Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 октября 2021 г. N 1/6
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрев проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части своей компетенции отмечает следующее.
В соответствии с паспортом Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - Государственная программа), в числе ее целей указана следующая "Создание к 2024 году условий, повышающих доступность финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых, пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится на 26%". В качестве показателя, характеризующего выполнение цели, установлена "доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан". Предполагается, что указанный показатель составит в 2022 году - 22%, в 2023 году - 24% и в 2024 году - 26%. В качестве связи показателя с показателями национальных целей выступает "улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год".
Направлением по сфере деятельности Комитета в структуре Государственной программы является "Развитие финансовой инфраструктуры", которое включает ведомственные проекты, содержащиеся в Таблице 1.
Таблица 1.
Ведомственные проекты по направлению Государственной программы "Развитие финансовой инфраструктуры"
Наименование ведомственного проекта/комплекса процессных мероприятий |
Срок реализации |
Задачи |
Ожидаемые эффекты от реализации задач |
Связь с показателями |
Ведомственный проект "Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка" |
2022-2024 |
Создание условий к 2024 году для повышения доступности финансового рынка для частного инвестора и нефинансового сектора |
Россия в топ-25 финансовых центров мира к 2030 году: в 2024 году 90% финансовых услуг доступны в цифровом формате; в 2024 году 40% взрослого населения имеют инструменты сбережения; в 2024 году доля привлечения финансирования для компаний через рынки капитала составляет 60%; в 2024 году доля объема рынка облигаций юридических лиц резидентов Российской Федерации, размещенных на территории Российской Федерации, в том числе устойчивых, бессрочных, в общем объеме заимствований юридических лиц резидентов Российской Федерации составляет 26% |
"Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан" |
Ведомственный проект "Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)" |
2022-2030 |
Повышение уровня финансовой грамотности граждан Российской Федерации всех возрастов путем создания системы и инфраструктуры непрерывного образования и просвещения населения в сфере финансовой грамотности |
К 2030 году не менее 170 тыс. педагогов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций высшего образования, а также консультантов-методистов в области финансовой грамотности завершили подготовку по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности; к 2030 году увеличена доля граждан со средним и высоким уровнем финансовой грамотности до 80% (90% у детей и молодежи); к 2030 году увеличен охват информационно-коммуникационной кампанией по финансовому просвещению до 100 млн человек |
"Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан" |
Ведомственный проект "Оцифровка оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них" |
2022-2025 |
Сокращение к 2025 году доли теневого сектора рынка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них не менее, чем на 40% |
Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них имеют средства идентификации и обеспечены прослеживаемостью движения на всех этапах их оборота: в 2024 году сокращено количество выездных проверок не менее чем на 30%; в 2024 году сокращена доля теневого сектора рынка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них не менее чем на 40% |
"Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан" |
Комплекс процессных мероприятий "Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" |
- |
Формирование федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" оптимальной структуры и объемов продаж драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом потребностей внутреннего рынка |
Формирование качественной структуры запасов Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; создание резервов драгоценных металлов для обеспечения финансирования дефицита |
"Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан" |
Комплекс процессных мероприятий "Повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней" |
- |
Осуществление контрольной (надзорной) деятельности с применением риск-ориентированного подхода; обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней |
Снижение административной нагрузки на добросовестных участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней; снижение доли теневого сектора на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней |
"Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан" |
Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" составят 6 484 708 806,3 тыс. рублей, в том числе:
- в 2022 году 2 071 583,5 млн. рублей (по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" увеличены на 393 970,0 млн. рублей);
- в 2023 году - 2 126 300,6 млн. рублей (по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" увеличены на 203 314,7 млн. рублей);
- в 2024 году - 2 286 824,7 млн. рублей (по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 160 524,1 млн. рублей).
Таблица 2 содержит информацию по финансовому обеспечению Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (по направлениям, относящимся к сфере деятельности Комитета).
