Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 октября 2021 года (выписка из протокола N 384, п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" определен соисполнителем при рассмотрении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"), а также следующих разделов и подразделов расходов федерального бюджета: "Образование" ("Молодежная политика"), "Социальная политика ("Охрана семьи и детства"), "Здравоохранение" (в пределах компетенции).
К Компетенции Комитета относятся также отдельные вопросы, связанные с реализацией других Государственных программ и национальных проектов "Демография", "Образование", "Здравоохранение".
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2022 год, а также на плановый период 2023 и 2024 годов, основанные на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов, а также на национальных проектах, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах.
Одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. В проекте бюджета предусматривается финансирование мер поддержки населения, установленных ранее: государство продолжает реализовывать свои обязательства в этой сфере.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в качестве национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года названо сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Реализация этих целей требует проведения экономической политики, обеспечивающей внутреннюю стабильность, а также устранение дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в частности, с демографическими вызовами.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, а также конкретных мер социальной поддержки российских семей, отраженных в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, иных правоустанавливающих документах.
Проект федерального бюджета в части расходов имеет программную структуру. Государственные программы Российской Федерации имеют тесную взаимосвязь с такими инструментами достижения плановых показателей развития страны, как национальные проекты, финансирование которых предусматривает рассматриваемый проект федерального бюджета.
В частности, федеральным проектом "Финансовая поддержка при рождении детей", входящим в состав национального проекта "Демография" и реализуемым, в основном, в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", предусмотрен комплекс мер по дополнительной материальной поддержке семей при рождении ребенка. Комплекс мер включает в себя, в частности,
- предоставление материнского (семейного) капитала,
- осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
- осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
- осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Отмечаем, что паспорт национального проекта "Демография", содержание и реализация которого относятся к компетенции Комитета, скорректирован в сентябре 2021 года в соответствии с национальными целями развития. Это же касается и положений Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (протокол от 21.09.2021 N 29), которая получила обновленный состав направлений (подпрограмм) и новую структурную единицу: комплекс процессных мероприятий.
Таким образом, структура и содержание национального проекта и Государственной программы претерпели изменения, что отличает отдельные позиции рассматриваемого проекта федерального бюджета от аналогичных законопроектов прошлых лет.
Особенностью бюджетного планирования на 2022 год и последующие годы, безусловно, будет являться глобальная ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): сокращение мирового ВВП, введением национальных и региональных антикризисных мер, устранением экономических и иных последствий и т.п.
Отмечаем также, что с 1 июля 2021 года введено ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности и ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (одиноким родителям), которые будут выплачиваться по линии Пенсионного фонда Российской Федерации. Законопроект предусматривает соответствующие межбюджетные трансферты.
При рассмотрении законопроекта используется, в частности, сравнительный метод. Объектом сравнения выступает Федеральный закон от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - N 385-ФЗ), иные источники.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 133 трлн. 328 млрд. рублей (на 2021 год прогнозировался объем ВВП - 115 трлн. 533,0 млрд. рублей, на 2020 год - 112 трлн. 863,0 млрд. рублей);
уровень инфляции, не превышающий 4 процента (на 2021 год было запланировано 3, 7 процентов, на 2019 год было запланировано 3 процента);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 25 трлн. 021 млрд. 905 млн. 145,7 тыс. рублей (в проекте бюджета 2021 года планировалось 18 трлн. 765 млрд. 101 млн. 678,2 тыс. рублей, в проекте бюджета 2020 года планировалось 20 трлн. 379 млрд. 371 млн. 641,8 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 23 694 227 485,7 тыс. рублей (на 2021 год прогнозировалось 21 трлн. 520 млрд. 068 млн. 140,5 тыс. рублей, на 2020 год - 19 трлн. 503 млрд. 319 млн. 919,8 тыс. тыс. рублей);
4) профицит федерального бюджета составит 1 трлн. 327 млрд. 677 млн. 660,0 тыс. рублей (на 2021 год прогнозировался дефицит в размере 2 трлн. 755 млрд. 966 млн. 452,3 тыс. рублей, на 2020 год прогнозировался профицит 876 млрд. 051 млн. 722,0 тыс. рублей).
2. Таким образом, можно отметить рост ряда показателей в сравнении с проектными показателями прошлых лет: вырастут доходы, расходы, ВВП. Также растут ожидаемые показатели инфляции.
3. Федеральный бюджет на 2022 год является профицитным.
Также в 2022 году предусматривается рост объема Фонда национального благосостояния до 16 трлн. 477,9 млрд. руб. (согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов). В 2022 году на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, рассчитывается направить средства в размере 3,2 млрд рублей. В 2022 - 2024 годах использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета не предполагается.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд. рублей
Наименование |
2020 год (отчет) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
К закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
К закону, % |
К законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доходы, всего |
18 719,1 |
20 637,5 |
25 021,9 |
121,2 |
22 262,7 |
25 540,2 |
114,7 |
25 831,8 |
101,1 |
%% к ВВП |
17,5 |
16,6 |
18,8 |
|
16,8 |
18,0 |
|
17,0 |
|
Расходы, всего |
22 821,6 |
21 885,0 |
23 694,2 |
108,3 |
23 671,3 |
25 241,1 |
106,6 |
26 354,4 |
104,4 |
%% к ВВП |
21,3 |
17,6 |
17,8 |
|
17,8 |
17,8 |
|
17,4 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 102,5 |
-1 247,5 |
1 327,7 |
- |
-1 408,6 |
299,1 |
- |
-522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
1,0 |
1,0 |
|
1,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
III. Общие расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
1. Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми и на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета (Подраздел "Охрана семьи и детства" (10 04) раздела "Социальная политика", разделы "Образование", "Здравоохранение", "Межбюджетные трансферты"), а также к различным государственным программам: в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан" (03) и ее подпрограмме "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (03 3), подпрограмме "Развитие дошкольного и общего образования" (02 2) Государственной программы "Развитие образования" и др.
