Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 14 октября 2021 г. N 1/3
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Законопроект) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и с учетом положений Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326.
Положения Законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 322 от 01 сентября 2020 года) Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками утвержден ответственным за рассмотрение 41 Государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" и подраздела 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела 01 "Общегосударственные вопросы" расходов федерального бюджета на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз).
Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции в результате активизации процесса массовой вакцинации;
активный восстановительный рост мирового ВВП (6,0% и 4,6% в 2021 - 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя -
по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах - к уровню, который наблюдался до пандемии (3,3% и 3,2% в 2023 - 2024 годах соответственно);
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Сценарные условия сформированы с учетом безусловной реализации мер Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий по достижению национальных целей развития.
Прогноз учитывает проведение Банком России денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции на протяжении всего прогнозного периода, а также возврата к проведению с 2022 года бюджетной политики в соответствии с конструкцией "бюджетных правил".
Договоренности в рамках сделки ОПЕК+, достигнутые в июле 2021 года, привели к значимому пересмотру прогнозной траектории добычи нефти в России: оценка в 2021 году повышена до 516,8 млн тонн, в 2022 году - до
559,9 млн тонн. В 2023 - 2024 годах уровень добычи нефти будет составлять в среднем около 560 млн тонн. По мере наращивания добычи нефти крупнейшими странами - производителями (как в рамках группы ОПЕК+, так и вне ее), а также окончания восстановительной фазы роста мировой экономики ожидается постепенное снижение цен на нефть с 66 долларов США за баррель в среднем за 2021 год до уровней порядка 55 долларов США за баррель к концу прогнозного периода (55,7 долларов США за баррель в среднем за 2024 год). Вместе с тем, существенным риском для реализации прогноза является активизация низкоуглеродной повестки крупнейшими странами: в этом случае на средне-долгосрочном горизонте высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне.
По итогам 2021 года ожидается, что курс доллара США к рублю составит около 73,6 рубля за доллар США, в среднесрочной перспективе (2022-2024 годы) курсовая динамика сложится на уровне 72-74 рублей за доллар США. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой - будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации.
Таблица N 1
Основные макроэкономические показатели на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, положенные в основу формирования федерального бюджета
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
41,4 |
66,0 |
46,6 |
62,2 |
133,5 |
47,5 |
58,4 |
122,9 |
55,7 |
95,4 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
126,8 |
208,3 |
159,8 |
208,4 |
130,4 |
160,6 |
192,3 |
119,7 |
180,6 |
93,9 |
ВВП, млрд рублей |
106967 |
124438 |
124223 |
133328 |
107,3 |
132822 |
141881 |
106,8 |
151513 |
106,8 |
Рост ВВП, % |
-3,0 |
4,2 |
3,4 |
3,0 |
88,2 |
3,0 |
3,0 |
100,0 |
3,0 |
100,0 |
Инвестиции, млрд рублей |
20118 |
22159 |
23048 |
24407 |
105,9 |
25350 |
26909 |
106,1 |
29667 |
110,2 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США |
231,6 |
280,3 |
256,5 |
290,9 |
113,4 |
273,2 |
303,0 |
110,9 |
314,9 |
103,9 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США |
337,1 |
459,8 |
385,9 |
491,4 |
127,3 |
407,4 |
496,9 |
122,0 |
505,2 |
101,7 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд рублей |
28194 |
32097 |
30462 |
33758 |
110,8 |
32646 |
35834 |
109,8 |
38752 |
108,1 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
4,9 |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
100,0 |
Курс доллара, рублей за доллар США |
71,9 |
73,6 |
73,1 |
72,1 |
98,6 |
73,8 |
72,7 |
98,5 |
73,6 |
101,2 |
Фонд заработной платы, млрд рублей |
26693 |
29581 |
29815 |
31699 |
106,3 |
31904 |
33905 |
106,3 |
36235 |
106,9 |
Объем экспорта нефти, млн тонн |
239,2 |
230,8 |
256,6 |
273,8 |
106,7 |
266,2 |
275,2 |
103,4 |
269,0 |
97,7 |
Объем экспорта природного газа, млрд куб. м. |
202,5 |
232,6 |
238,4 |
230,5 |
96,7 |
240,5 |
237,5 |
98,8 |
238,5 |
100,4 |
Объем экспорта нефтепродуктов,млн тонн |
141,8 |
149,5 |
140,5 |
152,7 |
108,7 |
140,0 |
152,6 |
109,0 |
146,5 |
96,0 |
Объем добычи нефти, млн тонн |
513,1 |
516,8 |
552,4 |
559,9 |
101,4 |
560,0 |
562,8 |
100,5 |
557,6 |
99,1 |
Объем добычи газа, млрд куб. м. |
694,5 |
758,8 |
770,1 |
748,9 |
97,2 |
795,6 |
773,0 |
97,2 |
799,6 |
103,4 |
Экономический рост в среднесрочной перспективе будет основан на расширении внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного.
