Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 14 октября 2021 г. N 2/1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), федеральных законов и с учетом законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений.
Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Законопроектом в общем объеме расходов предусматриваются условно утверждаемые расходы (не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования) в объеме 2,5 процента на первый год планового периода (2023 год) и в объеме 5 процентов на второй год планового периода (2024 год) общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий год планового периода.
Законопроект составлен с профицитом федерального бюджета на 2022 и 2023 годы и дефицитом на 2024 год.
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции в результате активизации процесса массовой вакцинации;
активный восстановительный рост мирового ВВП (6,0% и 4,6% в 2021 - 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя - по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах - к уровню, который наблюдался до пандемии (3,3% и 3,2% в 2023 - 2024 годах соответственно);
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Основные макроэкономические показатели на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, положенные в основу формирования федерального бюджета представлены в таблице:
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
41,4 |
66,0 |
46,6 |
62,2 |
133,5 |
47,5 |
58,4 |
122,9 |
55,7 |
95,4 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
126,8 |
208,3 |
159,8 |
208,4 |
130,4 |
160,6 |
192,3 |
119,7 |
180,6 |
93,9 |
ВВП, млрд рублей |
106 967 |
124 438 |
124 223 |
133 328 |
107,3 |
132 822 |
141 881 |
106,8 |
151 513 |
106,8 |
Рост ВВП, % |
-3,0 |
4,2 |
3,4 |
3,0 |
88,2 |
3,0 |
3,0 |
100,0 |
3,0 |
100,0 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
4,9 |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
100,0 |
Курс доллара, рублей за доллар США |
71,9 |
73,6 |
73,1 |
72,1 |
98,6 |
73,8 |
72,7 |
98,5 |
73,6 |
101,2 |
Фонд заработной платы, млрд рублей |
26693 |
29581 |
29815 |
31699 |
106,3 |
31904 |
33905 |
106,3 |
36235 |
106,9 |
------------------------------
* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1 сентября 2021 года.
------------------------------
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Доходы, всего |
18 719,1 |
23 782,3 |
20 637,5 |
25 021,9 |
121,2 |
22 262,7 |
25 540,2 |
114,7 |
25 831,8 |
101,1 |
%% к ВВП |
17,5 |
19,1 |
16,6 |
18,8 |
|
16,8 |
18,0 |
|
17,0 |
|
Расходы, всего |
22 821,6 |
24 058 |
21 885,0 |
23 694,2 |
108,3 |
23 671,3 |
25 241,1 |
106,6 |
26 354,4 |
104,4 |
%% к ВВП |
21,3 |
19,3 |
17,6 |
17,8 |
|
17,8 |
17,8 |
|
17,4 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 102,5 |
-275,7 |
-1 247,5 |
1 327,7 |
- |
-1 408,6 |
299,1 |
- |
-522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
|
1,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
------------------------------
* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема ненефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом ненефтегазовых доходов учтенных при формировании Закона N 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 года
------------------------------
В 2022 - 2024 годах на фоне продолжения восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 23 782,3 млрд рублей в 2021 году до 25 021,9 млрд рублей в 2022 году (+5,2% к 2021 году), 25 540,2 млрд рублей в 2023 году (+2,1% к 2022 году) и 25 831,8 млрд рублей в 2024 году (+1,1% к 2023 году).
Расходы федерального бюджета по отношению к ВВП в 2022 году составят 17,8% ВВП по сравнению с 19,3% ВВП в 2021 году. В 2023 - 2024 годах динамика расходов соответствует динамике ненефтегазовых и базовых нефтегазовых доходов - 17,8% ВВП в 2023 году и 17,4% ВВП в 2024 году.