Помимо этого, существующие в рамках национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование" федеральные проекты так или иначе затрагивают вопросы, относящиеся к ведению Комитета. Объемы расходов федерального бюджета, связанных с реализацией соответствующих положений национальных проектов, также нашли отражение в настоящем заключении (в пределах компетенции Комитета).
Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации Минфина России об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей ("семейно-детский бюджет"), составляют:
на 2022 год - 1 трлн. 727 млрд. 006 млн. руб. (1, 29% к ВВП)
на 2023 год - 1 трлн. 928 млрд. 915 млн. руб. (1,44% к ВВП 2022)
на 2024 год - 1 трлн. 997 млрд. 005 млн. руб. (1,49% к ВВП 2022)
Справочно:
на 2021 год - 1 трлн. 386 млрд. 756 млн. руб. (1, 2% ВВП)
на 2020 год - 892 млрд. 818 млн. 168,7 тыс. руб. (0, 79% ВВП)
на 2019 год - 755 млрд. 290 млн. 758,2 тыс. руб. (0, 71% ВВП),
на 2018 год - 571 млрд. 335 млн. 604,8 тыс. руб. (0,58% ВВП),
В прошлом году на 2022 и 2023 годы были прогнозно предусмотрены следующие объемы:
на 2022 год - 1 трлн. 375 млрд. 835 млн. руб.
на 2023 год - 1 трлн. 549 млрд. 289 млн. руб.
Отмечается существенный рост (на 340 млрд. руб.) расходов по данному направлению в сравнении с объемами ассигнований, предусмотренными на 2021 год. Аналогично - в отношении процентного соотношения с размером ВВП.
Одновременно отмечаем, что ранее рост таких расходов составил:
в 2021 году в сравнении с 2020 годом - на 494 млрд. руб.,
в 2020 году в сравнении с 2019 годом - 137 млрд. руб.,
в 2019 году в сравнении с 2018 годом - около 184 млрд. руб.
Таким образом, объем расходов на социальную поддержку семей с детьми за последние 4 года вырос более чем на 1, 1 триллион рублей.
В настоящем заключении далее будут детально рассмотрены расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей, имеющих детей:
- по разделам и подразделам бюджета,
- в разрезе государственных программ Российской Федерации,
- в разрезе национальных проектов.
IV. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, по разделам и подразделам
1) На финансирование мероприятий по подразделу 10 04 "Охрана семьи и детства" раздела 10 "Социальная политика" (см. приложение к законопроекту N 14) предусмотрено:
В 2022 году - 1 трлн. 205 млрд. 682 млн. руб.
В 2023 году - 1 трлн. 358 млрд. 881 млн. руб.
В 2024 году - 1 трлн. 473 млрд. 861 млн. руб.
В прошлом законопроекте на эти годы предусматривалось:
на 2022 год - 1 трлн. 039 млрд. 264 млн. руб.
на 2023 год - 1 трлн. 148 млрд. 459 млн. руб.
Справочно:
на 2021 году предусмотрено 990 млрд. 023 млн. руб. (N 385-ФЗ)
Отмечается значительный рост расходов (на 215 млрд. руб.) в сравнении с объемами ассигнований, предусмотренными на 2021 год, а также рост в сравнении с прогнозными параметрами на 2022 - 2023 годы. Ранее также отмечался последовательный рост расходов по данному подразделу.
2) На финансирование мероприятий раздела 07 "Образование (см. приложение к законопроекту N 14) предусмотрено:
а) по подразделу 07 01 "Дошкольное образование"
в 2022 году - 19 млрд. 018 млн. руб.
в 2023 году - 8 млрд. 894 млн. руб.
в 2024 году - 3 млрд. 368 млн. руб.
В прошлом законопроекте на эти годы предусматривалось:
в 2022 году - 17 млрд. 875 млн. руб.
в 2023 году - 5 млрд. 997 млн. руб.
Справочно:
на 2021 год предусмотрено 43 млрд. 098 млн. руб. (385-ФЗ)
на 2022 год - 17 млрд. 941 млн. руб.
на 2023 год - 6 млрд. 100 млн. руб.
Таким образом, отмечается плановое снижение расходов бюджета по данному направлению. При этом объемы ассигнований, предусмотренные на период 2022 - 2023 годов, превышают те, что заложены в Федеральном законе N 385-ФЗ.
б) по подразделу 07 03 "Дополнительное образование детей":
в 2022 году - 21 млрд. 985 млн. руб.
в 2023 году - 21 млрд. 810 млн. руб.
в 2024 году - 23 млрд. 633 млн. руб.
В прошлом законопроекте на эти годы предусматривалось:
в 2022 году - 21 млрд. 951 млн. руб.
в 2023 году - 20 млрд. 446 млн. руб.
Справочно:
на 2021 год предусмотрено 21 млрд. 064 млн. руб. (N 385-ФЗ).
На 2022 год - 19 млрд. 551 млн. руб.
На 2023 год - 16 млрд. 925 млн. руб.
Расходы по данному направлению в целом опережают те объемы ассигнований, что были запланированы действующим законодательством на период 2022 - 2023 годов. Кроме того, на 2024 год запланирована сумма, на 1, 5 миллиарда руб. превышающая проектируемые расходы на 2022 год.
в) по подразделу 07 07 "Молодежная политика":
в 2022 году - 41 млрд. 739 млн. руб.
в 2023 году - 35 млрд. 010 млн. руб.
в 2024 году - 34 млрд. 090 млн. руб.
В прошлом законопроекте на эти годы предусматривалось:
в 2022 году - 15 млрд. 363 млн. руб.
в 2023 году - 13 млрд. 527 млн. руб.