Наблюдаемый в настоящее время компенсационный рост потребления домохозяйств объясняется как опережающей восстановительной динамикой экономической активности, так и рядом временных факторов - в частности, действующими мерами, ограничивающими международные поездки, а также разовыми выплатами, направленными на поддержку отдельных слоев населения (выплаты семьям с детьми школьного возраста, пенсионерам и военнослужащим).
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в таблице 2.
Таблица N 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Доходы, всего |
18 719,1 |
23 782,3 |
20 637,5 |
25 021,9 |
121,2 |
22 262,7 |
25 540,2 |
114,7 |
25 831,8 |
101,1 |
%% к ВВП |
17,5 |
19,1 |
16,6 |
18,8 |
|
16,8 |
18,0 |
|
17,0 |
|
Расходы, всего |
22 821,6 |
24 058 |
21 885,0 |
23 694,2 |
108,3 |
23 671,3 |
25 241,1 |
106,6 |
26 354,4 |
104,4 |
%% к ВВП |
21,3 |
19,3 |
17,6 |
17,8 |
|
17,8 |
17,8 |
|
17,4 |
|
в том числе условно утвержденные |
|
|
547,1 |
|
|
1 183,6 |
631,0 |
53,3 |
1 317,7 |
208,8 |
%% к общему объему расходов |
|
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 102,5 |
-275,7 |
-1 247,5 |
1 327,7 |
- |
-1 408,6 |
299,1 |
- |
-522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
|
1,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-9 337,7 |
-8 741,9 |
-8 131,8 |
-8 214,9 |
101,0 |
-8 898,4 |
-8 895,5 |
100,0 |
-9 087,2 |
101,4 |
%% к ВВП |
8,7 |
7,0 |
6,5 |
6,2 |
|
6,7 |
6,3 |
|
6,0 |
|
------------------------------
* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема ненефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом ненефтегазовых доходов учтенных при формировании Закона N 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 года
------------------------------
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2022 - 2024 годах будут являться государственные заимствования Российской Федерации (таблица 3).