В 2022 - 2024 годах исполнение бюджета ожидается с профицитом 1,0% ВВП в 2022 году и 0,2% ВВП в 2023 году, а в 2024 году с дефицитом 0,3% ВВП.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2022 - 2024 годах будут являться государственные заимствования Российской Федерации.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
млрд рублей
Показатели |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Всего источников |
4 102,5 |
275,7 |
1 247,5 |
-1 327,7 |
- |
1 408,6 |
-299,1 |
- |
522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
- |
1,1 |
0,2 |
- |
0,3 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные заимствования |
4 393,8 |
2 055,6 |
2 099,0 |
2 308,2 |
110,0 |
2 387,8 |
2 651,4 |
111,0 |
2 874,8 |
108,4 |
Средства ФНБ |
293,5 |
14,1 |
3,8 |
3,2 |
84,0 |
3,8 |
3,2 |
83,6 |
3,1 |
98,7 |
Иные источники |
-584,8 |
-1 794,0 |
-855,3 |
-3 639,1 |
425,5 |
-982,9 |
-2 953,6 |
300,5 |
-2 355,2 |
79,7 |
%% к ВВП |
0,5 |
1,4 |
0,7 |
2,7 |
- |
0,7 |
2,1 |
- |
1,6 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приватизация |
12,6 |
3,9 |
3,6 |
3,9 |
109,0 |
3,3 |
0,9 |
26,4 |
0,0 |
0,0 |
прочие источники |
-597,4 |
-1 797,9 |
-858,9 |
-3 643,0 |
424,1 |
-986,2 |
-2 954,5 |
299,6 |
-2 355,2 |
79,7 |
Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд рублей
Показатели |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Объем ФНБ на начало года |
7 773,1 |
13 545,7 |
12 487,3 |
13 888,9 |
111,2 |
12 638,2 |
16 477,9 |
130,4 |
20 102,8 |
122,0 |
%% к ВВП |
7,3 |
10,9 |
10,1 |
10,4 |
- |
9,5 |
11,6 |
- |
13,3 |
- |
Пополнение ФНБ |
3 349,9 |
31,6 |
0,0 |
2 551,0 |
- |
712,3 |
3 437,5 |
- |
2 751,5 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
- |
|
|
- |
|
- |
за счет нефтегазовых доходов |
2 956,8 |
32,7 |
0,0 |
2 573,0 |
- |
702,7 |
3 397,7 |
- |
2 710,8 |
- |
за счет курсовой разницы |
393,1 |
-1,1 |
0,0 |
-22,1 |
- |
9,6 |
39,8 |
- |
40,7 |
- |
Использование средств ФНБ |
293,5 |
14,1 |
3,8 |
3,2 |
84,0 |
3,8 |
3,2 |
83,6 |
3,1 |
98,7 |
Курсовая разница и переоценка активов |
2 716,2 |
325,7 |
154,7 |
41,3 |
26,7 |
127,7 |
190,6 |
149,3 |
416,1 |
218,3 |
Объем ФНБ на конец года |
13 545,7 |
13 888,9 |
12 638,2 |
16 477,9 |
130,4 |
13 474,4 |
20 102,8 |
149,2 |
23 267,4 |
115,7 |
%% к ВВП |
12,7 |
11,2 |
10,2 |
12,4 |
- |
10,1 |
14,2 |
- |
15,4 |
- |
В 2022 - 2024 годах не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета.
В 2022 году планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния с 13 888,9 млрд рублей до 16 477,9 млрд рублей, в том числе за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2021 году.
В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022 - 2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния до 23 267,4 млрд рублей.
Формирование бюджетных ассигнований на 2022 и 2023 годы осуществляется на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом N 385-ФЗ, бюджетные ассигнования 2024 года приняты равными утвержденным Законом N 385-ФЗ на 2023 год.
Объемы расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в таблице:
млн. рублей
Наименование |
Код ГП |
2021 год |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
31 |
1 560 946,6 |
1 504 540,3 |
1 609 059,4 |
106,9 |
1 720 858,7 |
1 846 321,9 |
107,3 |
1 820 531,5 |
98,6 |
Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны", группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
тыс. рублей
Наименование |
ЦСР |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ" |
31 |
1 609 059 447,6 |
1 846 321 945,5 |
1 820 531 520,4 |
Федеральный проект "Автомобильные дороги Минобороны России" |
31 1 R4 |
850 000,0 |
850 000,0 |
800 000,0 |
Федеральный проект "Развитие инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации" |
31 2 01 |
53 993 492,2 |
50 603 992,2 |
49 767 792,2 |
Ведомственный проект "Обеспечение развития технических систем контроля исполнения международных договоров" |
31 3 02 |
1 208 861,5 |
1 208 861,5 |
1 208 861,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими" |
31 4 01 |
24 777 641,8 |
25 533 836,0 |
26 313 020,9 |
Субвенции на осуществление первичного воинского учета органами местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов (Межбюджетные трансферты) |
31 4 01 51180 |
3 319 972,4 |
3 431 008,4 |
3 550 667,7 |
Субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) |
31 4 01 62270 |
1 038 825,0 |
1 038 825,0 |
1 052 105,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование системы подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации" |
31 4 02 |
6 186 137,8 |
6 152 618,2 |
6 250 570,6 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" |
31 4 03 |
235 847 709,9 |
236 483 893,5 |
237 513 766,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Проведение мероприятий по содержанию и эксплуатации недвижимого имущества и объектов Министерства обороны Российской Федерации" |
31 4 04 |
120 339 408,0 |
121 463 268,0 |
122 678 400,4 |
Комплекс процессных мероприятий "Промышленная утилизация вооружения и военной техники" |
31 4 05 |
2 477 897,4 |
2 477 897,4 |
2 477 897,4 |
Комплекс процессных мероприятий "Инспекционная деятельность" |
31 4 06 |
181 046,0 |
181 812,1 |
182 961,1 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствами" |
31 4 07 |
19 896 237,1 |
20 035 211,0 |
20 269 950,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплата пособий и компенсаций" |
31 4 10 |
895 285 107,4 |
945 472 120,9 |
982 308 372,3 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение страхования в Вооруженных Силах Российской Федерации" |