Наименование государственной программы (комплексной программы), структурного элемента / источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Государственная программа (комплексная программа) (всего), в том числе: |
2 071 583 517,6 |
2 126 300 592,2 |
2 286 824 696,5 |
6 484 708 806,3 |
Федеральный бюджет |
2 071 583 517,6 |
2 126 300 592,2 |
2 286 824 696,5 |
6 484 708 806,3 |
Объем налоговых расходов Российской Федерации (справочно) |
32 706 204,9 |
35 478 538,1 |
35 478 538,1 |
103 663 281,1 |
Ведомственный проект "Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка" |
30 641,5 |
29 071,5 |
27 651,5 |
87 364,5 |
Федеральный бюджет |
30 641,5 |
29 071,5 |
27 651,5 |
87 364,5 |
Ведомственный проект "Новая финансовая культура (Мои Финансы: просто о сложном)" |
554 000,0 |
534 837,2 |
536 944,5 |
1 625 781,7 |
Федеральный бюджет |
554 000,0 |
534 837,2 |
536 944,5 |
1 625 781,7 |
Ведомственный проект "Оцифровка оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них" |
95 324,5 |
0,0 |
58 070,5 |
153 395,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" |
2 693 974,6 |
2 764 712,4 |
2 838 282,6 |
8 296 969,6 |
Федеральный бюджет |
2 693 974,6 |
2 764 712,4 |
2 838 282,6 |
8 296 969,6 |
Комплекс процессных мероприятий "Повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней" |
1 043 092,0 |
1 068 466,8 |
1 031 680,2 |
3 143 239,0 |
Таблица 3 содержит информацию по финансовому обеспечению Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (по направлениям, относящимся к сфере деятельности Комитета).
Наименование структурного элемента / источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Государственная программа (всего) за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе: |
-1 712 729 004,3 |
-1 459 571 660,9 |
-1 931 918 629,3 |
-5 104 219 294,5 |
Ведомственный проект "Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка" |
-2 959 900,0 |
-2 802 900,0 |
-2 660 900,0 |
-8 423 700,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" |
-44 400 000,0 |
-38 900 000,0 |
-38 900 000,0 |
-122 200 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами" |
-1 665 369 104,3 |
-1 417 868 760,9 |
-1 890 357 729,3 |
-4 973 595 594,5 |
Комитет считает необходимым обратить внимание на уменьшение финансовых показателей по следующим направлениям:
- по ведомственному проекту "Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка" уменьшением параметров финансового обеспечения в 2022 году на 127,9 млн. рублей, в 2023 году на 129,5 млн. рублей, в 2024 году на 1,4 млн. рублей в связи с уточнением объема бюджетных ассигнований на компенсационные выплаты по сбережениям граждан;
- по комплексу процессных мероприятий "Развитие международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации":
- уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию международных обязательств Российской Федерации 2022 году на 1 063,7 млн. рублей в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на иные государственные программы Российской Федерации и непрограммные направления деятельности в результате уточнения структуры расходов федерального бюджета;
- уменьшением бюджетных ассигнований, зарезервированных на оказание международной помощи развитию, выполнение обязательств Российской Федерации перед иностранными государствами, международными организациями и форумами в объеме в 2022 году в объеме 161,8 млн. рублей.
Представленные сокращения параметров финансового обеспечения требуют дополнительного обоснования и уточнения.
Кроме того, комитет обращает внимание на то, что основные характеристики федерального бюджета на 2022 год, были определены исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 4,0% (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года). Однако по данным Банка России еще в июне 2021 года годовая инфляция увеличилась до 6,5% (источник - сайт Банка России). а по уточненному прогнозу Минэкономразвития России (Письмо Минэкономразвития России от 5 октября 2021 года N 33918-ПК/Д03и "О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" (вместе со "Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)") инфляция по итогам текущего года превысит прогнозный уровень и составит 5,8%. В дальнейшем указанный индикатор был пересмотрен в сторону увеличения, и теперь составляет 7,4%.
Нельзя не отметить, что Президент Российской Федерации, выступая перед депутатами нового созыва Государственной Думы, дал поручение проиндексировать все социальные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не по прогнозной, а по фактической инфляции.
Принимая во внимание изложенное Комитет полагает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению, по фактической инфляции должны быть индексированы не только указанные социальные выплаты, но также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Учитывая необходимость финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, содействия ускоренному социально-экономическому развитию при сохранении надежности денежно-кредитной системы и стабильности финансового рынка, Комитет рекомендует проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.