Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в сфере социального развития
1. Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается увеличение МРОТ с 1 января 2022 года - на 6,4 процента и установление его в сумме 13 617 рублей в месяц.
В 2023 и 2024 годах МРОТ будет определяться с учетом темпов роста медианной заработной платы, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.
2. Индексация публичных нормативных обязательств с 1 февраля ежегодно на прогнозный уровень инфляции за предшествующий год: в 2022 году - на 5,8 процента, в 2023 году - на 4,0 процента, в 2024 году - на 4,0 процента.
3. Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней неработающих пенсионеров с 1 января ежегодно (в 2022 году - на 5,9 процента, в 2023 году - на 5,6 процента, в 2024 году - на 5,5 процента).
4. Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля ежегодно в соответствии с законодательством Российской Федерации на прогнозный показатель роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год: в 2022 году - на 7,7 процента, в 2023 году - на 2,5 процента, в 2024 году - на 9,9 процента.
5. Повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы к предыдущему году, в 2022 году - на 6,9 процента, в 2023 году - на 6,5 процента, в 2024 году - на 6,6 процента.
6. Индексация на прогнозный уровень инфляции в 2022 году на 4,0 процента, в 2023 году - на 4,0 процента, в 2024 году - на 4,0 процента:
с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов;
с 1 октября заработной платы работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, а также денежное довольствие военнослужащих и пенсии лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы.
7. Индексация с 1 января на темп роста прожиточного минимума для детей выплат на государственную поддержку семей, имеющих детей, в 2022 году на 2,5 процента, в 2023 году - на 9,9 процента, в 2024 году - на 7,2 процента.
Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах на реализацию мероприятий государственных программ Российской Федерации и раздела функциональной классификации расходов федерального бюджета "Социальная политика"
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" является ответственным за рассмотрение государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм) "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда", "Содействие занятости населения" и раздела функциональной классификации расходов федерального бюджета "Социальная политика".
Согласно представленным к Законопроекту материалам структура и содержание госпрограмм, и соответствующее отражение структурных элементов госпрограмм в классификации расходов федерального бюджета, претерпели существенные изменения. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", предусматривающего совершенствование системы управления госпрограммами, разработаны новые редакции госпрограмм, паспорта которых утверждены протокольным решением Правительства Российской Федерации (от 21 сентября 2021 года N 29). Реализация новых редакций госпрограмм начинается с 1 января 2022 года.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации госпрограммы в качестве структурных элементов содержат федеральные проекты и ведомственные проекты, - составляющие проектную часть госпрограммы, и реализуемых в течение утвержденного паспортом федерального проекта периода, а также комплексы процессных мероприятий, реализуемых непрерывно, либо на периодической основе.
Федеральные проекты, ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий группируются по направлениям (подпрограммам) соответствующей госпрограммы. Однако в бюджетной классификации расходов федерального бюджета, как это было до настоящего времени, направления (подпрограммы) госпрограмм не отражаются.
Согласно требованиям к содержанию госпрограмм, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации утверждаются только стратегические приоритеты госпрограмм, паспорта госпрограмм утверждаются протокольным решением Правительства Российской Федерации и в дальнейшем могут корректироваться управляющим советом госпрограммы, паспорта федеральных проектов утверждаются управляющим советом госпрограммы, паспорта ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий утверждаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В материалах, направленных в Государственную Думу одновременно с Законопроектом, представлены только новые редакции паспортов госпрограмм.