Таблица N 3
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
млрд рублей
Показатели |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Всего источников |
4 102,5 |
275,7 |
1 247,5 |
-1 327,7 |
- |
1 408,6 |
-299,1 |
- |
522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
- |
1,1 |
0,2 |
- |
0,3 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные заимствования |
4 393,8 |
2 055,6 |
2 099,0 |
2 308,2 |
110,0 |
2 387,8 |
2 651,4 |
111,0 |
2 874,8 |
108,4 |
Средства ФНБ |
293,5 |
14,1 |
3,8 |
3,2 |
84,0 |
3,8 |
3,2 |
83,6 |
3,1 |
98,7 |
Иные источники |
-584,8 |
-1 794,0 |
-855,3 |
-3 639,1 |
425,5 |
-982,9 |
-2 953,6 |
300,5 |
-2 355,2 |
79,7 |
%% к ВВП |
0,5 |
1,4 |
0,7 |
2,7 |
- |
0,7 |
2,1 |
- |
1,6 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приватизация |
12,6 |
3,9 |
3,6 |
3,9 |
109,0 |
3,3 |
0,9 |
26,4 |
0,0 |
0,0 |
прочие источники |
-597,4 |
-1 797,9 |
-858,9 |
-3 643,0 |
424,1 |
-986,2 |
-2 954,5 |
299,6 |
-2 355,2 |
79,7 |
Таблица N 4
Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд рублей
Показатели |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Объем ФНБ на начало года |
7 773,1 |
13 545,7 |
12 487,3 |
13 888,9 |
111,2 |
12 638,2 |
16 477,9 |
130,4 |
20 102,8 |
122,0 |
%% к ВВП |
7,3 |
10,9 |
10,1 |
10,4 |
- |
9,5 |
11,6 |
- |
13,3 |
- |
Пополнение ФНБ |
3 349,9 |
31,6 |
0,0 |
2 551,0 |
- |
712,3 |
3 437,5 |
- |
2 751,5 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
- |
|
|
- |
|
- |
за счет нефтегазовых доходов |
2 956,8 |
32,7 |
0,0 |
2 573,0 |
- |
702,7 |
3 397,7 |
- |
2 710,8 |
- |
за счет курсовой разницы |
393,1 |
-1,1 |
0,0 |
-22,1 |
- |
9,6 |
39,8 |
- |
40,7 |
- |
Использование средств ФНБ |
293,5 |
14,1 |
3,8 |
3,2 |
84,0 |
3,8 |
3,2 |
83,6 |
3,1 |
98,7 |
Курсовая разница и переоценка активов |
2 716,2 |
325,7 |
154,7 |
41,3 |
26,7 |
127,7 |
190,6 |
149,3 |
416,1 |
218,3 |
Объем ФНБ на конец года |
13 545,7 |
13 888,9 |
12 638,2 |
16 477,9 |
130,4 |
13 474,4 |
20 102,8 |
149,2 |
23 267,4 |
115,7 |
%% к ВВП |
12,7 |
11,2 |
10,2 |
12,4 |
- |
10,1 |
14,2 |
- |
15,4 |
- |
В 2022 - 2024 годах не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета.
В 2022 году на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, рассчитывается направить средства в размере 3,2 млрд рублей. В 2022 году планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния с 13 888,9 млрд рублей до 16 477,9 млрд рублей, в том числе за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2021 году.
В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022 - 2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния до 23 267,4 млрд рублей.
В 2022 - 2024 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2022 года объем государственного долга Российской Федерации составит 25 925,7 млрд рублей, 2023 года - 28 765,1 млрд рублей и 2024 года - 31 939,7 млрд рублей (таблица 5).
Таблица N 5
Объем государственного долга Российской Федерации
млрд рублей
Показатели |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Объем государственного долга РФ, всего |
18 940,4 |
22 104,1 |
25 883,9 |
25 925,7 |
100,2 |
28 407,4 |
28 765,1 |
101,3 |
31 939,7 |
111,0 |
%% к ВВП |
17,7 |
17,8 |
20,8 |
19,4 |
|
21,4 |
20,3 |
|
21,1 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем государственного внутреннего долга РФ |
14 751,4 |
17 285,0 |
20 519,2 |
20 815,0 |
101,4 |
22 946,9 |
23 526,7 |
102,5 |
26 342,2 |
112,0 |
%% к общему объему |
77,9 |
78,2 |
79,3 |
80,3 |
|
80,8 |
81,8 |
|
82,5 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по государственным гарантиям РФ |
695,2 |
1 239,8 |
1 602,3 |
2 462,8 |
153,7 |
1 632,3 |
2 492,8 |
152,7 |
2 522,8 |
101,2 |
%% к общему объему |
3,7 |
5,6 |
6,2 |
9,5 |
|
5,7 |
8,7 |
|
7,9 |
|
Объем государственного внешнего долга РФ |
4 189,0 |
4 819,1 |
5 364,6 |
5 110,7 |
95,3 |
5 460,5 |
5 238,4 |
95,9 |
5 597,5 |
106,9 |
%% к общему объему |
22,1 |
21,8 |
20,7 |
19,7 |
|
19,2 |
18,2 |
|
17,5 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по государственным гарантиям РФ |
1 300,0 |
1 770,3 |
2 079,5 |
1 932,0 |
92,9 |
2 149,5 |
2 033,8 |
94,6 |
2 140,2 |
105,2 |
%% к общему объему |
6,9 |
8,0 |
8,0 |
7,5 |
|
7,6 |
7,1 |
|
6,7 |
|
В общем объеме государственного долга Российской Федерации будет преобладать государственный внутренний долг Российской Федерации в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Так, в общем объеме государственного долга Российской Федерации его доля составит 80,3% в 2022 году, 81,8% в 2023 году и 82,5% в 2024 году.