Справочно:
в 2021 году предусмотрено 21 млрд. 075 млн. руб. (N 385-ФЗ)
в 2022 году - 18 млрд. 590 млн. руб.
в 2023 году - 16 млрд. 875 млн. руб.
Из них в рамках Комплекса процессных мероприятий "Обеспечение отдыха и оздоровления детей" (07 07 02 4 04)
в 2022 году - 41 млн. 609,9 тыс. руб.
в 2023 году - 41 млн. 720,9 тыс. руб.
в 2024 году - 42 млн. 349,6 тыс. руб.
Расходы на 2022 - 2023 годы полностью идентичны тем, что предусматриваются на этот период в Федеральном законе N 385-ФЗ (в 2022 году - 41 млн. 609,9 тыс. руб., в 2023 году - 41 млн. 720,9 тыс. руб.).
3) Информация о финансировании мероприятий раздела 09 "Здравоохранение" (см. приложение к законопроекту N 14) содержится в разделе V настоящего заключения.
Отметим, что в представленных материалах не предусмотрена реализация Федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям".
V. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики в разрезе государственных программ Российской Федерации
1. В проекте федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов нашли отражение изменения, внесенные в паспорт Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (протокол от 21.09.2021 N 29). Отмечаем, что структура государственной программы в настоящее время характеризуется наличием новых составляющих - комплексов процессных мероприятий. Кроме того, в структуру проектной части Государственной программы включены федеральные проекты, реализующиеся в рамках нацпроекта "Демография", а также других национальных проектов.
К полномочиям Комитета в той или иной мере относятся следующие направления (подпрограммы), входящие в состав рассматриваемой Государственной программы:
1) "Реализация адресного подхода при предоставлении отдельных мер социальной поддержки";
2) "Модернизация системы социального обслуживания и повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";
3) "Обеспечение государственной поддержки семей при рождении детей".
Ранее в состав подпрограммы входило 10 основных мероприятий, финансирование которых было одним из предметов рассмотрения Комитета. В обновленном паспорте программы роль основных мероприятий выполняют комплексы процессных мероприятий.
В рамках Государственной программы Комитет рассматривает такие комплексы процессных мероприятий, как "Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми", "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан", "Предоставление мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, уволенным из их числа, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов государственной власти, гражданам, проходившим военные сборы, инвалидам вследствие военной травмы, погибшим (умершим), или получившим увечья при исполнении служебных обязанностей и членам их семей", "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования", "Предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью".
Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации Минфина России об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" на поддержку семей с детьми будут направлены следующие объемы средств:
в 2022 году - 1 трлн. 271 млрд. 376 млн. руб.;
в 2023 году - 1 трлн. 427 млрд. 817,8 млн. руб.;
в 2024 году - 1 трлн. 547 млрд. 044 млн. руб.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что предполагается увеличение бюджетных ассигнований по комплексу процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми" в связи с введением с 1 июля 2021 года ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (одиноким родителям), а также в связи с уточнением численности получателей и с учетом индексации пособий и выплат:
в 2022 году на 89 млрд. 334,0 млн. рублей,
в 2023 году на 102 млрд. 321,8 млн. рублей,
в 2024 году на 15 млрд. 031,8 млн. рублей.
Кроме того, объем ассигнований на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в связи с изменением размера выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 и величины прожиточного минимума для детей в субъектах Российской Федерации будет увеличен:
в 2022 году на 106 млрд. 825,3 млн. руб.,
в 2023 году на 118 млрд. 358,7 млн. руб.,
в 2024 году на 22 млрд. 809,9 млн. руб.
В рамках Комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми" (03 4 05) в проекте бюджета предусматривается осуществление следующих (наиболее крупных и финансово затратных) мероприятий:
- Ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (Межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации) (03 4 05 31330 500 10 04)
в 2022 году - 21 млрд. 473 млн. руб.
в 2023 году - 24 млрд. 657 млн. руб.
в 2024 году - 26 млрд. 784 млн. руб.
- Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (Межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации) (03 4 05 31340 500 10 04)
в 2022 году - 76 млрд. 402 млн. руб.
в 2023 году - 86 млрд. 345 млн. руб.
в 2024 году - 95 млрд. 139 млн. руб.
- Пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) (Межбюджетные трансферты) (03 4 05 31410 500 10 04)
в 2022 году - 78 млрд. 143 млн. руб.
в 2023 году - 81 млрд. 193 млн. руб.
в 2024 году - 84 млрд. 392 млн. руб.
В рамках Комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" (03 4 07) в проекте бюджета предусматривается осуществление следующих (наиболее крупных и финансово затратных) мероприятий:
- Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами (Межбюджетные трансферты) (03 4 07 30980 500 10 03)
в 2022 году - 6 млрд. 577 млн. руб.
в 2023 году - 7 млрд. 005 млн. руб.
в 2024 году - 7 млрд. 467 млн. руб.
- Ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы (Указ от 26 февраля 2013 г. N 175) (Межбюджетные трансферты) (03 4 07 31030 500 10 03)
в 2022 году - 72 млрд. 008 млн. руб.
в 2023 году - 74 млрд.745,8 млн. руб.
в 2024 году - 78 млрд. 497,9 млн. руб.
В рамках Комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" (03 4 09) в проекте бюджета предусматривается осуществление следующих (наиболее крупных и финансово затратных) мероприятий:
Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет в части, превышающей размер указанного пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (Межбюджетные трансферты) (03 4 09 31360 500 10 03)
в 2022 году - 3 млрд. 032,6 млн. руб.
в 2023 году - 3 млрд. 278 млн. руб.
в 2024 году - 3 млрд. 498,7 млн. руб.