Кроме того, вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предоставляющие право Правительству Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период перераспределять бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на финансовое обеспечение реализации госпрограмм, между госпрограммами и (или) их структурными элементами в ходе исполнения бюджета в пределах 10 процентов от общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующей госпрограммы по согласованию с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Расходы федерального бюджета на 2022 - 2024 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе основных направлений расходов (федеральных проектов и комплексов процессных мероприятий) запланированы в следующих объемах:
млн. рублей
Наименование |
2021 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2021) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
к проекту на 2023 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
2 458 312,8 |
2 064 809,3 |
2 215 686,5 |
107,3 |
2 210 713,0 |
2 414 666,6 |
109,2 |
2 581 606,6 |
106,9 |
в том числе: |
|
||||||||
Федеральные проекты |
|
||||||||
549 684,6 |
705 937,2 |
675 593,0 |
95,7 |
808 672,0 |
798 007,6 |
98,7 |
874 676,4 |
109,6 |
|
6 070,1 |
9 760,7 |
10 193,4 |
104,4 |
12 120,4 |
12 553,1 |
103,6 |
14 609,8 |
116,4 |
|
"Модернизация сферы социального обслуживания и развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг" |
2 262,7 |
1 256,8 |
2 108,5 |
167,8 |
1 257,2 |
2 108,9 |
167,8 |
2 109,3 |
100,0 |
"Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" |
347 609,2 |
250 806,9 |
371 533,5 |
148,1 |
253 354,8 |
387 694,7 |
153,0 |
413 799,9 |
106,7 |
"Социальное казначейство" |
0,0 |
0,0 |
538,0 |
- |
0,0 |
538,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
|
||||||||
"Предоставление мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний" |
40 465,0 |
42 731,3 |
41 209,1 |
96,4 |
44 044,5 |
42 343,9 |
96,1 |
43 592,3 |
102,9 |
Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" |
1 903,1 |
1 918,9 |
1 741,4 |
90,8 |
1 941,3 |
1 725,5 |
88,9 |
1 669,4 |
96,7 |
"Предоставление мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий" |
79 143,4 |
81 938,7 |
79 761,4 |
97,3 |
85 387,3 |
83 296,9 |
97,5 |
87 264,5 |
104,7 |
"Предоставление мер государственной поддержки инвалидам" |
330 820,6 |
339 057,3 |
339 758,4 |
100,2 |
348 538,9 |
350 022,6 |
100,4 |
360 167,5 |
102,8 |
"Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми" |
144 809,0 |
106 901,6 |
196 235,6 |
183,6 |
111 158,5 |
213 480,3 |
192,1 |
228 512,1 |
107,0 |
"Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам" |
92 647,4 |
90 426,5 |
82 141,2 |
90,8 |
90 694,0 |
94 627,5 |
104,3 |
111 488,0 |
117,8 |
"Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" |
266 506,0 |
275 776,8 |
266 965,2 |
96,8 |
286 382,9 |
273 204,0 |
95,4 |
279 840,7 |
102,4 |
"Предоставление мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, уволенным из их числа, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов государственной власти, гражданам, проходившим военные сборы, инвалидам вследствие военной травмы, погибшим (умершим), или получившим увечья при исполнении служебных обязанностей, и членам их семей" |
39 853,6 |
40 781,7 |
39 737,2 |
97,4 |
42 021,5 |
40 176,2 |
95,6 |
41 716,5 |
103,8 |
"Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" |
97 063,3 |
102 766,0 |
92 981,8 |
90,5 |
109 962,1 |
99 488,5 |
90,5 |
106 307,9 |
106,9 |
"Обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" |
21,0 |
17,9 |
17,8 |
99,5 |
17,9 |
17,9 |
99,8 |
18,0 |
100,6 |
Предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" |
14 406,3 |
14 591,6 |
15 171,0 |
104,0 |
15 008,4 |
15 381,0 |
102,5 |
15 834,3 |
102,9 |
Планируемые Законопроектом объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы, предусмотренных в ее новой редакции, по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 г. N 385-ФЗ (далее - Закон N 385-ФЗ), в 2022 году увеличены на 150 877,2 млн. рублей, или на 7,3 процента, в 2023 году на 203 953,5 млн. рублей, или на 9,2 процента, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 166 940,0 млн. рублей, или на 6,9 процента.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, изменение параметров финансового обеспечения госпрограммы обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований по:
федеральному проекту "Старшее поколение" в 2022 - 2023 гг. на 432,7 млн. рублей ежегодно, в 2024 году - на 2 056,7 млн. рублей, в связи с увеличением ассигнований на обеспечение введения в эксплуатацию объектов капитального строительства для размещения граждан в стационарных организациях социального обслуживания при использовании субъектами Российской Федерации механизмов инвестирования в экономику Российской Федерации в 2022 - 2024 годах на 432,7 млн. рублей ежегодно в целях стимулирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по привлечению внебюджетных источников финансирования на реализацию мероприятий федерального проекта;
комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми" в 2022 году на 89 334,0 млн. рублей, в 2023 году на 102 321,8 млн. рублей, в 2024 году на 15 031,8 млн. рублей в связи с введением с 1 июля 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, а также в связи с уточнением численности получателей и с учетом индексации пособий и выплат;
комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки инвалидам " в 2022 году на 701,1 млн. рублей, в 2023 году на 1 483,7 млн. рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 10 144,9 млн. рублей в связи с уточнением численности получателей и с учетом индексации;
изменением финансового обеспечения по:
федеральному проекту "Финансовая поддержка семей при рождении детей", в том числе:
увеличением в 2022 году на 8 482,1 млн. рублей, в 2023 году на 15 696,9 млн. рублей, в 2024 году на 20 186,9 млн. рублей на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в связи с внесением изменений в перечень субъектов Российской Федерации - получателей субсидии и уточнением величины прожиточного минимума для детей в субъектах Российской Федерации;
увеличением в 2023 году на 11 771,8 млн. рублей, в 2024 году на 24 157,1 млн. рублей на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в связи с уточнением численности получателей и величины прожиточного минимума для детей в субъектах Российской Федерации;
уменьшением в 2022 году на 37 202,4 млн. рублей, в 2023 году на 38 091,0 млн. рублей, в 2024 году на 19 675,7 млн. рублей на предоставление материнского (семейного) капитала в связи с уточнением численности получателей;
уменьшением в 2022 году на 1 583,4 млн. рублей на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в связи с уточнением численности получателей;
федеральному проекту "Модернизация сферы социального обслуживания и развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг", в том числе:
увеличением в 2022 - 2024 годах на 855,0 млн. рублей ежегодно в связи принятием решения о продолжении финансового обеспечения деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
уменьшением в 2022 - 2024 годах на 3,3 млн рублей ежегодно в связи с переносом расходов на проведение статистических обследований и переписей в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
федеральному проекту "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан", в том числе:
увеличением в 2022 году на 23 901,4 млн. рублей, в 2023 году на 25 981,2 млн. рублей и в 2024 году на 3 295,3 млн. рублей на выплату региональных социальных доплат к пенсии в связи с пересчетом величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации;
увеличением в 2022 году на 106 825,3 млн. рублей, в 2023 году на 118 358,7 млн. рублей, в 2024 году на 22 809,9 млн. рублей на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в связи с изменением размера выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и величины прожиточного минимума для детей в субъектах Российской Федерации;
уменьшением в 2022 - 2024 годах ежегодно на 10 000,0 млн. рублей в связи с переносом мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в государственную программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний" с уменьшением в 2022 году на 1 522,2 млн. рублей, в 2023 году на 1 700,6 млн. рублей, и увеличением в 2024 году на 1 248,4 млн. рублей, - в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и снижением численности получателей, а также снижением потребности на выплату задолженности по исполнению судебных решений по искам граждан;
комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий" с уменьшением в 2022 году на 2 177,3 млн. рублей, в 2023 году на 2 090,4 млн. рублей, и увеличением в 2024 году на 3 967,6 млн рублей, - в связи с уточнением численности получателей и с учетом индексации;
комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" с уменьшением в 2022 году на 8 811,6 млн. рублей, в 2023 году на 13 178,8 млн. рублей, и увеличением в 2024 году на 6 636,7 млн. рублей, - в связи с уточнением численности получателей и с учетом индексации пособий и выплат;
комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам", с уменьшением в 2022 году на 8 285,3 млн. рублей, увеличением в 2023 году на 3 933,5 млн. рублей и в 2024 году на 16 860,5 млн. рублей, - в связи с уточнением численности получателей и размеров выплат и компенсаций;
комплексу процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования", с уменьшением в 2022 году на 9 784,2 млн. рублей, в 2023 году на 10 473,6 млн. рублей, увеличением в 2024 году на 6 819,4 млн. рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установление пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе уменьшением к уровню, утвержденному Законом N 385-ФЗ, в 2022 году - на 12,5 процента, в 2023 году - на 12,6 процента, увеличением в 2024 году к уровню 2023 года на 6,9 процента;
включением в состав госпрограммы федерального проекта "Социальное казначейство" с объемом финансирования в 2022 - 2023 годах в сумме 538,0 млн. рублей ежегодно для обеспечения деятельности федерального казенного учреждения "Информационные технологии в социальной сфере" (создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2021 г. N 317-р).