Объем государственного долга Российской Федерации в 2022 - 2024 годах ожидается в пределах диапазона 19,4-21,1% ВВП.
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность" представлены в таблице 6.
Таблица N 6
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Всего |
136 766,0 |
125 904,1 |
127 657,1 |
101,4 |
126 927,0 |
129 181,3 |
101,8 |
133 499,3 |
103,3 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
7 315,7 |
5 102,1 |
5 907,6 |
115,8 |
5 140,2 |
5 950,5 |
115,8 |
9 704,3 |
163,1 |
"Развитие инфраструктуры на территории Российской Федерации и за рубежом" |
6 494,1 |
4 281,0 |
5 086,5 |
118,8 |
4 312,5 |
5 122,8 |
118,8 |
8 869,8 |
173,1 |
"Государственная поддержка отдельных некоммерческих организаций в сфере международного сотрудничества" |
821,6 |
821,1 |
821,1 |
100,0 |
827,7 |
827,7 |
100,0 |
834,5 |
100,8 |
Ведомственные проекты |
12 949,8 |
11 867,7 |
13 063,9 |
110,1 |
11 867,7 |
13 693,7 |
115,4 |
13 054,7 |
95,3 |
"Оказание финансовой помощи Республике Южная Осетия" |
7 286,2 |
6 504,2 |
7 290,4 |
112,1 |
6 504,2 |
7 290,4 |
112,1 |
7 290,4 |
100,0 |
"Обеспечение сотрудничества с Республикой Абхазия в целях ее социально-экономического и научно-технического развития" |
5 011,9 |
5 298,2 |
5 708,2 |
107,7 |
5 298,2 |
5 699,7 |
107,6 |
5 699,0 |
100,0 |
"Оказание гуманитарной помощи иностранным государствам" |
65,3 |
65,3 |
65,3 |
100,0 |
65,3 |
65,3 |
100,0 |
65,3 |
100,0 |
"Осуществление инвестиций на строительство Российского культурного центра в Республике Сингапур" |
586,4 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
638,4 |
- |
0,0 |
0,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
113 789,8 |
108 776,6 |
108 685,6 |
99,9 |
109 761,5 |
109 537,1 |
99,8 |
110 740,3 |
101,1 |
"Чрезвычайное гуманитарное реагирование" |
150,2 |
56,4 |
56,4 |
100,0 |
56,4 |
56,4 |
100,0 |
56,4 |
100,0 |
"Обеспечение долевого участия Российской Федерации в содержании межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств" |
15 625,7 |
15 594,2 |
16 924,9 |
108,5 |
15 619,7 |
16 952,9 |
108,5 |
16 869,0 |
99,5 |
"Обеспечение долевого участия Российской Федерации в финансировании совместных мероприятий, проводимых государствами Содружества Независимых Государств" |
763,4 |
763,4 |
830,1 |
108,7 |
763,4 |
813,8 |
106,6 |
813,8 |
100,0 |
"Обеспечение долевого участия Российской Федерации в формировании бюджета Союзного государства" |
2 850,3 |
2 850,3 |
2 850,3 |
100,0 |
2 850,3 |
2 850,3 |
100,0 |
2 850,3 |
100,0 |
"Обеспечение долевого участия Российской Федерации в Организации Договора о коллективной безопасности" |
190,1 |
190,1 |
190,1 |
100,0 |
190,1 |
190,1 |
100,0 |
190,1 |
100,0 |
"Поддержка российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом" |
294,8 |
302,3 |
292,3 |
96,7 |
303,9 |
301,9 |
99,4 |
303,5 |
100,5 |
"Сохранение и поддержание в надлежащем виде находящихся за рубежом российских (советских) воинских захоронений, мемориалов и памятников, а также мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение" |
112,5 |
207,2 |
204,4 |
98,6 |
209,2 |
206,1 |
98,5 |
208,7 |
101,2 |
"Обеспечение участия Российской Федерации в деятельности международных организаций" |
34 623,2 |
34 957,9 |
34 479,7 |
98,6 |
35 292,6 |
34 766,6 |
98,5 |
35 197,0 |
101,2 |
"Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" |
248,2 |
248,2 |
248,2 |
100,0 |
248,2 |
248,2 |
100,0 |
248,2 |
100,0 |
"Обеспечение деятельности системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству" |
58 931,5 |
53 606,6 |
52 609,2 |
98,1 |
54 227,6 |
53 150,9 |
98,0 |
54 003,4 |
101,6 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
157,6 |
157,6 |
0,0 |
0,0 |
157,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
