Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено утверждение показателей федерального бюджета на 2022 год, а также бюджетных назначений на два последующих года (плановый период), подлежащих в дальнейшем уточнению при подготовке и рассмотрении проектов федерального бюджета на соответствующие очередные финансовые годы.
Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры является ответственным за рассмотрение государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", а также подразделов 04 08 "Транспорт" и 04 09 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" расходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Расходы федерального бюджета по подразделу 04 08 "Транспорт" раздела 04 "Национальная экономика" в 2022 году составят 374 232 066 тыс. рублей, в 2023 году - 297 134 129,3 тыс. рублей, в 2024 году - 317 496 471,8 тыс. рублей.
Расходы федерального бюджета по подразделу 04 09 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" раздела 04 "Национальная экономика" в 2022 году составят 972 192 736,2 тыс. рублей, в 2023 году - 1 088 978 575,1 тыс. рублей, в 2023 году - 1 093 546 603,9 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы", в 2022 году составят 1 273 508,3 млн рублей, в 2023 году - 1 298 834,7 млн рублей и в 2024 году - 1 329 621,5 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 385-ФЗ), в 2022 году увеличены на 100 631,6 млн рублей, в 2023 году на 65 597,4 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, увеличены на 30 786,8 млн рублей.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" запланированы в 2022 году в объеме 331 713,3 млн рублей, в 2023 году - 445 839,7 млн рублей, в 2024 году - 544 790,4 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 114 795,3 млн рублей, в 2023 году - на 166 682,5 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, увеличены на 216 418,5 млн рублей.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" запланированы в 2022 году в объеме 295 861,6 млн рублей, в 2023 году - 146 035,1 млн рублей, в 2024 году - 88 977,3 млн рублей.
Комитет отмечает, что в законопроекте представлена информация о распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"; распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива; распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление реконструкции объектов в аэропортовых комплексах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Информация о распределении межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам субъектов Российской Федерации на 2022 год будет предоставлена Комитету в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заключает, что общий объем расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы" в соответствии с законопроектом в 2022 году увеличивается на 8,6% по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ; в 2023 году увеличивается на 5,3% по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ; в 2024 году увеличивается на 2,3% относительно объемов, предусмотренных законопроектом на 2023 год. Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные качественные дороги" в соответствии с законопроектом в 2022 году увеличивается на 52,9% по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ; в 2023 году увеличивается на 59,7% по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ; в 2024 году увеличивается на 65,9% относительно объемов, утвержденных паспортом национального проекта на 2024 год.
Общие расходы федерального бюджета на поддержку и развитие транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры значительно увеличиваются.
Комитет положительно отмечает увеличение финансирования на реализацию мероприятий, направленных на развитие федеральной, региональной и местной дорожных сетей, модернизацию пассажирского транспорта в городских агломерациях, развитие морских портов, развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, на финансирование вопросов обеспечения доступности услуг воздушного и железнодорожного транспорта.
Увеличены и расходы на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на финансирование научных исследований и цифровизацию в сфере дорожного хозяйства. Также следует отметить, что значительно увеличен объем предусмотренных резервных средств.
Комитет считает необходимым отдельно отметить планируемое расширение перечня объектов реконструируемой аэродромной инфраструктуры до 33 аэропортов в 2022 году и планируемое завершение проектных и изыскательских работ еще в 6 аэропортах; значительное увеличение финансирования железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла; планируемые работы по дноуглублению Волги, включающие в себя создание судоходного канала от города Городец до города Нижний Новгород; достаточный объем средств для ремонта аварийных мостов и путепроводов (422 млрд. рублей на 2022 - 2024 годы, из которых 68 млрд. рублей планируется выделить в 2022 году).
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на необходимость выделения дополнительного финансирования на реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в федеральную собственность в 2018 - 2021 годах в соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения". Данное финансирование должно быть предусмотрено в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет положительно оценивает планируемое увеличение общего объема финансирования транспортной отрасли и развития транспортной инфраструктуры в 2022 - 2024 гг., поддерживает проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и рекомендует его к принятию Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.