31 4 11 |
5 696 420,1 |
5 910 093,5 |
6 123 953,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, а также реализация иных социальных гарантий" |
31 4 12 |
45 771 028,9 |
48 014 370,2 |
50 728 794,9 |
Комплекс процессных мероприятий "Жилищное обеспечение военнослужащих" |
31 4 13 |
170 846 920,3 |
355 640 103,2 |
286 859 297,2 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование военно-политической, психологической работы и социологического мониторинга в Вооруженных Силах Российской Федерации" |
31 4 14 |
7 061 678,4 |
7 217 561,9 |
7 464 207,0 |
Субсидия акционерному обществу "Первый канал" для организации трансляции Главного военно-морского парада (Иные бюджетные ассигнования) |
31 4 14 64971 |
268 502,5 |
268 502,5 |
268 502,5 |
Субсидия открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации "ЗВЕЗДА" (Иные бюджетные ассигнования) |
31 4 14 67980 |
1 863 000,0 |
1 863 000,0 |
1 897 261,2 |
Комплекс процессных мероприятий "Поддержание в готовности специальных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации" |
31 4 16 |
1 132 449,3 |
1 132 449,3 |
1 132 449,3 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение связью Вооруженных Сил Российской Федерации" |
31 4 17 |
5 035 067,5 |
5 035 065,5 |
5 035 065,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение научной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" |
31 4 18 |
11 827 004,0 |
12 292 251,1 |
12 799 619,3 |
Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" |
31 5 01 |
602 500,0 |
602 500,0 |
602 500,0 |
Субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" (Межбюджетные трансферты) |
31 5 01 52990 |
602 500,0 |
602 500,0 |
602 500,0 |
"Национальная оборона" (общие характеристики)
В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2022 году и на плановый период 2023 и 2024 годов, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач.
Соотношение расходов федерального бюджета, с расходами предусмотренными Законопроектом по разделу 02 "Национальная оборона" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, представлены в таблице:
млн рублей
Наименования разделов |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
3 381 400,1 |
3 227 242,5 |
3 510 419,6 |
108,8 |
3 258 459,1 |
3 557 223,3 |
109,2 |
3 811 777,5 |
107,2 |
%% к ВВП |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
|
2,5 |
2,5 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
14,4 |
15,1 |
14,8 |
|
14,5 |
14,5 |
|
15,2 |
|
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2022 году составят 3 510 419,6 млн. рублей, в 2023 году - 3 557 223,3 млн. рублей и в 2024 году - 3 811 777,5 млн. рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная оборона" составит в 2022 году - 2,6%, в 2023 году - 2,5%, в 2024 году - 2,5%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2022 и 2023 годах по сравнению с 2021 годом (14,4%) увеличится и составит в 2022 году - 14,8%, в 2023 году - 14,5% и 15,2% в 2024 году.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, приведены в таблице:
млн. рублей
Наименования разделов |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к закону, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Национальная оборона |
3 381 400,1 |
3 227 242,5 |
3 510 419,6 |
108,8 |
3 258 459,1 |
3 557 223,3 |
109,2 |
3 811 777,5 |
107,2 |
%% к ВВП |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
|
2,5 |
2,5 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
14,4 |
15,1 |
14,8 |
|
14,5 |
14,5 |
|
15,2 |
|
Вооруженные Силы Российской Федерации |
2 471 765,9 |
2 483 231,7 |
2 592 845,8 |
104,4 |
2 555 523,3 |
2 613 274,9 |
102,3 |
2 671 401,3 |
102,2 |
%% к ВВП |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
|
1,9 |
1,8 |
|
1,8 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
10,5 |
11,6 |
10,9 |
|
11,4 |
10,6 |
|
10,7 |
|
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
7 378,2 |
7 369,7 |
16 339,0 |
221,7 |
7 480,7 |
16 742,8 |
223,8 |
17 193,4 |
102,7 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,03 |
0,03 |
0,1 |
|
0,03 |
0,1 |
|
0,1 |
|
Мобилизационная подготовка экономики |
2 944,1 |
2 897,9 |
2 920,7 |
100,8 |
2 897,9 |
2 897,9 |
100,0 |
2 897,9 |
100,0 |
%% к ВВП |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
|
0,002 |
0,002 |
|
0,002 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
Ядерно-оружейный комплекс |
45 451,4 |
46 465,7 |
49 765,7 |
107,1 |
46 465,7 |
49 265,7 |
106,0 |
56 169,8 |
114,0 |
%% к ВВП |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
|
0,03 |
0,03 |
|
0,04 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
|
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
18 377,5 |
14 956,8 |
14 831,3 |
99,2 |
15 275,8 |
15 138,1 |
99,1 |
15 414,9 |
101,8 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
415 949,8 |
379 604,7 |
404 540,5 |
106,6 |
358 246,5 |
354 885,3 |
99,1 |
336 868,2 |
94,9 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
|
1,6 |
1,4 |
|
1,3 |
|
Другие вопросы в области национальной обороны |
411 121,1 |
292 716,0 |
429 176,7 |
146,6 |
272 569,2 |
505 018,6 |
185,3 |
711 832,0 |
141,0 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
|
0,2 |
0,4 |
|
0,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,8 |
1,4 |
1,8 |
|
1,2 |
2,1 |
|
2,8 |
|
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 283 177,1 млн рублей, в 2023 году на 298 764,2 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 254 554,2 млн рублей.