В разрезе отдельных мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках госпрограммы, Комитет отмечает следующие замечания.
Законопроектом на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в 2022 году предусмотрено бюджетных ассигнований в сумме 7 449,6 млн. рублей, с увеличением на 3,2 процента по отношению к уровню 2021 года, в 2023 году - 7 822,2 млн. рублей, с увеличением на 5,0 процента по отношению к плановым значениям на 2022 год, в 2024 году - 8 213,2 млн. рублей, с увеличением на 5,0 процента по отношению к плановым значениям на 2023 год.
Тем не менее, с 2005 года обеспеченность льготных категорий граждан данной социальной услугой, которая гарантируется законодательством Российской Федерации, ежегодно уменьшается.
В 2020 году степень обеспечения граждан данной социальной услугой составила 19,8 процента (в 2019 году - 21,9 процента , в 2018 году - 22,5 процента, в 2017 году - 23,2 процента). В связи с этим растет социальное недовольство среди льготных категорий граждан неудовлетворительным предоставлением данной социальной услуги.
Несмотря на рекомендации Государственной Думы Правительству Российской Федерации подготовить и внести предложения об изменении механизма предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, до настоящего времени соответствующих предложений от Правительства Российской Федерации не поступило.
Компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и инвалидами I группы, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", размер которых составляет 1200 рублей, не увеличивались с момента издания Указа, что также вызывает серьезное социальное напряжение в соответствующей социальной группе населения.
2. Государственная программа "Доступная среда"
Расходы федерального бюджета на 2022 - 2024 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе основных направлений расходов (федеральных проектов и комплексов процессных мероприятий) запланированы в следующих объемах:
млн. рублей
Наименование |
2021 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2021) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
к проекту на 2023 г., % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Всего |
68 606,0 |
59 039,5 |
63 519,3 |
107,6 |
59 934,9 |
64 414,7 |
107,5 |
64 933,8 |
100,8 |
|
в том числе: |
|
|||||||||
Федеральные проекты |
|
|||||||||
"Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития" |
2 889,6 |
2 896,6 |
2 896,6 |
100,0 |
2 900,9 |
2 900,9 |
100,0 |
2 925,7 |
100,9 |
|
"Информационная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения" |
249,0 |
249,0 |
417,0 |
167,5 |
249,0 |
417,0 |
167,5 |
249,0 |
59,7 |
|
Комплексы процессных мероприятий |
|
|||||||||
"Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" |
45 566,3 |
36 017,8 |
40 320,0 |
111,9 |
36 030,7 |
40 340,3 |
112,0 |
40 355,8 |
100,0 |
|
"Обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления медико-социальной экспертизы" |
19 686,5 |
19 673,5 |
19 656,0 |
99,9 |
20 550,2 |
20 525,3 |
99,9 |
21 170,3 |
103,1 |
|
"Развитие безбарьерной среды" |
196,9 |
202,7 |
229,7 |
113,3 |
204,1 |
231,2 |
113,3 |
232,9 |
100,8 |
Планируемые Законопроектом объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы, предусмотренных в ее новой редакции, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 4 479,8 млн. рублей, или на 7,6 процента, в 2023 году на 4 479,8 млн. рублей, или на 7,5 процента, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 519,1 млн. рублей, или на 0,8 процента.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения госпрограммы обусловлено увеличением бюджетных ассигнований по:
федеральному проекту "Информационная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения" во исполнение подпункта "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N Пр-2243 на предоставление субсидии телерадиовещательным организациям на финансовое обеспечение расходов, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию программно-аппаратных комплексов для организации скрытого субтитрирования на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах в 2022 - 2023 годах на 168,0 млн. рублей ежегодно;
