативного формирования "земельного банка" для последующего предоставления земельных участков гражданам и вовлечения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот.
Наряду с этим законопроектом предусматривается предоставить возможность гражданину выбрать способ направления ему проекта договора о безвозмездном пользовании земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, проекта договора аренды земельного участка или проекта договора купли-продажи земельного участка с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Также законопроектом предлагается установить, что ряд документов, в частности заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, в собственность или в аренду, уведомление о согласии с одним из вариантов схемы размещения земельного участка, заявление об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и предоставлении ему другого земельного участка, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью.
В целях осуществления доработки ФИС с учетом предлагаемых законопроектом изменений вступление в силу соответствующего Федерального закона предусматривается с 1 января 2023 г.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить дальнейшее развитие программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики", оказать содействие гражданам в освоении земельных участков, увеличить спрос на земельные участки за счет улучшения механизма их предоставления.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
В законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" потребует доработки федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков "На Дальний Восток" (далее - ФИС).
Согласно расчетам Росреестра на доработку ФИС потребуется финансирование в объеме 76 295 237,56 рубля.
Финансирование необходимой доработки ФИС предлагается осуществить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Росреестру в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".
Согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Росреестру запланировано выделение финансирования на выполнение работ по развитию ФИС в 2022 году в размере 60 200 000,0 рублей.
Предлагается перераспределить средства федерального бюджета, предусмотренные Минвостокразвития России на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", в размере 16 095 237,56 рубля на финансирование мероприятий по доработке ФИС в рамках государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
1. Признания утратившим силу приказа Минвостокразвития России от 16 апреля 2018 г. N 63 "Об утверждении формы декларации об использовании земельного участка, предоставленного гражданину (гражданам) Российской Федерации в безвозмездное пользование".
Основание разработки: признание утратившим силу указанного приказа Минвостокразвития России необходимо в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минвостокразвития России.
Срок - 6 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
2. Внесения изменений в приказ Росреестра от 3 августа 2018 г. N П/0320 "Об определении требований к электронным документам, предусмотренным частью 3.1 статьи 3 и частью 71 статьи 19 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к форме представления сведений о местоположении границ земельных участков, указанных в пункте 10 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, а также к способам направления указанных документов и сведений" в части определения способа направления и требований к электронному документу, содержащему сведения о земельном участке, образованном в соответствии с частями 4.4 - 4.7 статьи 6 законопроекта и включенном в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование.
Основание разработки: внесение изменений в указанный приказ Росреестра необходимо в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Росреестр.
Срок - 6 месяцев со дня опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.