Наряду с общими подходами к формированию Законопроекта на изменение расходов по разделу "Национальная оборона" (в 2022 - 2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
на осуществление бюджетных инвестиций Минобороны России путем приоритизации направлений, в 2022 году на 3 046,3 млн рублей, в 2023 году на 2 546,8 млн рублей, уменьшение в 2024 году на 886,1 млн рублей;
на поддержание уровня денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на достигнутом уровне в 2022 году на 31 200,0 млн рублей, в 2023 году на 32 448,0 млн рублей, в 2024 году на 1 297,9 млн рублей;
на выполнение отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2022 году на 27 088,3 млн рублей, в 2023 году на 168 579,6 млн рублей, в 2024 году на 184 202,9 млн рублей;
на обеспечение международных мероприятий в 2022 году на 4 122,1 млн рублей, в 2023 году на 2 948,7 млн рублей, в 2024 году на 19,4 млн рублей;
на увеличение численности офицеров и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в 2022 году на 28 443,0 млн рублей, в 2023 году на 44 405,7 млн рублей, в 2024 году на 1 794,3 млн рублей;
на увеличение численности мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации в 2022 году на 15 368,5 млн рублей, в 2023 году на 15 899,5 млн рублей, в 2024 году на 657,5 млн рублей;
на создание объектов Иркутского суворовского военного училища в 2022 году на 4 500,0 млн рублей;
на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда работников центрального аппарата ФСВТС России в связи с принятием решения об установлении равного статуса и материального обеспечения гражданских служащих ФСТЭК России и ФСВТС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 в 2022 году на 12,5 млн рублей, в 2023 году на 13,0 млн рублей, в 2024 году на 0,5 млн рублей;
на финансовое обеспечение выплаты денежного довольствия военнослужащих ФСВТС России в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 19 января 2021 года N 37, от 20 января 2021 года N 38, от 21 января 2021 года N 39 в 2022 году на 1,3 млн рублей, в 2023 году на 1,3 млн рублей, в 2024 году на 0,1 млн рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании законопроекта по разделу "Национальная оборона", составят в 2022 году 68 958,2 млн рублей, в 2023 году - 205 752,3 млн рублей и в 2024 году - 391 005,1 млн рублей и будут направлены на:
выполнение обязательств, принятых по договорам при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также на проведение мероприятий, связанных с восполнением продукции военного назначения, поставленной из наличия при осуществлении военно-технического сотрудничества, на расходы Минобороны России, связанные с проведением паспортизации объектов Минобороны России, выполнением работ по развитию и пополнению информационных ресурсов Минобороны России "Память народа" и "Подвиг народа", регистрацией прав собственности и оформлением правоустанавливающих документов, обеспечением выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств, в 2022 - 2024 годах в объеме 4 400,4 млн рублей ежегодно;
создание объектов Иркутского суворовского военного училища в 2022 году в объеме 4 500,0 млн рублей;
расходы по обеспечению военных представительств Минобороны России и органов их контроля, в 2022 году в объеме 11 129,6 млн рублей, в 2023 году в объеме 11 574,8 млн рублей и в 2024 году в объеме 12 037,8 млн рублей;
выполнение отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2022 году в объеме 27 088,3 млн рублей, в 2023 году в объеме 168 579,6 млн рублей, в 2024 году в объеме 352 782,5 млн рублей;
увеличение численности мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации в 2022 году в объеме 15 431,9 млн рублей, в 2023 году в объеме 15 962,9 млн рублей, в 2024 году в объеме 16 530,4 млн рублей;
обеспечение международных мероприятий в 2022 году в объеме 4 122,1 млн рублей, в 2023 году в объеме 2 948,7 млн рублей, в 2024 году в объеме 2 968,1 млн рублей;
реализацию мероприятий, ранее реализуемых в рамках ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2021 годах", в 2022 - 2024 годах в объеме 2 285,9 млн рублей ежегодно.
"Национальная оборона" (открытая часть)
"Открытой частью" проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 243 513,3 млн. рублей на 2022 год, 1 424 997,44 млн. рублей на 2023 год и 1 643 585,51 млн. рублей на 2024 год.
Расходы на национальную оборону, предусмотренные "открытой частью" проекта федерального бюджета, по подразделам и классификации расходов бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, приведены в таблице:
тыс. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
02 |
|
1 243 513 317,6 |
1 424 997 443,6 |
1 643 585 513,9 |
Вооруженные Силы Российской Федерации |
02 |
01 |
1 067 266 309,7 |
1 110 599 324,3 |
1 143 701 572,7 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
02 |
03 |
16 339 000,0 |
16 742 750,0 |
17 193 393,7 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
02 |
07 |
6 531 179,7 |
6 768 895,7 |
6 942 052,8 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
02 |
08 |
19 926 303,5 |
20 219 617,4 |
21 065 884,6 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
02 |
09 |
133 450 524,7 |
270 666 856,2 |
454 682 610,1 |
Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорций в расходах по подразделам.