В рамках Комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" (03 4 11) в проекте бюджета предусматривается осуществление следующих (наиболее крупных и финансово затратных) мероприятий:
Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (Межбюджетные трансферты) (03 4 11 31430 500 10 04)
в 2022 году - 1 млрд. 456 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 514,5 млн. руб.
в 2024 году - 1 млрд. 575 млн. руб.
Более подробно расходы федерального бюджета на реализацию Государственной программы "Социальная поддержка граждан" содержатся в приложении к настоящему заключению.
Комитет считает, что в целом проект федерального бюджета учитывает все существующие в настоящее время в рамках Государственной программы меры социальной поддержки семей с детьми, предусматривая соответствующее финансирование.
2. В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786, Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в качестве структурных элементов содержит федеральные проекты и (или) мероприятия (результаты) федеральных проектов (в отдельных случаях), ведомственные проекты, в совокупности составляющие проектную часть государственной программы (комплексной программы), а также комплексы процессных мероприятий.
Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации Минфина России об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, на финансирование ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусмотрено:
В 2022 году - 99 млрд. 948 млн. руб.,
В 2023 году - 122 млрд. 694 млн. руб.,
В 2024 году - 57 млрд. 848 млн. руб.
При этом в паспорте ведомственной целевой программы указаны следующие планируемые расходы на ее финансирование:
2022 год - 55 млрд. 882 млн. рублей;
2023 год - 58 млрд. 178 млн. рублей;
2024 год - 60 млрд. 516 млн. рублей.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета:
в 2021 году - 57 млрд. 996 млн. руб.
в 2022 году - 34 млрд. 018 млн. руб.
в 2023 году - 57 млрд. 578 млн. руб.
Таким образом, расходы в рамках данной Государственной программы, запланированные на 2022 - 2023 годы превышают те объемы ассигнований, которые содержатся в паспорте программы.
В рамках Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (05) предусматривается финансирование по линии различных федеральных проектов.
а) на реализацию Федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" (05 1 P1) предусмотрено (приложение N 16):
в 2022 году - 28 млрд. 600 млн. руб.
в 2023 году - 40 млрд. 600 млн. руб.
в 2024 году - 43 млрд. 300 млн. руб.
Эти ассигнования направляются на субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей (Иные бюджетные ассигнования).
б) на реализацию Федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (05 2 01) предусмотрено:
в 2022 году - 130 млрд. 109,8 млн. руб.
в 2023 году - 146 млрд. 206 млн. руб.
в 2024 году - 78 млрд. 063,6 млн. руб.
В частности, предусмотрены:
- субсидия акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, в виде вклада в имущество, не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации по ставке до 7 процентов годовых (Иные бюджетные ассигнования) (05 2 01 67374 800 05 05)
в 2022 году - 44 млрд. 500 млн. руб.
в 2023 году - 39 млрд. 200 млн. руб.
в 2024 году - 32 млрд. 600 млн. руб.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета (льготная ипотека в размере 6 процентов годовых):
в 2021 году - 13 млрд. 081 млн. руб.
в 2022 году - 13 млрд. 370 млн. руб.
в 2023 году - 8 млрд. 975 млн. руб.
- субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (450 т.р.) (Иные бюджетные ассигнования) (05 2 01 67385 800 05 05)
в 2022 году - 66 млрд. 800 млн. руб.
в 2023 году - 77 млрд. 545,8 млн. руб.
в 2024 году - 10 млрд. руб.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета:
в 2021 году - 26 млрд. 788 млн. руб.
в 2022 году - 3 млрд. 010 млн. руб.
в 2023 году - 26 млрд. 745 млн. руб.
Согласно приложению N 14 к законопроекту в рамках реализации Федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" предусмотрены:
- субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Межбюджетные трансферты):
в 2022 году - 10 млрд. руб.,
в 2023 году - 10 млрд. руб.,
в 2024 году - 10 млрд. руб.
- субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (Межбюджетные трансферты):
в 2022 году - 4 млрд.538,8 млн. руб.,
в 2023 году - 4 млрд.538,8 млн. руб.,
в 2024 году - 4 млрд.538,8 млн. руб.
Отмечаем, что расходы на обеспечение жильем молодых семей равны тем, которые были предусмотрены на 2022 и 2023 годы в Федеральном законе N 385-ФЗ. При этом на 2021 год были предусмотрены ассигнования в размере в 4 млрд. 533 млн. руб.
3. В рамках финансирования Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в части, относящейся к компетенции Комитета, планируется выделение следующих объемов ассигнований 1.
в 2022 году - 43 млрд. 481 млн. руб.
в 2023 году - 42 млрд. 446 млн. руб.
в 2024 году - 35 млрд. 675 млн. руб.
Расходы капитального характера на создание объектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детскому контингенту:
в 2022 году - 4 млрд. 925 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 677 млн. руб.
в 2024 году - 1 млрд. 500 млн. руб.
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", включая переоснащение поликлиник, строительство и субсидии на иные цели
в 2022 году - 16 млрд. 013 млн. руб.
в 2023 году - 18 млрд. 227 млн. руб.
в 2024 году - 11 млрд. 632 млн. руб.
Мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок:
в 2022 году - 22 млрд. 542 млн. руб.
в 2023 году - 22 млрд. 542 млн. руб.
в 2024 году - 22 млрд. 542 млн. руб.
4. В рамках Государственной программы "Доступная среда" выделяются средства на реализацию Федерального проекта "Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития" (04 2 01) в следующих размерах:
в 2022 году - 2 млрд. 896,6 млн. руб.
в 2023 году - 2 млрд. 900,9 млн. руб.
в 2024 году - 2 млрд. 925,7 млн. руб.
При этом внутри Комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий") выделяются средства, направленные на реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (04 4 01 53070 500 10 04).
Объемы ассигнований федерального бюджета (Межбюджетные трансферты) составляют:
в 2022 году - 300 млн. руб.
