Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 декабря 2021 г. N 3.1-06/4455
по проекту федерального закона N 1248303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1248303-7) внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, Н.А. Журавлевым, И.Ю. Святенко 10 сентября 2021 года и принят в первом чтении 14 октября 2021 года, 21 декабря 2021 года - во втором чтении, 22 декабря 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на установление запрета на списание кредитными организациями социальных выплат граждан в счет погашения задолженности по потребительскому кредиту (займу).
Федеральным законом закрепляется, что с банковского счета (банковских счетов) заемщика не может осуществляться списание денежных средств, относящихся к видам доходов, предусмотренных частью 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), и имеющих характер единовременных выплат, в счет погашения задолженности по договору потребительского кредита (займа) без получения кредитной организацией, в которой у заемщика открыт банковский счет (банковские счета), дополнительного согласия заемщика на списание таких денежных средств отдельно по каждому случаю поступления таких денежных средств на банковский счет (банковские счета) заемщика.
Кроме того, заемщик, предоставивший кредитной организации, в которой открыт такой счет заемщика, распоряжение о периодическом переводе денежных средств либо заранее данный акцепт на списание денежных средств со своего банковского счета (банковских счетов) в целях погашения задолженности по договору потребительского кредита (займа), имеет право в течение четырнадцати календарных дней со дня списания с его банковского счета (банковских счетов) денежных средств, относящихся к видам доходов, предусмотренных частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ и имеющих характер периодических выплат, обратиться к кредитору с заявлением о возврате таких денежных средств.
При этом Федеральным законом уточняется содержание статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ в части видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Так, уточняется, что взыскание не может быть обращено на пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей. Дополнительно устанавливается, что на денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта также не может быть обращено взыскание.
Федеральный закон дополняет новыми пунктами статью 8 Федерального закона N 229-ФЗ.
Так, должник-гражданин вправе обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (далее - прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.
Уточняется, что указанный прожиточный минимум может быть сохранен только на одном из счетов гражданина-должника. Федеральным законом также устанавливается перечень сведений, указываемых таким гражданином в заявлении о сохранении заработной платы и иных доходов.
Если у гражданина-должника имеются лица, находящиеся на иждивении, то он вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации).
Федеральным законом предусматривается обязанность кредитора в случае получения заявления заемщика, направленного в течение срока действия кредитного договора, договора займа, но не позднее 1 июля 2022 года, в течение семи календарных дней со дня его получения возвратить ранее списанные с банковского счета (банковских счетов) заемщика в счет погашения задолженности по договору потребительского кредита (займа) денежные средства, которые относятся к видам доходов, предусмотренных частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ, и имеющих характер единовременных выплат, и поступивших на банковский счет заемщика с 1 января 2021 года до 1 мая 2022 года.
Принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить неприкосновенность денежных средств, предоставляемых гражданам в рамках мер социальной поддержки.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.