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел "Вооруженные Силы Российской Федерации".
Расходы по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации" (открытая часть) предусмотрены в 2022 году в сумме 1 067,3 млрд. рублей, в 2023 году в сумме 1 110,6 млрд. рублей и 1 143,7 млрд. рублей в 2024 году.
Распределение бюджетных ассигнований по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации" федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
тыс. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Вооруженные Силы Российской Федерации, из них: |
02 |
01 |
|
1 067 266 309,7 |
1 110 599 324,3 |
1 143 701 572,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" |
02 |
01 |
08 |
2 852,9 |
2 852,9 |
2 852,9 |
Комплекс процессных мероприятий "Реализация Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" |
02 |
01 |
08 4 03 |
2 852,9 |
2 852,9 |
2 852,9 |
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" |
02 |
01 |
23 |
2 356 613,3 |
20 213,3 |
20 213,3 |
Федеральный проект "Цифровое государственное управление" |
02 |
01 |
23 1 D6 |
2 336 400,0 |
|
|
Ведомственный проект "Создание и внедрение информационных технологий в сфере государственного управления" |
02 |
01 |
23 3 02 |
20 213,3 |
20 213,3 |
20 213,3 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
02 |
01 |
31 |
1 064 906 843,5 |
1 110 576 258,1 |
1 143 678 506,5 |
Федеральный проект "Автомобильные дороги Минобороны России" |
02 |
01 |
31 1 R4 |
850 000,0 |
850 000,0 |
800 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими" |
02 |
01 |
31 4 01 |
90 413,4 |
90 413,4 |
90 413,4 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование системы подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 02 |
1 894 518,9 |
1 961 087,8 |
1 971 403,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 03 |
234 575 335,5 |
235 166 541,2 |
236 149 532,4 |
Комплекс процессных мероприятий "Проведение мероприятий по содержанию и эксплуатации недвижимого имущества и объектов Министерства обороны Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 04 |
31 680 196,7 |
31 678 833,8 |
31 686 633,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Инспекционная деятельность" |
02 |
01 |
31 4 06 |
181 046,0 |
181 812,1 |
182 961,1 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствами" |
02 |
01 |
31 4 07 |
17 519 150,7 |
17 656 325,0 |
17 866 496,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплата пособий и компенсаций" |
02 |
01 |
31 4 10 |
764 990 078,5 |
809 691 469,6 |
841 406 399,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение страхования в Вооруженных Силах Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 11 |
5 696 420,1 |
5 910 093,5 |
6 123 953,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, а также реализация иных социальных гарантий" |
02 |
01 |
31 4 12 |
311 094,1 |
311 094,1 |
322 125,1 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование военно-политической, психологической работы и социологического мониторинга в Вооруженных Силах Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 14 |
951 072,8 |
911 072,8 |
911 072,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Поддержание в готовности специальных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 16 |
1 132 449,3 |
1 132 449,3 |
1 132 449,3 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение связью Вооруженных Сил Российской Федерации" |
02 |
01 |
31 4 17 |
5 035 067,5 |
5 035 065,5 |
5 035 065,5 |
Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2022 году на 4,0%, в 2023 году на 4,0% и в 2024 году на 4,0%.
Наряду с этим законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в 2022 году на 31 200,0 млн рублей, в 2023 году на 32 448,0 млн рублей, в 2024 году на 1 297,9 млн рублей в целях поддержания уровня денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на достигнутом уровне.
Комитет по обороне поддерживает данное решение Правительства Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих в связи с полным восстановлением указанных бюджетных ассигнований, а также ростом численности участников накопительно-ипотечной системы в 2022 году на 19 377,8 млн рублей, в 2023 году на 25 775,6 млн рублей.
Расходы по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" (открытая часть) предусмотрены в 2022 году в сумме 16,3 млрд. рублей, в 2023 году в сумме 16,7 млрд. рублей и 17,19 млрд. рублей в 2024 году. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" в сравнении с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 на 8,97 млрд рублей, в 2023 году на 9,26 млрд рублей и в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, на 453 млн рублей.
Распределение бюджетных ассигнований по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка " федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
тыс. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Мобилизационная и вневойсковая подготовка, из них: |
02 |
03 |
|
16 339 000,0 |
16 742 750,0 |
17 193 393,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
02 |
03 |
31 |
16 339 000,0 |
16 742 750,0 |
17 193 393,7 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими" |
02 |
03 |
31 4 01 |
16 243 078,1 |
16 646 828,1 |
17 097 471,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, а также реализация иных социальных гарантий" |
02 |
03 |
31 4 12 |
95 921,9 |
95 921,9 |
95 921,9 |
Увеличение бюджетных ассигнований наряду с общими подходами связано с уточнением расходов на материально-техническое обеспечение учреждений Минобороны России, а также компенсацией расходов по выплате среднего заработка медицинским работникам, привлекаемым от сторонних организаций для проведения медицинского освидетельствования граждан.