в 2023 году - 300 млн. руб.
в 2024 году - 300 млн. руб.
VI. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики в разрезе национальных проектов
Как следует из пояснительной записки к законопроекту и приложения N 8 к ней, на реализацию национальных проектов, относящихся к ведению Комитета, предусмотрено:
I. Национальный проект "Демография":
в 2022 году - 751 млрд. 498,9 млн. руб. (..........% к 2021, было 742 млрд. 509,8 млн. руб.);
в 2023 году - 881 млрд. 313,5 млн. руб.
в 2024 году - 957 млрд. 329,5 млн. руб.
II. Национальный проект "Здравоохранение"
в 2022 году - 342 млрд. 943,8 млн. руб.(.......% к 2021, было 243 млрд. 204,4 млн. руб.)
в 2023 году - 303 млрд. 321,2 млн. руб.
в 2024 году - 304 млрд. 601,7 млн. руб.
III. Национальный проект "Образование"
в 2021 году - 165 млрд. 093,4 млн. руб. ( % к 2021, было 171 млрд. 631,6 млн. руб.)
в 2022 году - 175 млрд. 715,8 млн. руб.
в 2023 году - 189 млрд. 752,7 млн. руб.
Из них:
I. По национальному проекту "Демография":
а) На финансирование мероприятий федерального проекта "Финансовая поддержка при рождении детей" (03 1 P1) национального проекта "Демография" предусмотрено (приложение N 8 к ПЗ):
в 2022 году - 704 млрд. 193 млн (из них в рамках ГП 675 млрд. 593 млн. руб.);
в 2023 году - 838 млрд. 607 млн (из них в рамках ГП 798 млрд. 007,6 млн. руб.);
в 2024 году - 917 млрд. 976 млн (из них в рамках ГП 874 млрд. 676 млн. руб.).
Справочно:
В проекте бюджета прошлого года:
в 2021 году - 671 млрд. 946,8 млн. руб.
в 2022 году - 719 млрд. 307,2 млн. руб.
в 2023 году - 817 млрд. 647,2 млн. руб.
На реализацию федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на (см. приложение N 16):
- предоставление материнского (семейного) капитала (Межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации) (03 1 P1 30790 500 10 04)
в 2022 году - 443 млрд. 135 млн. руб. (в 2021 году 443 млрд. 347 млн. руб.)
в 2023 году - 541 млрд. 933 млн. руб.
в 2024 году - 601 млрд. 529 млн. руб.
- Осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Межбюджетные трансферты) (03 1 P1 50780 500 10 04)
в 2022 году - 3 млрд. 906 млн. руб.
в 2023 году - 4 млрд. 120 млн. руб.
в 2024 году - 4 млрд. 318 млн. руб.
- Осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (Межбюджетные трансферты) (03 1 P1 50840 500 10 04)
в 2022 году - 72 млрд. 161 млн. руб.
в 2023 году - 80 млрд. 098 млн. руб.
в 2024 году - 84 млрд. 588 млн. руб.
- Осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (Межбюджетные трансферты) (03 1 P1 55730 500 10 04)
в 2022 году - 156 млрд. 390 млн. руб.
в 2023 году - 171 млрд. 856 млн. руб.
в 2024 году - 184 млрд. 241 млн. руб.
Как следует из пояснительной записки, изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" обусловлено, в частности:
увеличением бюджетных ассигнований на:
- осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
в 2022 году на 8 млрд. 482 млн. руб.,
в 2023 году на 15 млрд. 697 млн. руб.,
в 2024 году на 20 млрд. 187 млн. руб.
в связи с внесением изменений в перечень субъектов Российской Федерации - получателей субсидии и уточнением величины прожиточного минимума для детей в субъектах Российской Федерации;
- осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
в 2023 году на 11 млрд. 771,8 млн. рублей,
в 2024 году на 24 млрд. 157 млн. рублей
в связи с уточнением численности получателей и величины прожиточного минимума для детей в субъектах Российской Федерации;
- предоставление субсидии АО "ДОМ.РФ" для возмещения недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей,
в 2022 году на 15 млрд. 230,0 млн. рублей,
в 2023 году на 31 млрд. 624,7 млн. рублей,
в 2024 году на 34 млрд. 100,0 млн. рублей
в связи с изменением условий программы "Семейная ипотека";
а также уменьшением бюджетных ассигнований на:
- предоставление материнского (семейного) капитала
в 2022 году на 37 млрд. 202,4 млн. рублей,
в 2023 году на 38 млрд. 091,0 млн. рублей,
в 2024 году на 19 млрд. 675,7 млн. рублей
в связи с уточнением численности получателей;
- осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
в 2022 году на 1 млрд. 583 млн. рублей
в связи с уточнением численности получателей.
б) На финансирование мероприятий федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" предусмотрено (приложение N 8 к ПЗ):
в 2022 году - 11 млрд. 320 млн.
в 2023 году - 12 млрд. 923 млн.
в 2024 году - 9 млрд. 891 млн.
Из них в рамках Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения":
в 2022 году - 9 млрд. 466 млн.
в 2023 году - 9 млрд. 483 млн.
в 2024 году - 9 млрд. 487 млн.
На реализацию федерального проекта "Содействие занятости" (в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (см. информацию Минфина России) предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
- создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках федерального проекта "Содействие занятости".
в 2022 году - 1 млрд. 339 млн. руб.
в 2023 году - 3 млрд. 040 млн. руб.
в 2024 году -
- создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (Межбюджетные трансферты) (02 1 P2 52530)
в 2022 году - 357,7 млн. руб.
в 2023 году - 262 млн. руб.