2 553,1 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность", в 2022 году составят 127 657,1 млн рублей, в 2023 году - 129 181,3 млн рублей и в 2024 году - 133 499,3 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 1 753,1 млн рублей, в 2023 году на 2 254,3 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 4 318,0 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы "Внешнеполитическая деятельность" обусловлено:
по федеральному проекту "Развитие инфраструктуры на территории Российской Федерации и за рубежом" увеличением бюджетных ассигнований:
на проектирование и реконструкцию правого крыла высотного служебного здания Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва, Смоленская-Сенная пл., д. 32/34) в 2024 году на 696,9 млн рублей;
на проектирование, реконструкцию, реставрацию и приспособление для современного использования шестнадцатиэтажной правой пристройки и фасадов центральной части высотного служебного здания Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва, Смоленская-Сенная пл., д. 32-34/57/23, стр. 1) в 2024 году на 3 000,0 млн рублей;
по ведомственному проекту "Осуществление инвестиций на строительство Российского культурного центра в Республике Сингапур" - увеличением бюджетных ассигнований на строительство Российского культурного центра в Республике Сингапур" в 2023 году на 637,5 млн рублей;
по ведомственному проекту "Оказание финансовой помощи Республике Южная Осетия" - увеличением бюджетных ассигнований в 2022 году на 786,2 млн рублей, в 2023 году на 786,2 млн рублей на реализацию соглашений, заключенных в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года;
по ведомственному проекту "Обеспечение сотрудничества с Республикой Абхазия в целях ее социально-экономического и научно-технического развития" - увеличением бюджетных ассигнований в 2022 году на 410,0 млн рублей, в 2023 году на 401,5 млн рублей на реализацию соглашения, заключенного в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, и программы развития до 2025 года;
по комплексу процессных мероприятий "Обеспечение долевого участия Российской Федерации в содержании межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств":
изменением долевого взноса России на обеспечение деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир": увеличением в 2022 году на 1 099,5 млн рублей и в 2023 году на 1 071,0 млн рублей, снижением в 2024 году на 154,7 млн рублей, что связано с реализацией Плана модернизации технологической платформы производственной базы российских филиалов МТРК "Мир";
увеличением долевого взноса России в единый бюджет органов СНГ в 2022 году на 105,4 млн рублей, в 2023 году на 118,8 млн рублей и в 2024 году на 35,5 млн рублей на обеспечение финансовых обязательств по реализации решений о финансировании дефицита единого бюджета органов СНГ и об увеличении оплаты труда персонала органов СНГ;
увеличением долевого взноса России в бюджеты межгосударственных структур, финансируемых за счет долевых взносов государств Содружества Независимых Государств, в 2022 году на 125,9 млн рублей, в 2023 году на 143,3 млн рублей и в 2024 году на 35,3 млн рублей на обеспечение финансовых обязательств по реализации решений об увеличении расходов на реализацию полномочий структур и оплаты труда их персонала;
по комплексу процессных мероприятий "Обеспечение долевого участия Российской Федерации в финансировании совместных мероприятий, проводимых государствами Содружества Независимых Государств" - увеличением долевого взноса России в бюджеты межгосударственных структур, финансируемых за счет долевых взносов государств Содружества Независимых Государств, в 2022 году на 66,7 млн рублей, в 2023 году на 50,4 млн рублей на обеспечение финансовых обязательств по реализации решений об увеличении расходов на финансирование совместных программ и мероприятий СНГ;
по комплексу процессных мероприятий "Обеспечение деятельности системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству" увеличением бюджетных ассигнований:
