Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 декабря 2021 г. N 3.1-05/4439
по проекту федерального закона N 1132362-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1132362-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 марта 2021 года и принят в первом чтении 18 мая 2021 года с названием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления срока, на который лицо, содержащееся под стражей, временно помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях", 25 ноября 2021 года - во втором чтении, 16 декабря 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2018 года N 20-П, согласно которому предлагается уточнить механизм и условия помещения лиц, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (далее - медицинская организация).
В этих целях Федеральными законом перечень исключительных полномочий суда, установленный частью второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), дополняется такими полномочиями, как принятие решения о временном помещении подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию и о продлении срока временного пребывания подозреваемого, обвиняемого в медицинской организации.
Предусмотренное статьей 196 УПК РФ основание для обязательного назначения и производства судебной экспертизы психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, в случае возникновения сомнения в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, предлагается уточнить в части установления необходимости лечения подозреваемого, обвиняемого в стационарных условиях.
Статья 435 УПК РФ дополняется положениями, согласно которым суд, принимая по результатам судебно-психиатрической экспертизы решение о временном помещении лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в лечебных целях в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, указывает срок такого временного помещения в медицинскую организацию и тип медицинской организации.
При этом устанавливается, что срок, на который подозреваемый, обвиняемый временно помещается в медицинскую организацию по решению суда, не может превышать шесть месяцев, а тип такой медицинской организации должен соответствовать характеру и степени психического расстройства указанного лица, определенного на основании заключения экспертов, участвовавших в производстве судебно-психиатрической экспертизы.
Федеральным законом устанавливаются основания и порядок продления срока нахождения лица в медицинской организации.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что принятие судом решения о временном помещении лица в медицинскую организацию либо о продлении срока его пребывания в такой организации в его отсутствие допускается только в случае, если психическое состояние, подтвержденное указанной организацией, не позволяет подозреваемому, обвиняемому участвовать в судебном заседании и при обязательном участии защитника данного лица в судебном заседании.
Внесенными изменениями предусматривается возможность установления судом ограничений режима содержания указанных лиц в медицинской организации, в том числе запрет на общение с определенными лицами и запрет на использование средств связи. Контроль за соблюдением указанных запретов, возлагается на администрацию медицинской организации.
Федеральным законом также устанавливается механизм информирования медицинской организацией органов предварительного расследования и суда об улучшении психического состояния находящегося в ней лица в целях разрешения судом вопроса о прекращении его пребывания в медицинской организации и применении к данному лицу, при наличии предусмотренных законом оснований, ранее избранной меры пресечения.
Реализация внесенных Федеральным законом изменений позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.