комплексу процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" в 2022 году на 4 302,7 млн. рублей, в 2023 году на 4 310,1 млн. рублей, в 2024 году на 15,5 млн. рублей, в том числе:
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в 2022 - 2023 годах на 3 940,0 млн. рублей ежегодно в целях выполнения соответствующих обязательств в полном объеме;
на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в 2022 - 2023 годах на 300,0 млн рублей ежегодно в связи с началом реализации указанного мероприятия с 2022 года;
комплексу процессных мероприятий "Развитие безбарьерной среды" - увеличением объема бюджетных ассигнований во исполнение подпункта "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N Пр-2243 на финансовое обеспечение мероприятий по организации скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в 2022 - 2023 годах на 26,3 млн рублей ежегодно;
комплексу процессных мероприятий "Обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления медико-социальной экспертизы" в 2024 году на 645,1 млн рублей, в том числе на повышение оплаты труда отдельных категорий сотрудников ФКУ Главные бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России в 2024 году на 605,5 млн рублей в связи с индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
Бюджетные ассигнования на оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям запланированы на период 2022 - 2024 годов в сумме 1 827,4 млн. рублей ежегодно, то есть на уровне текущего года, в том числе:
субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов в объеме 1 536,4 млн. рублей ежегодно;
субсидии отдельным некоммерческим организациям на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов и защиту прав и интересов инвалидов в объеме 290,9 млн. рублей ежегодно.
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
Расходы федерального бюджета на 2022 - 2024 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе основных направлений расходов (федеральных проектов и комплексов процессных мероприятий) запланированы в следующих объемах:
млн. рублей
Наименование |
2021 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2021) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
к проекту на 2023 г., % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Всего |
109 300,9 |
92 506,8 |
77 479,8 |
83,7 |
93 312,6 |
77 526,4 |
83,0 |
77 584,7 |
100,0 |
|
в том числе: |
|
|||||||||
Федеральные проекты |
|
|||||||||
473,3 |
235,5 |
235,5 |
100,0 |
142,2 |
142,2 |
100,0 |
158,0 |
111,1 |
||
12 034,5 |
9 466,4 |
9 466,4 |
100,0 |
9 483,8 |
9 483,8 |
100,0 |
9 487,5 |
100,0 |
||
Комплексы процессных мероприятий |
|
|||||||||
"Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
79 557,5 |
78 819,9 |
64 109,2 |
81,3 |
79 645,1 |
64 198,2 |
80,6 |
64 175,2 |
100,0 |
|
"Развитие институтов рынка труда" |
891,7 |
755,7 |
745,4 |
98,6 |
762,9 |
751,6 |
98,5 |
760,9 |
101,2 |
|
"Надзор и контроль в сфере труда и занятости" |
3 620,7 |
2 768,7 |
2 889,5 |
104,3 |
2 827,9 |
2 916,8 |
103,1 |
2 969,3 |
101,7 |
|
"Безопасный труд" |
33,8 |
33,8 |
33,8 |
100,0 |
33,8 |
33,8 |
100,0 |
33,8 |
100,0 |
Планируемые Законопроектом объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы, предусмотренных в ее новой редакции, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году уменьшены на 15 027,0 млн. рублей, или на 26,3 процента, в 2023 году на 15 786,2 млн. рублей, или на 27,0 процента, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 58,3 млн. рублей.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения госпрограммы обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований по:
федеральному проекту "Цифровое государственное управление" в 2024 году на 15,8 млн. рублей в связи с приведением объемов финансового обеспечения в соответствие с параметрами паспорта федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
