Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года, и отмечает.
1. Проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Законопроект) отвечает основным требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Подготовка Законопроекта осуществлялась в сложных условиях, включая высокую степень неопределенности уровня цен на мировых рынках, пандемию, возникновение непредсказуемых обстоятельств, непосредственно влияющих на параметры федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом.
3. Комитет констатирует, что основные результаты исполнения федерального бюджета за 2020 год, включая рассмотрение проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2020 год", в том числе в отношении финансового обеспечения Счетной палаты Российской Федерации, требуют дополнительного рассмотрения в очередном бюджетном цикле.
4. В соответствии с требованиями статьи 196 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законопроект должен быть рассмотрен в течение 60 дней. При этом базовые вопросы и подходы к реализации налогово-бюджетной, долговой политикам, межбюджетному регулированию, подлежат предварительному рассмотрению, в том числе в рамках работы по проекту Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
5. Комитет считает важным актуализировать вопрос о пределах отклонений между показателями, утверждаемыми в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и результатами его исполнения.
6. В соответствии с решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 13 октября 2021 года N 1) Комитет Государственной Думы по контролю назначен соисполнителем по рассмотрению проекта федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" в части информации о Счетной палате Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности
Таблица 1
млн рублей
Наименования непрограммных направлений деятельности |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
ВСЕГО |
4 592 677,8 |
4 501 088,7 |
5 101 249,1 |
113,3 |
4 762 471,5 |
5 546 789,9 |
116,5 |
5 635 953,3 |
101,6 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счетная палата Российской Федерации |
4 694,9 |
4 829,5 |
4 987,1 |
103,3 |
4 924,4 |
5 043,7 |
102,4 |
5 224,1 |
103,6 |
источник: пояснительная записка к Законопроекту
В целом можно констатировать достаточно устойчивый рост соответствующих расходов, обеспечивающих функционирование Счетной палаты Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования по направлению "Счетная палата Российской Федерации" в 2022 году составят 4 987,1 млн рублей, в 2023 году - 5 043,7 млн рублей, в 2024 году - 5 224,1 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 157,6 млн рублей, в 2023 году на 119,3 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 180,4 млн рублей.
На изменение расходов по направлению "Счетная палата Российской Федерации" (в 2022 и 2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
- на оплату труда в связи с индексацией в 2024 году на 165,1 млн рублей;
- на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения и комплексов программных средств в составе государственной информационной системы "Информационно-телекоммуникационная система "Контроль" Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году на 130,8 млн рублей, в 2023 году на 136,0 млн рублей, в 2024 году на 5,4 млн рублей;
- на выполнение работ по развитию системы обеспечения информационной безопасности Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году на 116,8 млн рублей, в 2023 году на 67,2 млн рублей;
- на поставку, монтаж, установку и наладку оборудования системы контроля доступа в административное здание Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году на 24,2 млн рублей;
- на командировочные расходы (в части расходов по проезду к месту командирования и обратно) работников Счетной палаты Российской Федерации в 2023 году на 19,3 млн рублей;
- на проведение работ по защите информации в выделенных помещениях Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году на 4,1 млн рублей, в 2023 году на 0,5 млн рублей, в 2024 году на 0,1 млн рублей;
- на оказание переводческих услуг в 2022 году на 2,5 млн рублей, в 2023 году на 1,9 млн рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
- на автотранспортное обслуживание работников Счетной палаты Российской Федерации в связи с передачей полномочий Управлению делами Президента Российской Федерации в 2022 году на 120,5 млн рублей, в 2023 году на 105,4 млн рублей и увеличение в 2024 году на 9,6 млн рублей;
- на взносы в международные организации в связи с изменением прогнозного среднегодового курса доллара США по отношению к рублю в 2022 году на 0,1 млн рублей, в 2023 году на 0,1 млн рублей.
Комитет Государственной Думы по контролю отмечает, что комментарии и обоснования по увеличению бюджетных ассигнований не всегда дают возможность понять причины изменений отдельных составляющих расходов.
Вопрос о финансовом обеспечении должен быть увязан с необходимостью проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также с их качеством, востребованностью со стороны в том числе Федерального Собрания Российской Федерации.
Представляется важным дополнительно рассмотреть вопрос о параметрах "Информационно-телекоммуникационной системы "Контроль", в том числе с учетом обеспечения возможности подключения к данной системе в целях ускорения и повышения эффективности ознакомления с соответствующими результатами работы, а также по развитию системы обеспечения информационной безопасности Счетной палаты Российской Федерации.
7. Комитетом рассмотрено заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Комитет разделяет позицию Счетной палаты Российской Федерации о наличии недостатков в Положении системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (далее - Положение), а именно:
1). Не предусмотрена увязка Положения с основными и отраслевыми документами стратегического планирования.
2). Понятие структурных элементов государственных программ Российской Федерации не предусмотрено Федеральным законом от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
3). Отсутствуют требования о наличии в государственных программах Российской Федерации раздела по оценке рисков их реализации.
4). Отсутствует требование о формировании целей государственных программ Российской Федерации в соответствии с критериями релевантности, адекватности и однозначности.
5). Не определены роль и место федеральных целевых программ.
6). Отсутствует порядок обеспечения согласованности государственных программ Российской Федерации с государственными программами Российской Федерации субъектов Российской Федерации.
Также в данном Заключении Счетной палаты Российской Федерации отражены недостатки формирования государственных программ Российской Федерации:
- паспорта содержат значения только на период 2022 - 2024 годов, отсутствует информация о финансовом обеспечении и показателях на весь период реализации;
- только в 17 паспортах, или 35,7% общего количества паспортов, отражены объемы налоговых расходов;
- 35 из 47 государственных программ Российской Федерации, или 75,5%, не соответствуют документам стратегического планирования;
- неизменность показателей по годам реализации - 50 показателей, или 10,5%, по 23 государственным программам Российской Федерации;
- слабовыраженная динамика - 87 показателей, или 18,2%, по 30 государственным программам Российской Федерации;
- сохраняется проблема отсутствия фактических показателей на момент составления Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации.
8. Комитетом Государственной Думы по контролю запланировано рассмотрение вышеназванных вопросов в рамках проведения работы по парламентскому контролю.
9. Комитет Государственной Думы по контролю рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в первом чтении, отмечая целесообразность дальнейшего повышения прозрачности и обоснованности бюджетного процесса.
Председатель Комитета |
О.В. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.