Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 23 декабря 2021 г. N 3.8-04/6087
по проекту федерального закона N 1248303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1248303-7) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 декабря 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы 10 сентября 2021 года депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, Н.А. Журавлевым, И.Ю. Святенко, принят 14 октября 2021 года в первом чтении, 21 декабря 2021 года - во втором чтении и 22 декабря 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки не направлялись.
Целью Федерального закона является защита социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности, в том числе по потребительскому кредиту (займу).
Федеральный закон вносит изменения в статью 13 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", в статьи 8, 70 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и в статью 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", согласно которым вводится запрет на взыскание и списание с банковского счета (банковских счетов) заемщиков денежных средств, которые предоставлены гражданину в виде:
пособий и выплат гражданам, имеющим детей, а также беременным женщинам;
выплат, осуществляемых в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам и семьям, имеющим детей;
денежных выплат, осуществляемых малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Кроме того предусматривается, что уже списанные со счетов денежные средства вышеперечисленных социальных выплат должны будут возвращены на счета граждан по их заявлению, направленному в течение срока действия кредитного договора (займа), но не позднее 1 июля 2022 года. Кредитор обязан будет вернуть средства в течение семи календарных дней со дня получения заявления от заемщика.
Федеральным законом устанавливается право должника-гражданина обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющую обслуживание его счетов и исполняющую содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработный платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, если его величина выше, чем в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. А в случае если у должника есть иждивенцы, он вправе будет обратиться в суд с заявлением о сохранении доходов, превышающих указанный минимум. Банк должен будет на исполнительном документе проставить отметку о сохранении доходов должника.
Предлагаемые Федеральным законом изменения, будут способствовать повышению социальной защищенности граждан, а также обеспечат неприкосновенность минимального дохода, необходимого для обеспечения насущных потребностей должника-гражданина.
Вступление Федерального закона в силу будет осуществляться поэтапно. С 1 января 2022 года вступит в силу положение о запрете взыскания социальных пособий и денежных выплат. С 1 мая 2022 года - положения, касающиеся списаний банками указанных социальных выплат и их возврата. С 1 июля 2022 года - положения, касающиеся подачи заявления должником-гражданином о сохранении доходов.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.