федеральному проекту "Содействие занятости" в 2024 году на 3,8 млн. рублей в связи с приведением объемов финансового обеспечения в соответствие с параметрами паспорта федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", а также на индексацию оплаты труда;
комплексу процессных мероприятий "Надзор и контроль в сфере труда и занятости":
в связи с передачей бюджетных ассигнований от Федерального казначейства Федеральной службе по труду и занятости на закупку программного обеспечения для ведения бюджетного учета в 2022 и 2023 годах на 13,5 млн. рублей ежегодно;
на охрану административных зданий территориальных органов Роструда ФГУП "Охрана" в 2022 и 2023 годах на 60,5 млн. рублей ежегодно;
на развитие автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений (АСУ КНД) в 2022 году на 46,9 млн. рублей, в 2023 году на 15,0 млн. рублей, уменьшением в 2024 году на 8,8 млн. рублей;
на индексацию оплаты труда в 2024 году на 61,3 млн. рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований по:
комплексу процессных мероприятий "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" в 2022 году на 14 710,7 млн. рублей, в 2023 году на 15 446,9 млн. рублей в связи с исполнением поручения Президента Российской Федерации от 8 июля 2020 года N Пр-1081 о восстановлении в 4 квартале 2021 года численности занятого населения до уровня 2019 года, предполагающего стабилизацию ситуации на рынке труда, в 2024 году на 23,0 млн. рублей в связи с необходимостью изменения объема работ по доработке Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в целях ее развития;
комплексу процессных мероприятий "Развитие институтов рынка труда" в 2022 году на 10,3 млн. рублей, в 2023 году на 11,3 млн. рублей, увеличением в 2024 году на 9,3 млн. рублей в связи с уточнением прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в части прогнозного курса доллара США;
комплексу процессных мероприятий "научные исследования и разработки" в 2022 году на 426,8 млн. рублей, в 2023 году на 416,9 млн рублей в связи с консолидацией расходов на научные исследования и разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Расходы федерального бюджета по разделу "Социальная политика"
Расходы федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов по разделу "Социальная политика" на 2022 - 2024 годы характеризуются следующими показателями:
млн. рублей
Наименование |
2021 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2021) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону N 385-ФЗ, % |
к проекту на 2023 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
6 208 824,0 |
5 762 461,4 |
5 837 812,4 |
101,3 |
6 073 818,3 |
6 275 812,3 |
103,3 |
6 342 367,2 |
101,1 |
доля в ВВП, % |
5,0 |
4,6 |
4,4 |
|
4,6 |
4,4 |
|
4,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
26,5 |
27,0 |
24,6 |
|
27,0 |
25,5 |
|
25,3 |
|
в том числе: |
|
||||||||
Пенсионное обеспечение |
3 514 559,5 |
3 356 326,7 |
3 372 687,0 |
100,5 |
3 338 630,0 |
3 439 265,7 |
103,0 |
3 428 699,8 |
99,7 |
доля в ВВП, % |
2,8 |
2,7 |
2,5 |
|
2,5 |
2,4 |
|
2,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
15,0 |
15,7 |
14,2 |
|
14,8 |
14,0 |
|
13,7 |
|
Социальное обслуживание населения |
20 640,0 |
19 581,0 |
19 867,6 |
101,5 |
20 773,7 |
20 921,5 |
100,7 |
21 031,8 |
100,5 |
Социальное обеспечение населения |
1 425 304,1 |
1 303 854,2 |
1 194 023,6 |
91,6 |
1 520 099,0 |
1 408 694,9 |
92,7 |
1 369 189,8 |
97,2 |
Охрана семьи и детства |
1 207 472,2 |
1 040 062,3 |
1 207 066,7 |
116,1 |
1 149 282,3 |
1 360 297,8 |
118,4 |
1 475 319,0 |
108,5 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
545,6 |
429,4 |
545,3 |
127,0 |
419,5 |
519,2 |
123,8 |
458,0 |
88,2 |
Другие вопросы в области социальной политики |
40 302,6 |
42 207,8 |
43 622,2 |
103,4 |
44 613,8 |
46 113,3 |
103,4 |
47 668,8 |
103,4 |
Согласно Законопроекту расходы федерального бюджета по разделу "Социальная политика" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличатся в 2022 году на 1,3 процента, в 2023 году на 3,3 процента, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными на 2023 год, увеличатся на 1,1 процента.