в 2024 году - 262 млн. руб.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Содействие занятости" обусловлено, в том числе, увеличением бюджетных ассигнований (в объеме 1 млрд. 636,8 млн. рублей в связи с перераспределением указанного объема бюджетных ассигнований с 2024 года) на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях дошкольного образования в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383 о необходимости обеспечить завершение до 2023 года мероприятий, направленных на обеспечение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет в 2023 году.
II. По национальному проекту "Здравоохранение".
На софинансирование мероприятий федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" (01 1 N 4) предусмотрено:
в 2022 году - 14 млрд. 559 млн. руб.
в 2023 году - 15 млрд. 946 млн. руб.
в 2024 году - 8 млрд. 464 млн. руб.
Отмечаем, что объемы ассигнований на 2022 - 2023 годы соответствуют тем, которые запланированы на этот период действующим законодательством (Федеральный закон N 385-ФЗ).
В рамках федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на направление "новое строительство или реконструкция детских больниц (корпусов)" (Межбюджетные трансферты)
(01 1 N 4 52460 500 09 09):
в 2022 году - 14 млрд. 559 млн. руб.
в 2023 году - 15 млрд. 946 млн. руб.
в 2024 году - 8 млрд. 464 млн. руб.
Отметим, что в представленных материалах не предусмотрена реализация Федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям".
III. По национальному проекту "Образование".
а) Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с 2021 года предусмотрено в рамках реализации федерального проекта "Современная школа". В законопроекте на 2022 - 2024 годы на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в следующих объемах (02 1 E1 64800 600 07 09):
в 2022 году - 850 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 450 млн. руб.
в 2024 году - 1 млрд. 460 млн. руб.
Объемы ассигнований аналогичны запланированным на период 2022 - 2023 годов в федеральном законе N 385-ФЗ (в 2022 году - 850 млн. руб., в 2023 году - 1 млрд. 450 млн. руб.).
б) На реализацию федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета:
в 2022 году - 10 млрд. 879 млн. руб.
в 2023 году - 9 млрд. 632 млн. руб.
в 2024 году - 9 млрд. 892 млн. руб.
Объемы ассигнований превышают те, что были запланированы на период 2022 - 2023 годов в федеральном законе N 385-ФЗ (в 2022 году - 9 млрд. 632 млн. руб., в 2023 году - 9 млрд. 545 млн. руб.).
В рамках данного федерального проекта предусматриваются следующие расходы.
- Создание центров выявления и поддержки одаренных детей (02 1 E2 51890 500 07 03)
в 2022 году - 3 млрд. 300 млн. руб.
в 2023 году - 2 млрд. 900 млн. руб.
в 2024 году -1 млрд. 750 млн. руб.
- Создание новых мест дополнительного образования детей 1
в 2022 году - 1 млрд. 840 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 025 млн. руб.
в 2024 году - 2 млрд. 036 млн. руб.
- создание центров цифрового образования детей:
в 2022 году - 1 млрд. 214 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 193 млн. руб.
в 2024 году - 1 млрд. 596 млн. руб.
Данные расходы несколько превышают те, что установлены в Федеральным законом N 385-ФЗ (в 2022 году - 1 млрд. 103 млн. руб., в 2023 году - 1 млрд. 083 млн. руб.).
в) На реализацию федерального проекта "Современная школа" Национального проекта "Образование" предусматривается
в 2022 году - 98 млрд. 907,0 млн. руб.
в 2023 году - 120 млрд. 219,6 млн. руб.
в 2024 году - 134 млрд. 714,6 млн. руб.
Среди указанных ассигнований:
- субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (Межбюджетные трансферты) (02 1 E1 51120 500 07 02)
в 2022 году - 1 млрд. 727 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 599 млн. руб.
в 2024 году - 840 млн. руб.
- на создание детских технопарков "Кванториум":
в 2022 году - 1 млрд. 065 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 040 млн. руб.
в 2024 году - 3 млрд. 085 млн. руб.
Расходы по данному направлению в 2022 - 2023 годах идентичны предусмотренным Федеральным законом N 385-ФЗ.
VII. Выводы
Анализ рассмотренных расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. Комитет отмечает рост объемов бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей 1
На 2021 год - 1 трлн. 387 млрд. руб.
На 2022 год - 1 трлн. 727 млрд. руб.
На 2023 год - 1 трлн. 929 млрд. руб.
На 2022 год - 1 трлн. 997 млрд. руб.
Вместе с тем, чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлено в отдельных материалах.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
Комитет выражает удовлетворение проделанной Минфином России работой по формированию семейно-детского бюджета, основные параметры которого изложены в документе "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
2. При рассмотрении проекта бюджета необходимо отметить сложность комплексной оценки эффективности национальных проектов, их соотнесения с существующими государственными программами, законодательными нормами, решениями Правительства Российской Федерации.
3. В структуре государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" выделен новый федеральный проект "Социальное казначейство". Данный проект предполагает проактивное (беззаявительное) информирование о доступных мерах государственной поддержки и упрощенное получение выплат. Актуальность проекта обоснована тем, что существующие правила и порядки получения гражданами мер поддержки несовершенны и могут приводить к неполному охвату теми или иными мерами поддержки (пособиями, выплатами и т.д.).
Так, например, Счетная палата Российской Федерации в своем заключении по проекту федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2020 год" отмечает, что объем неисполненных назначений по подразделу 10 04 "Охрана семьи и детства" раздела 10 "Социальная политика" составил в 2020 году 8 млрд. 669 млн. рублей. По мнению Счетной палаты Российской Федерации это обусловлено в основном неиспользованием субсидии на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (2 млрд. 351 млн. рублей) и субвенции на осуществление ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка (1 млрд. 852 млн. рублей) в связи с заявительным характером выплат.
