Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 декабря 2021 г. N 3.5-04/2434
по проекту федерального закона N 1223203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 декабря 2021 года, комитет в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации с целью модернизации действующей структуры институтов развития посредством создания публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) на базе публично-правовой компании "Фонд по защите прав граждан - участников долевого строительства" с дальнейшим присоединением к нему государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральный закон устанавливает, что публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) создается Российской Федерацией и действует на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации. Учредителем Фонда является Российская Федерация, при этом полномочия учредителя Фонда осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Федеральный закон закрепляет положения об имуществе Фонда, определяя, что имущество формируется за счет: имущественных взносов Российской Федерации; имущества юридических лиц, правопреемником которых является Фонд; компенсационного фонда; имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации; инвестирования временно свободных средств; добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований; доходов, полученных Фондом от осуществления своей деятельности.
Федеральным законом закрепляются функции и полномочия Фонда, а также структура и компетенция органов управления. К целям деятельности Фонда Федеральный закон относит:
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- содействие модернизации жилищно-коммунального хозяйства, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрению ресурсосберегающих технологий;
- обеспечение сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
- содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства;
- иные, определенные Правительством Российской Федерации, цели, связанные с обеспечением устойчивого развития территорий.
В целях выполнения функций и полномочий Федеральный закон наделяет Фонд правом:
- создавать юридические лица, в том числе специализированные общества проектного финансирования;
- осуществлять права учредителя в отношении юридических лиц, созданных им и являющихся унитарными юридическими лицами;
- вносить в уставный капитал юридических лиц земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями;
- осуществлять корпоративные (членские) права и исполнять обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является Фонд;
- выпускать облигации;
- инвестировать временно свободные средства;
- осуществлять иную, в том числе приносящую доход, деятельность, направленную на достижение поставленных перед Фондом целей.
Федеральный закон к функциям и полномочиям, связанным с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства, относит, в том числе, формирование компенсационного фонда и выплату за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, а также финансирование за счет имущества Фонда мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, домов блокированной застройки.
В качестве основных функций и полномочий, связанных с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, Федеральный закон относит:
- предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на комплексное развитие территории жилой застройки, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры;
- создание и эксплуатацию информационных систем для целей проведения мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формирования и ведения реестра территорий, в отношении которых может быть принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, а также ведения реестров: многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; жилых помещений, признанных непригодными для проживания; граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания; граждан, являющихся пользователями жилых помещений, признанных непригодными для проживания, по договору социального найма; многоквартирных домов, признанных находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
- осуществление мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
- привлечение кредитных и иных заемных средств в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- привлечение средств Фонда национального благосостояния, в том числе путем размещения облигаций без обеспечения, в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, и предоставление за счет привлеченных средств займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении.
Федеральный закон наделяет Фонд правом осуществлять предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление финансовой поддержки осуществляется за счет средств Фонда, сформированных за счет дополнительных имущественных взносов Российской Федерации, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, и иных средств Фонда, которые могут быть использованы на эти цели в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон устанавливает, что Фонд имеет право предоставлять за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займы юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении. Займы могут быть предоставлены на цели:
- строительства, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры;
- строительства домов социального найма;
- иные цели, определенные Правительством Российской Федерации.
Предоставление Фондом займов осуществляется при условии заключения Фондом, субъектом Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры (далее - проект), и заемщиком соглашения о реализации проекта. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, при которых одной из сторон указанного соглашения также является муниципальное образование. Субъект Российской Федерации в обязательном порядке является стороной соглашения о реализации проекта.
По соглашению о реализации проекта субъект Российской Федерации обязуется отвечать перед Фондом полностью или частично за исполнение заемщиком его обязательств перед Фондом по договору займа (в том числе облигационному займу) в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанное обязательство субъекта Российской Федерации не будет являться государственной гарантией.
Кроме того, Фонд вправе выступать участником синдиката кредиторов в соответствии с Федеральным законом N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с требованиями Федерального закона внешний государственный аудит (контроль) в отношении Фонда осуществляет Счетная палата Российской Федерации.
Деятельность Фонда подлежит ежегодному актуарному оцениванию, актуарное заключение размещается на сайте Фонда в сети "Интернет" и подлежит направлению в уполномоченный орган и Правительство Российской Федерации.
Годовой отчет Фонда направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации до 15 июля года, следующего за отчетным годом, и подлежит обязательному размещению на сайте Фонда в сети "Интернет".
Источниками финансирования деятельности Фонда будут являться, в том числе, средства федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" совокупная величина имущественных взносов Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" и в государственную корпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" запланирована на 2022 год в размере 95,48 млрд рублей, в 2023 году - 74,20 млрд рублей и в 2024 году - 49,98 млрд рублей. Указанные средства будут направлены на выполнение Фондом возложенных на него функций и полномочий.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.