на приобретение проездных документов (авиабилетов) для сотрудников, направляемых на работу в загранучреждения МИД России на 207,5 млн рублей ежегодно;
на организацию и обеспечение председательства Российской Федерации в Режиме контроля за ракетной технологией в 2022 году на 5,4 млн рублей;
на уплату налога на имущество организаций Министерством иностранных дел Российской Федерации в 2022 году на 43,7 млн рублей, в 2023 году на 43,1 млн рублей;
на автотранспортное обслуживание должностных лиц Министерства иностранных дел Российской Федерации на 148,0 млн рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела 01 "Общегосударственные вопросы", в 2022 году - составят 243 531, 473 млн рублей, в 2023 году - 237 144, 812 млн рублей, в 2024 году - 236 797, 487 млн руб.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 13 158,747 млн рублей, в 2023 году увеличены - на 4 183, 089 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 3 473, 250 млн рублей.
Рассмотрев на заседании Комитета проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в присутствии представителей министерств и ведомств Российской Федерации, ответственных за 41 Государственную программу Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" и подраздела 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела 01 "Общегосударственные вопросы" расходов федерального бюджета на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов, депутаты Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками считают необходимым включить в заключение Комитета следующие пункты:
1. При рассмотрении проекта федерального бюджета в прошлом году по инициативе депутатов Комитета было предусмотрено выделение бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме, необходимом для увеличения не менее чем в два раза квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования в период с 2021 года по 2023 год. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации выпущены все необходимые нормативно-правовые акты для увеличения в два раза квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом. Вместе с тем, Комитет отмечает, что в Приказе Минобрнауки России N 1378 от 03.11.2020 года "Об утверждении порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучении в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также предъявляемых к ним требований" (далее - Приказ) понятие "соотечественники" упоминается только в Общих положениях (т.е. в начале документа), дальше в документе речь идет об "иностранных гражданах" и "лицах без гражданства". С учетом действующей редакции Приказа допускается неоднозначная трактовка его норм в отношении соотечественников, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом, что приводит к отказу в их участии в отборе на обучение. В этой связи считаем необходимым доработать указанный приказ и приложение к нему.
2. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении предусмотреть возможность финансирования комплексной государственной программы Российской Федерации "Содействие международному развитию", а также увеличение бюджетных ассигнований на ведомственные проекты и процессные мероприятия МИД России и Россотрудничества.
3. Обратить внимание МИД России и Министерству финансов Российской Федерации на необходимость предусматривать индексацию с учетом уровня инфляции и курсовой разницы при формировании расходной части бюджета на реализацию 41 Государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность".
4. Считаем целесообразным предусмотреть финансирование мероприятий по получению проектно-сметной документации и строительству комплекса зданий Российского центра науки и культуры в городе Минске Республика Беларусь.
Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" с учетом высказанных предложений.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.