В 2022 - 2024 годах по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" будет продолжено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе на осуществление первичного воинского учета органами местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 3 319,9 млн рублей, в 2023 году в объеме 3 431,0 млн рублей, в 2024 году в объеме 3 550,7 млн рублей.
За счет субвенции планируется осуществить финансирование переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Также законопроектом планируется выделение субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" в объеме 1 038,83 млн рублей в 2022 и 2023 годах, в 2024 году в объеме 1 052,11 млн рублей.
Распределение бюджетных ассигнований по подразделу "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
тыс. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
02 |
07 |
|
6 531 179,7 |
6 768 895,7 |
6 942 052,8 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
02 |
07 |
31 |
6 531 179,7 |
6 768 895,7 |
6 942 052,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствами" |
02 |
07 |
31 4 07 |
1 677 041,2 |
1 684 241,5 |
1 695 041,9 |
Распределение бюджетных ассигнований по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
тыс. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
02 |
08 |
|
19 926 303,5 |
20 219 617,4 |
21 065 884,6 |
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" |
02 |
08 |
23 |
424 905,5 |
|
|
Федеральный проект "Цифровое государственное управление" |
02 |
08 |
23 1 D6 |
424 905,5 |
|
|
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
02 |
08 |
31 |
19 483 398,0 |
20 219 617,4 |
21 065 884,6 |
Ведомственный проект "Обеспечение развития технических систем контроля исполнения международных договоров" |
02 |
08 |
31 3 02 |
937 161,5 |
872 561,5 |
851 061,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение научной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" |
02 |
08 |
31 4 18 |
11 827 004,0 |
12 292 251,1 |
12 799 619,3 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации" |
02 |
08 |
51 |
18 000,0 |
|
|
Ведомственный проект "Разработка генодиагностических платформ для экспресс-индикации новых особо опасных и экзотических инфекций" |
02 |
08 |
51 3 10 |
18 000,0 |
|
|
Распределение бюджетных ассигнований по подразделу "Другие вопросы в области национальной обороны" федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
тыс. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Другие вопросы в области национальной обороны |
02 |
09 |
|
133 450 524,7 |
270 666 856,2 |
454 682 610,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России" |
02 |
09 |
21 |
9 765 272,7 |
10 211 989,0 |
10 211 989,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Осуществление производственно-технологической деятельности в космической отрасли" |
02 |
09 |
21 4 05 |
447 948,3 |
447 897,4 |
447 897,4 |
Субсидии на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса (Иные бюджетные ассигнования) |
02 |
09 |
21 4 05 64210 |
447 948,3 |
447 897,4 |
447 897,4 |
Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" |
02 |
09 |
21 5 01 |
9 317 324,4 |
9 764 091,6 |
9 764 091,6 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
02 |
09 |
31 |
48 386 296,2 |
48 123 407,0 |
47 386 417,1 |
Федеральный проект "Развитие инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации" |
02 |
09 |
31 2 01 |
42 443 575,6 |
42 054 075,6 |
41 217 875,6 |
Ведомственный проект "Обеспечение развития технических систем контроля исполнения международных договоров" |
02 |
09 |
31 3 02 |
271 700,0 |
336 300,0 |
357 800,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование системы подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации" |
02 |
09 |
31 4 02 |
992 544,8 |
991 339,0 |
1 000 220,6 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" |
02 |
09 |
31 4 03 |
1 272 374,4 |
1 317 352,3 |
1 364 234,1 |
Комплекс процессных мероприятий "Промышленная утилизация вооружения и военной техники" |
02 |
09 |
31 4 05 |
2 477 897,4 |
2 477 897,4 |
2 477 897,4 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствами" |
02 |
09 |
31 4 07 |
672 953,3 |
684 822,9 |
698 468,9 |
Комплекс процессных мероприятий "Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, а также реализация иных социальных гарантий" |
02 |
09 |
31 4 12 |
19 119,1 |
19 119,1 |
19 119,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" |
02 |
09 |
44 |
6 009 930,0 |
6 009 930,0 |
6 009 930,0 |
Федеральный проект "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса" |
02 |
09 |
44 2 01 |
5 127 200,0 |
5 127 200,0 |
5 127 200,0 |
Субсидии на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса (Иные бюджетные ассигнования) |
02 |
09 |
44 2 01 64210 |
2 054 200,0 |
2 054 200,0 |
2 054 200,0 |
Субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства (Иные бюджетные ассигнования) |
02 |
09 |
44 2 01 64220 |
463 000,0 |
463 000,0 |
463 000,0 |
Субсидии российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (Иные бюджетные ассигнования) |
02 |
09 |
44 2 01 64830 |
2 610 000,0 |
2 610 000,0 |
2 610 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Стимулирование и сопровождение научной и производственной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса" |
02 |
09 |
44 4 01 |
882 730,0 |
882 730,0 |
882 730,0 |
Стипендии для ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
02 |
09 |
44 4 01 31010 |
200 000,0 |
200 000,0 |
200 000,0 |
Стипендии для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
02 |
09 |
44 4 01 31020 |
385 000,0 |
385 000,0 |
385 000,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации" |
02 |
09 |
51 |
318 000,0 |
559 000,0 |
58 900,0 |
Ведомственный проект "Укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, с учетом их функций в области обеспечения химической и биологической безопасности" |
02 |
09 |
51 3 03 |
318 000,0 |
559 000,0 |
58 900,0 |
Реализация функций иных федеральных органов государственной власти |
02 |
09 |
99 |
68 971 025,8 |
205 762 530,2 |
391 015 374,0 |
Мобилизационная подготовка органов государственной власти |
02 |
09 |
99 7 00 |
2 598,5 |
34,1 |
34,1 |
Иные непрограммные мероприятия |
02 |
09 |
99 9 00 |
68 968 427,3 |
205 762 496,1 |
391 015 339,9 |
Законопроектом предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе:
на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 210,3 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 082,0 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ;
на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 2 000,0 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 800,0 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ;
на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 984,1 млн рублей. Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ не были предусмотрены.
Законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в 2022 году на 427 209,4 млн рублей, в 2023 году на 529 125,4 млн рублей и в 2024 году на 57 995,0 млн рублей.
Бюджетные ассигнования по подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" раздела 10 "Социальная политика" в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, законопроектом предусматриваются в 2022 году в размере 839,72 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 718 тысяч человек, в 2023 году в размере 931,20 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 740 тысяч человек, в 2024 году в размере 989,19 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 762 тысяч человек.
"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"
Соотношение расходов федерального бюджета, с расходами предусмотренными Законопроектом по разделу 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, представлены в таблице:
млн. рублей
Наименования разделов |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
2 384 416,2 |
2 406 014,6 |
2 799 995,6 |
116,4 |
2 543 621,4 |
2 902 670,4 |
114,1 |
3 008 141,6 |
103,6 |
%% к ВВП |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
|
1,9 |
2,0 |
|
2,0 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
10,2 |
11,3 |
11,8 |
|
11,3 |
11,8 |
|
12,0 |
|
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2022 году составят 2 799 995,6 млн рублей, в 2023 году - 2 902 670,4 млн рублей, в 2024 году - 3 008 141,6 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составит в 2022 году - 2,1%, в 2023 и 2024 годах - 2,0% соответственно.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2022 - 2024 годах по сравнению с 2021 годом (10,2%) увеличится и составит 11,8%, 11,8% и 12,0% соответственно.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 393 981,0 млн рублей, в 2023 году на 359 049,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 105 471,2 млн рублей.
Наряду с общими подходами к формированию Законопроекта на изменение расходов по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (в 2022 и 2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
на реализацию приоритетных направлений деятельности Росгвардии в 2022 году на 13 174,0 млн рублей, в 2023 году на 13 216,4 млн рублей, в 2024 году на 0,7 млн рублей;
на реализацию приоритетных направлений деятельности МВД России в 2022 году на 14 553,8 млн рублей, в 2023 году на 14 792,4 млн рублей и уменьшение в 2024 году на 72,6 млн рублей;
на материально-техническое обеспечение органов прокуратуры Российской Федерации в 2022 и 2023 годах на 393,4 млн рублей ежегодно;
на создание и развитие информационной системы "Правовая помощь" в 2022 году на 202,5 млн рублей;
на проведение капитального и текущего ремонта административных зданий Минюста России в 2022 году на 534,4 млн рублей, в 2023 году на 317,7 млн рублей;
на почтовые расходы ФССП России, в 2022 и 2023 годах на 700,0 млн рублей ежегодно;
на возмещение расходов по оказанию медицинской помощи сотрудникам УИС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 в 2022 году на 232,5 млн рублей, в 2023 году на 294,6 млн рублей;
на недопущение снижения в 2022 году уровня оплаты труда осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду на работах по обеспечению деятельности учреждений и органов УИС, а также в целях исполнения законодательства Российской Федерации в части привлечения к труду осужденных к лишению свободы в соответствии со статьей 103 УИК России в 2022 и 2023 годах на 790,7 млн рублей ежегодно;
на обеспечение эффективного сдерживающего фактора от уклонения осужденных к ограничению свободы, подозреваемых и обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста от контроля уголовно-исполнительных инспекций и совершения ими повторных преступлений в 2022 году на 402,5 млн рублей;
на обеспечение личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы законодательно положенными социальными гарантиями в 2022 году на 1,4 млн рублей, в 2023 году на 0,8 млн рублей;
на осуществление доведения инфраструктуры военных городков и имущественных комплексов Росгвардии до уровня, позволяющего обеспечить выполнение задач, и обеспечение надлежащего уровня безопасности, а также на строительство административных зданий органов прокуратуры Российской Федерации в 2022 году на 1 628,1 млн рублей, в 2023 году на 818,7 млн рублей, в 2024 году на 80,2 млн рублей;
на денежное довольствие сотрудникам МВД России в 2022 году на 4 379,5 млн рублей, в 2023 году на 4 554,6 млн рублей;
на капитальный ремонт, квартирно-эксплуатационное обеспечение, строительство быстровозводимых конструкций Росгвардией в 2022 году на 3 799,5 млн рублей;
на выплату военнослужащим и сотрудникам Росгвардии денежной компенсации за наем жилых помещений в 2022 и 2023 годах на 3 456,8 млн рублей ежегодно;