Кроме того, при рассмотрении данного федерального проекта следует учитывать, что Правительство Российской Федерации утвердило распоряжение от 6 октября 2021 года N 2816-р о перечне инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
В рамках финансирования распоряжения Правительства Российской Федерации N 2816-р на реализацию инициативы "Социальное казначейство" дополнительные бюджетные ассигнования не предусмотрены (финансирование осуществляется в рамках уже предусмотренных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации).
Средства Фонда национального благосостояния не направляются на финансирование инициативы "Социальное казначейство".
4. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка в 2021 году оказывается 76 субъектам Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже 2. Число таких регионов ежегодно растет.
При этом бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет будут увеличены на 8 млрд. 482 млн. руб., и составят 72 млрд. 161 млн. руб.
5. В настоящее время государство рамках Федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" и Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" выделяет ассигнования на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.
Комитет с удовлетворением отмечает, что финансирование данного мероприятия в отношении молодых семей, которое для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий таких семей, будет продолжено. Вместе с тем предусматриваемые суммы вряд ли позволят решить задачу обеспечения молодых семей жильем, поскольку рассматриваемый проект федерального бюджета предусматривает выделение ежегодно сумму в 4, 5 млрд. руб. (на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ), тогда как в 2020 году на это направление предусматривалось 5,0 млрд. руб., в 2019 году - 4, 96 млрд. руб.
Комитет неоднократно отмечал, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы существенно увеличить объемы ассигнований на реализацию программы. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья.
Одновременно отмечается, что в Российской Федерации действует ряд программ, направленных на поддержку семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, в части обеспечения их жильем:
- право на дополнительные меры государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала, средства которого возможно направить, в том числе на цели улучшения жилищных условий.
- субсидирование процентной ставки до уровня 6% годовых по ипотечным (жилищным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации при рождении у них начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. первого ребенка и (или) последующих детей, на весь срок действия кредита (займа).
- оказание помощи семьям, взявшим ипотечный жилищный кредит (заем) для приобретения жилья в виде выплаты из федерального бюджета суммы в размере 450 тыс. рублей в счет погашения кредита (займа) в случае рождения после 1 января 2019 года в таких семьях третьего ребенка или последующих детей.
6. В рассматриваемом законопроекте на дошкольное образование (07 01) в 2022 году предполагается выделить 19 млрд. 018 млн. руб. В прошлые годы на это выделялись гораздо более значительные суммы (на 2021 год предполагалось выделить 43 млрд. 191 млн. руб.). Однако такое резкое снижение связано, в первую очередь, с тем, что за истекший период показатель доступности дошкольного образования по Российской Федерации для детей в возрасте от 3 до 7 лет достиг 99,05% (по данным Минпросвещения России).
По мнению Комитета, требуется неуклонно повышать объемы бюджетных ассигнований, направленных на софинансирование сферы дошкольного образования с целью безусловного обеспечения всех детей местами в дошкольных образовательных организациях, а в первую очередь - детей в возрасте до 3 лет (100-процентная доступность). Отмечаем, что это является одной из целей национального проекта "Демография".
7. Объем ассигнований, предусмотренных на 2022 год на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) (в том числе: пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), уменьшен по сравнению с предусмотренным на 2021 год Федеральным законом N 385-ФЗ объемом (89,44 млрд. руб.) и составляет 85,35 млрд. руб.
Отмечаем, что на 2021 год Федеральным законом N 380-ФЗ была запланирована сумма 81, 56 млрд. руб.
Изменение объема бюджетных ассигнований в 2022 году по сравнению с 2021 годом связано с изменением числа получателей и заявительным порядком предоставления данных пособий, а также с учетом прогнозируемого кассового исполнения по указанным расходам в 2021 году.
8. В 2015 году было прекращено софинансирование финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Ранее на указанные цели из федерального бюджета выделялась сумма в 4, 37 млрд. руб.
В 2016 году в рамках антикризисных мер Правительством Российской Федерации было выделено 4, 6 млрд. руб. на указанные цели. Проект федерального бюджета на 2022 год вновь не содержит положений по софинансированию обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
Комитет рассчитывает на внесение соответствующих предложений Правительством Российской Федерации ко второму чтению законопроекта.
9. Законопроектом в 2022 году предусматривается индексация размера материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Так, в 2022 году размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло до 1 января 2020 года, а также для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, составляет 503 тыс. 237 руб.
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, при рождении (усыновлении) второго ребенка увеличивается на 161 тыс.772 руб.
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право у них не возникло, составляет в 2022 году 665 тыс. 009 руб.
Согласно законопроекту, на предоставление материнского (семейного) капитала в 2022 году предусмотрено 443 млрд.135,3 млн. рублей. Объем средств, заложенных в законопроекте на предоставление материнского (семейного) капитала, в связи с уточнением численности получателей уменьшается в 2022 году на 37 202,4 млн. рублей в сравнении с прогнозным объемом, запланированным на 2022 год Федеральным законом N 385-ФЗ (92,3% к уровню, утвержденному Федеральным законом N 385-ФЗ);
При этом отметим, что в Федеральном законе N 385-ФЗ на 2021 год заложены средства в объеме 443 млрд. 347 млн. руб.
Таким образом, реальный объем запланированных ассигнований на данное мероприятие в 2022 году остается почти неизменным, снижаясь на 0, 04% (212 млн. руб.).
10. Сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" в 2022 - 2024 годах составит 4 млн. 500 тыс. руб. ежегодно (приложение 16 к законопроекту). Отмечаем, что согласно Федеральному закону N 385-ФЗ на 2022 - 2023 годы предусматривалось 6 млн. 600 тыс. руб. ежегодно. Аналогичный объем (6,6 млн. руб.) был запланирован на 2020 - 2022 годы Федеральным законом N 380-ФЗ.
Таким образом, объем расходов по данному направлению снижается.