Ожидается, что по отношению к ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Социальная политика" продолжит снижаться, - в 2021 году оценочно составит 5,0 процента, в 2022 и 2023 годах - 4,4 процента, в 2024 году - 4,2 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Социальная политика" согласно проектировкам в 2021 году составит 26,5 процента, в 2022 году - 24,6 процента, в 2023 году - 25,5 процента, в 2024 году - 25,3 процента.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании Законопроекта по разделу "Социальная политика" составят: в 2022 году - 35 810,3 млн. рублей, в 2023 году - 23 956,8 млн. рублей и в 2024 году - 24 166,4 млн. рублей, и будут направлены:
на обеспечение социальных обязательств, в том числе в связи с уточнением численности получателей мер социальной поддержки, в 2022 году в объеме 32 968,4 млн. рублей, в 2023 году в объеме 21 114,9 млн. рублей и в 2024 году в объеме 21 324,5 млн. рублей;
на обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих в 2022 - 2024 годах в объеме 2 841,9 млн. рублей ежегодно.
Законопроектом по разделу "Социальная политика" в части мероприятий госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" бюджетные ассигнования на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), на 2022 - 2023 годы предусмотрены в объемах, установленных Федеральным законом N 385-ФЗ, на 2024 год - в объеме на уровне 2023 года, в том числе:
на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом N 181-ФЗ, в 2022 году в объеме 2 000,0 млн. рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 800,0 млн. рублей ежегодно;
на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом N 5-ФЗ, в 2022 году в объеме 2 000,0 млн. рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 800,0 млн. рублей ежегодно.
В то же время, Президент Российской Федерации в Перечне поручений от 18 ноября 2020 года N Пр-1904 по вопросу обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, поручил Правительству Российской Федерации разработать план-график реализации мероприятий, направленных на завершение к 1 января 2025 года выполнения обязательств Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, и увеличить бюджетные ассигнования федерального бюджета для финансового обеспечения указанных обязательств Российской Федерации.
Ожидаемая численность отдельных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и до сих пор не обеспеченных жильем, составит:
на 1 января 2022 года: на основании Федерального закона N 181-ФЗ - 22 253 человек, на основании Федерального закона N 5-ФЗ - 6 905 человек;
на 1 января 2023 года: на основании Федерального закона N 181-ФЗ - 20 138 человек, на основании Федерального закона N 5-ФЗ - 4 589 человек;
на 1 января 2024 года: на основании Федерального закона N 181-ФЗ - 18 324 человек, на основании Федерального закона N 5-ФЗ - 2 819 человек.
Таким образом очевидно, что при сохранении объемов финансирования на уровне, предусмотренном Законопроектом, поручение Президента Российской Федерации завершить к 1 января 2025 года выполнение обязательств Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, выполнено не будет.
Комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования федерального бюджета на мероприятия по выполнению обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и до сих пор не обеспеченных жильем, до объема, достаточного для завершения данных мероприятий к 1 января 2025 года.
Выводы и предложения
1. В связи с тем, что в представленном Законопроекте структура госпрограмм существенно изменилась, а в материалах к Законопроекту отсутствует сравнительный анализ изменений в сопоставимых условиях, оценить корректность бюджетных назначений и по госпрограммам в целом, и по каждому отдельному мероприятию, представляется затруднительным.
2. В базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов, на основе которого определены параметры Законопроекта, прогнозный уровень инфляции на конец 2021 года составляет 5,8 процента.
В то же время Минэкономразвития России по состоянию на 12 октября с.г. скорректировал прогноз по инфляции до 7,4 процента по итогам года.
Таким образом, предусматриваемая Законопроектом индексация страховой пенсии и социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, окажется ниже прогнозного уровня инфляции на конец 2021 года на 1,5-1,6 процента.
3. Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренные Законопроектом на финансовое обеспечение мероприятий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в 2022 - 2024 годах, как и в предыдущие периоды, уже менее чем на двадцать процентов обеспечивают реальную потребность в финансовых ресурсах на данные цели.
4. Комитет предлагает в постановлении Государственной Думы о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в первом чтении рекомендовать Правительству Российской Федерации при подготовке Законопроекта к рассмотрению во втором чтении увеличить бюджетные ассигнования федерального бюджета на мероприятия по выполнению обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и до сих пор не обеспеченных жильем, до объема, достаточного для завершения данных мероприятий к 1 января 2025 года.
С учетом изложенных замечаний и предложений, Комитет рекомендует проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.