на повышение надбавки к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам ГФС России в 2022 году на 172,0 млн рублей;
на закупку МВД России изданий Конституции Российской Федерации в целях вручения одновременно с паспортом гражданина Российской Федерации в 2022 и 2023 годах на 60,0 млн рублей ежегодно;
на приобретение служебного автотранспорта, вещевое обеспечение сотрудникам ГФС России, возмещение учреждениям здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам ГФС России, на уплату земельного налога учреждениям ГФС России в 2022 году на 25,0 млн рублей;
на реализацию федерального проекта "Безопасность дорожного движения" в связи с доведением его параметров до утвержденного паспорта проекта в 2024 году на 60,3 млн рублей;
на финансовое обеспечение выполнения функций МВД России по решению Правительства Российской Федерации и в целях, определяемых Правительством Российской Федерации, в 2022 году в объеме 190,7 млн рублей, в 2023 году - 185,8 млн рублей, в 2024 году - 0,9 млн рублей;
на создание системы финансово-хозяйственной деятельности Росгвардии в 2022 году на 952,4 млн рублей;
на создание и развитие системы приема, хранения и уничтожения добровольно сданного или найденного оружия и патронов к нему в 2022 и 2023 годах на 240,0 млн рублей ежегодно;
на обеспечение деятельности МВД России, Росгвардии и ГФС России в 2022 году на 1 275,7 млн рублей, в 2023 году на 1 453,6 млн рублей;
на обеспечение деятельности учреждений и органов УИС в связи с изменениями штатной структуры в 2022 году на 395,5 млн рублей, в 2023 году на 411,3 млн рублей, в 2024 году на 16,5 млн рублей;
на социальные выплаты сотрудникам органов принудительного исполнения в связи с изменением численности получателей, в 2022 году на 145,9 млн рублей, в 2023 году на 95,7 млн рублей;
на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, определенных Указами Президента Российской Федерации 2012 года, в связи с уточнением макропрогноза в части показателя темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в 2022 году на 22,1 млн рублей, в 2023 году на 23,2 млн рублей, в 2024 году на 13,4 млн рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
в рамках национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" в связи с приведением объемов бюджетных ассигнований в соответствие с паспортом указанного нацпроекта в 2024 году на 5 444,1 млн рублей;
на финансовое обеспечение деятельности ФГКУ ДПО "Национальный аэромобильный спасательный учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров" в 2022 году на 183,4 млн рублей, в 2023 году на 190,2 млн рублей, в 2024 году на 7,2 млн рублей;
на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России в 2022 году на 17,4 млн рублей, в 2023 году на 14,2 млн рублей;
на поэтапное проведение капитальных (текущих) ремонтных работ и иных мероприятий эксплуатируемых зданий и сооружений ФГБУ "Пансионат "Солнечный МЧС России" в 2022 и 2023 годах на 60 млн рублей ежегодно;
на государственное страхование жизни и здоровья сотрудников МВД России в 2022 и 2023 годах на 1 500,0 млн рублей ежегодно;
на прочую закупку товаров, работ и услуг ФСИН России в 2022 и 2023 годах на 23,0 млн рублей ежегодно;
на продовольственное обеспечение ФСИН России в 2022 и 2023 годах на 60,0 млн рублей ежегодно;
на прочую закупку товаров работ и услуг, закупку электроэнергии, закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества, иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда СК России, в 2022 году на 3 163,0 млн рублей, в 2023 году на 3 374,5 млн рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании Законопроекта по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составят в 2022 году 190,7 млн рублей, в 2023 году - 185,8 млн рублей, в 2024 году - 186,7 млн рублей и будут направлены на финансовое обеспечение выполнения функций МВД России по решению Правительства Российской Федерации и в целях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Выводы:
1. Проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" и Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2022 году составят 3 510 419,6 млн. рублей, в 2023 году - 3 557 223,3 млн. рублей и в 2024 году - 3 811 777,5 млн. рублей.
"Открытой частью" проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 243 513,3 млн. рублей на 2022 год, 1 424 997,44 млн. рублей на 2023 год и 1 643 585,51 млн. рублей на 2024 год.
3. Доля планируемых расходов на "Национальную оборону" по отношению к ВВП составит в 2022 году - 2,6%, в 2023 и 2024 году - 2,5%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2022 и 2023 годах по сравнению с 2021 годом (14,4%) увеличится и составит в 2022 году - 14,8%, в 2023 году - 14,5% и 15,2% в 2024 году.
4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований позволят обеспечить реализацию основных стратегических целей для развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.