При этом отмечается, что предусмотренный объем бюджетных ассигнований соответствует кассовому исполнению указанных расходов за период с 2017 по 2020 годы
11. Комитет считает возможным высказать замечание об отсутствии положительной динамики роста расходов, относящееся к суммам, предусмотренным на субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение деятельности Фонда (855 млрд. руб. ежегодно). Особенно это актуально в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
12. В рамках реализации Федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"предусмотрены субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Объем расходов федерального бюджета составит по 10 млрд. руб. в каждый год будущего трехлетнего периода.
По состоянию на июль 2021 года численность детей-сирот и лиц из их числа от 14 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения, составляла 290 153 человек.
Численность детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 18 лет и старше, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составила 199 442 человек.
По оценке Счетной палаты, для того чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот требуется единовременно почти 264,5 млрд. рублей (на октябрь 2020 года).
Таким образом, ситуация с обеспечением жильем детей-сирот не улучшается.
Скорость изменения численности детей-сирот 18 лет и старше, принятых на учет, у которых наступило право на получение жилья, существенно превышает скорость обеспечения жильем указанной категории граждан. Комитет отмечает, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не предложен механизм решения данного вопроса. Полагаем, что следует значительно увеличить объемы ассигнований федерального бюджета для решения жилищной проблемы детей-сирот и минимизации существующей очереди либо рассмотреть вопрос о введении отдельного временного механизма для ликвидации "уже просроченных" обязательств в виде сформировавшейся очереди.
Вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Из федерального бюджета софинансируется соответствующее полномочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации. С 2020 года объемы субсидии из федерального бюджета на указанные цели предоставляются в объеме 10,0 млрд. рублей ежегодно (ранее - 7,7 млрд. рублей). При этом следует отметить низкое кассовое исполнение по расходам федерального бюджета по итогам 2020 года (8,5 млрд. рублей или 83,9% от предусмотренных 10,1 млрд. рублей) и в течение 2021 года (на 01.10.2021 - 5,1 млрд. рублей или 48% от предусмотренных 10,5 млрд. рублей (с учетом остатков 2020 года)). Минфином России неоднократно отмечалось, что для реализации права детей-сирот на получение жилья, в том числе для ликвидации накопившейся очереди, необходим комплекс мер, который должен найти отражение в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект).
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по формированию соответствующего законопроекта, предусматривающего комплексное изменение законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения жильем детей-сирот..
13. Комитет отмечает, что в проект бюджета заложено финансирование веденных в 2021 году мер социальной поддержки семей с детьми, например,
- 100%-ной оплаты больничных листов при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет,
- ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности,
- ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (одиноким родителям).
Таким образом, сохраняя финансирование введенных ранее мер социальной поддержки семей с детьми, проект бюджета предусматривает также реализацию тех мер, которые были предложены в текущем году.
14. Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", в процентном отношении к внутреннему валовому продукту (ВВП) составит 1,29% ВВП.
В 2021 году это соотношение составляет 1,2%, в 2020 году - 0,79%, в 2019 году - 0, 71%, в 2018 и 2017 годах - 0,58%, в 2016 году - 0,61% ВВП.
При этом на 2022 планируется также рост самого ВВП.
Поддерживая увеличение доли "семейно-детского бюджета" в структуре федерального бюджета страны, полагаем необходимым дальнейший рост расходов на государственную поддержку семьи и детей, как в абсолютном выражении, так и в процентном соотношении к ВВП.
Комитет считает, что какие-либо прорывные решения в сфере демографии невозможны без совершенствования семейной политики, введения новых стимулирующих мер поддержки семей. При этом необходимость таких решений диктуется демографическими вызовами, с которыми столкнулась Россия: стремительное падение основных демографических показателей, рост смертности, вызванный, в том числе, заболеванием, вызываемым новой коронавирусной инфекцией COVID-19, уменьшение числа рождений, снижение общего коэффициента рождаемости - ставят перед государством необходимость противостоять этим явлениям.
15. При рассмотрении вопроса о выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, а также за нетрудоспособными гражданами, установленных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175, следует учитывать следующее.
В настоящее время размер указанных выплат родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) увеличен до 10 тысяч рублей во исполнение послания Президента Российской Федерации. На осуществление соответствующих выплат в федеральном бюджете предусматривается сумма в 2022 году - 72 млрд. 008 млн. руб.
Федеральным законом N 385-ФЗ по данному направлению предусмотрено:
На 2021 год - 72 млрд. 117 млн. руб.
На 2022 год - 77 млрд. 175 млн. руб.
На 2023 год - 83 млрд. 576 млн. руб.
Таким образом, размер ассигнований на 2022 год остается практически неизменным в сравнении с 2021 годом, вместе с тем - снижается по сравнению с объемами, заложенными Федеральным законом N 385 на 2022 год.
Кроме того отмечаем, что размер ежемесячных выплат иным лицам до сих пор остается на низком уровне (1200 рублей). Комитет предлагает рассмотреть вопрос об увеличении размера указанной выплаты данной категории лиц.
По мнению Минфина России, данный вопрос необходимо рассматривать с учетом комплексного подхода к социальной поддержке нетрудоспособных лиц и ухода за ними в рамках системы долговременного ухода, осуществляемого в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
16. Анализ положений законопроекта позволяет сделать вывод, о том, что в проекте заложено увеличение ассигнований на государственную программу "Социальная поддержка граждан", "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, "Развитие здравоохранения", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и др., в части, касающейся социальной поддержки семей, материнства и детства.
При этом по отдельным мероприятиям внутри государственных программ мы фиксируем снижение объемов ассигнований.
Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения и Правительство Российской Федерации изыщет возможности для таких изменений.
17. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2021 году акцент сделан на безусловное исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате государственных пособий, реализации иных мер поддержки.
18. Высказанные замечания Комитет предлагает отразить в соответствующем постановлении Государственной Думы.
19. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
------------------------------
1 Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации Минфина России об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.